6 мин.

С метра - нелегко. Почему я ненавижу питерский СКА

Блог «Пивное Пузо» разбирает по косточкам собственную острую нелюбовь к обладателям Кубка Континента и быстро приходит к выводу, что причины всего, как обычно, вне хоккейной площадки.

СКА

Пару вечеров назад я был сам не свой. Ненавистный прежде комментатор Мосалёв вдруг стал моим любимым. Московский пригород со смешным названием «Мытищи», над которым в центральных СМИ я привык видеть только шутки, вдруг стал городом моей мечты. Мне вдруг захотелось надеть жёлто-синий свитер и раствориться среди этих добрых счастливых людей на трибунах. Я вдруг понял, что нападающий Каблуков - второй мой любимый игрок; а первым вдруг стал нападающий Майоров. Вдруг, молодой нападающий Шмелёв на целых два часа заставил забыть фамилию “Ничушкин”. Внезапно я решил, что после окончания матча обязательно напишу в личку Билялетдинову, что если кто и может усилить вратарскую линию на неминуемой сочинской олимпиаде, то только вратарь Галимов - вдруг наш тренер не смотрит этот матч? В общем, кажется, я немного сошёл с ума. Из-за чего? Всё очень просто. На моих глазах Атлант в третьем, домашнем, матче серии первого раунда Кубка Гагарина выигрывал у питерского СКА.

Целый комплекс причин склонял следить за серией “СКА - Атлант”. В первую руку это выводы нашей, не всегда ловкой хоккейной критики о том, что тут не будет ничего интересного и всё закончится, не начавшись, четырьмя сухарями Ежова; желание посмотреть всю серию целиком, а потом стянуть с торрентов и пересмотреть ещё раз у меня возникло просто из ухарского и молодецкого чувства противоречия. Во-вторых, из Питера и из Мытищ течёт самая качественная картинка. В-третьих, каков сюжет! Растрёпанный, с окровавленными кулаками, в порванной футболке, девять побед в последних одиннадцати матчах, Атлант, который, случайно выронив свой именной и безотказный кольт (ну, вы понимаете), в последний момент успел схватиться за поручень уходящего поезда плей-офф, где его ждал главный, как всем кажется, босс - с щегольским и противным пробором на голове, дорогим парфюмом в подмышках, ярлычком “новый уровень” на спине, чемоданом денег под стулом и винтовкой М-16 в руках. Ведь если смотреть только на цифры - первая команда Запада против восьмой - то получается скука смертная. А если иметь ввиду прилагательные - складывается самый интересный сюжет первого раунда. Ну или один из.

Растрёпанный, в порванной майке, Атлант в последний момент успел схватиться за поручень уходящего поезда плей-офф, где его ждал главный босс - каков сюжет!

В-четвёртых - и, закрадывается ощущение, что в-главных - на свете нет ничего страшнее, чем пропустить очередной громкий питерский, извините, фейл. Даже перспектива лицезреть итоговую победу СКА страшит меня меньше. Питерские в этом смысле давно стали заложниками собственных амбиций – кажется, кто-то раньше уже высказывал похожую мысль – выиграй они все серии со счётом 4:0, никто и бровью не поведёт, мол, понятно, бюджет, уровень исполнителей, Ялонен. А каждая опечатка, любой, даже самый случайный провал оборачивается смешным и громким шабашем во всём нашем стихийном околохоккее - одних только гифок будет сколько! В общем, если это путь к победе - то я хочу его видеть. А если путь, как обычно, к надеждам на следующий сезон, то видеть его я обязан! Вне зависимости от того, грохот от падения или славные фейерверки победы, я хочу находиться в первых рядах.

И знаете, у меня не проходит стойкое ощущение, будто я такой не один.

Не в узком смысле злорадной слежки за СКА, а в смысле осознания текущего обладателя Кубка Континента нашим главным внутренним врагом. У меня нет точных фактов и доказательств в пользу этого ощущения - оно на то и ощущение, чтобы ничего подобного под собой не иметь. Но есть кое-какие воспоминания, образы, всплывающие в сознании картинки. О прошлогодних текстах Трактор_Бэнга, в которых он желал турнирному пути СКА, в общих чертах, медленной и мучительной смерти - которая, в общих чертах, и происходила. О постах в дружеской ленте Живого Журнала, где мне, стороннему для сетевого хоккейного сообщества пользователю, попадались изображения сарделек - и я некоторое время не мог понять, при чём тут, собственно, сардельки? В конце концов о том, как пару вечеров назад, извините, топили за Атлант комментатор Мосалёв и его коллега, фамилию которого я не запомнил, но с которым сошёлся мнениями в эпизоде, когда Максим Афиногенов ловко, одним движением убрал защитника, оказался в метре, буквально, от ворот - и промахнулся. “С метра - нелегко”, - подумал я.  “С метра не попал”, - попытался пошутить комментатор. Но воспоминания, образы и картинки на чашу весов не положишь и делать вид, будто существует общий заговор против Питера я не буду просто в силу того, что у меня нет никаких соратников - моё ощущение о том, что пару вечеров назад против СКА болел весь мир, говорит только о том, что пару вечеров назад против СКА болел я. И у меня нет ни малейших оснований говорить от чьего-нибудь ещё лица, кроме своего.

Почему я так не люблю СКА?

Естественно, из-за денег. СКА на моих глазах, несколько лет, упорно, хочет купить то единственное, что в спорте не продаётся - а именно, Победу (пожалуй, этим словом я заменю сочетание “Кубок Гагарина”, для дополнительной образности). В СКА думают, что выиграть можно, просто купив Максима Афиногенова - “ХА-ХА-ХА”, - громко в ответ рассмеялась Победа. В СКА решили, что Победу можно купить, призвав в свои ряды своего злого гения - Милоша Ржигу - в той серии СКА как раз был убит издевательски, максимально, как тогда казалось, неподходящим для этого предметом. Имея ввиду деньги, лига меняет свой регламент в прямой зависимости от нужд СКА - если нужен Ковальчук, Тарасенко и Бобровский, то лимит будет три энхаэловца на нос. Если Ковальчук, Тарасенко и Бобровский вдруг уехали - будет расширено трансферное окно, а по Ковальчуку “будут вестись переговоры”. Принимая во внимание все эти слагаемые, я не могу не признать: СКА - безобразный, грязный, неприятный, злой и кусачий мешок нефтяных денег, возомнивших о себе невесть что.

Максим Афиногенов ловко, одним движением убрал защитника, оказался в метре, буквально, от ворот - и промахнулся. С метра - нелегко, по-другому не скажешь

Знаете, что самое странное? На этом аргументы заканчиваются. Со всех остальных точек зрения хоккейный клуб “СКА” (Санкт-Петербург) - образец для подражания. Они прекрасно - говорю как простой зритель - работают с мифотворчеством команды, сплетая воедино её историю, всевозможные визуальные ряды и болельщицкую патетику. Я жду не дождусь момента, когда великий и ужасный сетевой магазин лиги станет продавать образцы питерской формы, чтобы завести себе свитер с фамилией, например, “Тихонов”. Трансляция первого питерского матча серии, на мой, простого зрителя, вкус, выдавала идеальную хоккейную картинку - радостные, яркие, семейные болельщики, доблестная команда, благородный соперник-крепость. Даже Максиму «с метра – легко» Афиногенову этот самый слоган припоминаем только я и тот сподвижник комментатора Мосалёва.

Отталкиваясь от этих фактов, я очень часто ловил себя на мысли, как это наверное прекрасно - быть болельщиком СКА. Но я, повторюсь, за весь российский хоккей - а в нём роль СКА не так однозначна. Я ