7 мин.

ХК Лев и чешский хоккей

«Львиная» доля

Континентальная хоккейная лига – это открытая международная хоккейная лига, объединяющая команды из России, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Словакии, Украины и Чехии, которые ежегодно разыгрывают между собой главный приз – Кубок Гагарина. КХЛ появилась в 2008 году, а одной из главных задач отцов-основателей новой лиги стала ее экспансия в Европу с целью создания в будущем Паневропейской хоккейной лиги. Однако «движение на Запад» столкнулось с рядом трудностей, преодолеть которые удалось лишь к 2011 году. Именно тогда появился в КХЛ первый хоккейный клуб из дальнего зарубежья – ХК «Лев» из словацкого города Попрад, который отыграл в лиге один сезон. В январе 2012 года стало известно о том, что единственным собственником клуба стала одна из крупнейших компаний в ЧР ČKD Group (данная компания с 2009 года участвовала в качестве субподрядчика концерна «Газпром» в сооружении газопровода Nord Stream, а с 2011 года – сотрудничает, в том числе, с корпорацией «Росатом» в рамках проектов по сооружению атомных электростанций). Ее руководство поддержало идею российских руководителей КХЛ об экспансии лиги в Чехию и приняло решение перевезти ХК Лев из провинциального Попрада в Прагу. Таким образом, с сентября этого года пражский «Лев» играет в Континентальной хоккейной лиге.

Вступление клуба из Чешской Республики в международную лигу существенно изменило соотношение сил на чешском хоккейном горизонте. Чемпионат Чехии по хоккею (Экстралига) получила серьезного конкурента в лице Континентальной хоккейной лиги, которая реально претендует на значительную часть местного рынка. Данный факт вызвал значительный резонанс в спортивных и болельщицких кругах Чехии: хоккейное сообщество разделилось фактически на два лагеря, «за» и «против» присутствия в ЧР КХЛ. Для того чтобы понять аргументы каждой из сторон, необходимо рассмотреть различные аспекты влияния интеграции чешского хоккея и Континентальной хоккейной лиги, которая стремительно набирает обороты.

Аспект №1. Финансы и маркетинг

Как известно, клубы чешской Экстралиги не могут похвастаться стабильным финансовым положением (исключение составляет, пожалуй, лишь ХК Пльзень – команду спонсирует концерн Škoda, при поддержке Škoda Transportation и Škoda JS, активно работающих на российском направлении, а также ХК Кладно – главным спонсором и владельцем которого является Яромир Ягр). В результате, ежегодно лучшие игроки и талантливая молодежь уезжают играть за границу, вследствие чего продолжается снижение соревновательного уровня чешского чемпионата, уменьшается к нему интерес со стороны болельщиков (нынешний всплеск интереса связан во многом с забастовкой в НХЛ) и спонсоров.

В свою очередь, вместе с КХЛ в Чехию пришли не только деньги, но и появилась реальная возможность их зарабатывать. Прага и КХЛ отлично дополняют друг друга, так как Прага – это один из самых крупных и богатых городов в Центральной и Восточной Европе, где существует большой спрос на спортивное зрелище самого высокого качества (уровень чешских национальных спортивных чемпионатов зачастую не отвечает европейским стандартам). КХЛ, в свою очередь, это спортивная организация, обеспечивающая высочайший уровень соревнований лучших хоккейных клубов Европы, способное привлечь огромное число болельщиков и спонсоров. Таким образом, при должном подходе проект под названием «клуб КХЛ в Праге» способен приносить прибыль, что само по себе станет значительным импульсом для развития чешской спортивной индустрии. Кроме того, спонсорство ХК Лев Прага позволяет крупным и средним чешским компаниям «засветиться» перед 160 миллионами потенциальных покупателей (население РФ, Белоруссии, Латвии, Казахстана), что может стать плацдармом для их продвижения на перспективный и быстрорастущий рынок РФ и СНГ (пример компании Moravské naftové doly – спонсора КХЛ – яркий тому пример).

Со вступлением «Льва» в КХЛ в выигрыше остается и чешская федерация хоккея (Чешский хоккейный союз), заручившаяся финансовой поддержкой ČKD Group. Не секрет, что именно позиция ЧХС была до нынешнего года непреодолимым препятствием для кураторов проекта «Лев в Чехии» в их стремлении заявить клуб из Чехии в Континентальную хоккейную лигу. «Зеленый» свет федерация хоккея дала лишь после того, как собственник и основной спонсор «Льва» ČKD компания Group согласилась финансировать различные программы федерации по развитию хоккея в стране в обмен на согласие с участием чешского клуба в КХЛ. Помимо этого, пражский клуб обязался выплачивать компенсации командам Экстралиги в случае переход их игрока в стан «хищников».

Сообщается, что активными участниками переговорного процесса между ČKD Group и ЧХС были представители «Газпрома». Достоверно известно, что Илья Кочеврин, вице-президент КХЛ по маркетингу и коммерции и исполнительный компании «Газпром-экспорт» провел в конце марта в Праге более 10 дней, в течение которых общался с чиновниками Чешского хоккейного союза. По неофициальной информации, именно Александр Медведев (президент КХЛ и глава «Газпром-экспорта»), которого Кочеврин представлял, настоял, чтобы ČKD Group стала спонсором местной хоккейной федерации.

Аспект №2. Молодежь

На мировом хоккейном форуме, который проходил в 2011 году в Торонто, генеральный менеджер сборной Чехии Славомир Ленер заявил «о пугающих масштабах оттока чешских юниоров за океан и неспособности большинства из них раскрыться в новых для себя условиях». В результате, по словам чиновника, чешский хоккей ежегодно теряет очень много талантливых хоккеистов, что является, в свою очередь, одной из причин падения общего уровня молодежного хоккея в стране. К примеру, последние медали на чемпионате мира среди молодежных команд сборная Чехии завоевала семь лет назад.

Подтверждают негативную тенденцию и  результаты драфтов НХЛ (процедура передачи прав на молодых хоккеистов, удовлетворяющих определенным критериям отбора, профессиональным клубам Лиги). Согласно этим данным, в семи раундах драфта НХЛ – 2012 было выбрано лишь шесть молодых чешских игроков, при этом Радек Факса (выбран «Даллас Старз») и Томаш Хертл («Сан Хосе Шаркс») стали первыми чехами за последние пять лет, задрафтованными в первом раунде (до того, в 2007 году «Филадельфия Флайерз» выбрала Якуба Ворачека под общим седьмым номером).

Ранее выбор молодого чешского игрока, желающего попробовать свои силы за рубежом, делался исключительно в пользу НХЛ или других североамериканских лиг. И даже если бы по уровню своего развития КХЛ сравнялась с НХЛ (инфраструктура, посещаемость), то его выбор все равно бы пал на США и Канаду, где уровень жизни несравненно выше, чем в России. Однако в условиях участия чешского клуба в Континентальной хоккейной лиге значительная часть молодого поколения местных хоккеистов задумаются, где играть: у себя на родине в престижном соревновании или за океаном. Примеру Романа Червенки, лучшего хоккеиста экстралиги 2010 года, выбравшего КХЛ, как плацдарм на своем пути в НХЛ, может последовать ряд перспективных чешских хоккеистов. А выиграть от этого должны все: и КХЛ, получившая сильного молодого игрока, и чешский хоккей, сохранившего для себя талантливого игрока.

Аспект №3. Болельщицкий интерес

Любой чешский болельщик со вступлением «Льва» в КХЛ получил возможность поболеть за любимую команду и увидеть игру европейских звезд, не выезжая за пределы ЧР. И статистика средней посещаемости матчей «Льва» в этом сезоне (чуть больше 8 000 человек), а также аншлаг на матче против московского «Динамо», который проходил на самом большом хоккейном стадионе в Центральной и Восточной Европе О2 арене, свидетельствует о том, что «хищники» уже заняли свою нишу на пражском хоккейном рынке. Произошло это, во многом, благодаря двум основным факторам.

Во-первых, это локаут НХЛ, благодаря которому в КХЛ приехали играть звезды мирового хоккея (Ковальчук, Малкин, Овечкин, Дацюк, Хара). А во-вторых, правильно выбранная стратегия руководства клуба по продвижению бренда «Лев» в Чехии. В частности, была проделана огромная работа по популяризации клуба в интернете (например, открыты официальные страницы клуба в фейсбуке и твиттере), на высоком уровне организована работа с болельщиками (во время, до и после матчей), установлены доступные цены на билеты (например, самый дорогой абонемент стоит 5 200 крон).

Кроме того, интерес к КХЛ со стороны чешских болельщиков обеспечен благодаря тому, что в рамках нового для Чехии соревнования возобновилось соперничество чешских и словацких хоккейных клубов. Накал в уже прошедших двух «федеральных дерби» можно было сравнить разве что с хоккейным противостоянием Уфы и Казани, футбольным Мадрида и Барселоны, бейсбольным Бостона и Нью-Йорка. Конкуренция «Льва» и «Слована» является одной из главных интриг нынешнего сезона для чешской спортивной общественности.

Аспект №4. Значение ХК «Лев» для Континентальной хоккейной лиги

Вступление хоккейного клуба из Праги в КХЛ стало большим событием для всего российского и кахеэловского хоккея. Участие команды из крупной европейской столицы стала огромным шагом для руководства Лиги в их стремлении по продвижению КХЛ на европейский континент. В этой связи выступление, а также результаты коммерческой деятельности и работы менеджмента «Льва» по популяризации клуба в Праге, станут показательными для владельцев шведских, финских, немецких клубов, рассматривающих возможность вступления в Континентальную хоккейную лигу.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал чешского хоккейного рынка для КХЛ и первоначальные успехи в спортивной и коммерческой деятельности проекта ХК «Лев Прага» в Чехии, о его жизнеспособности можно будет объективно судить лишь спустя несколько сезонов.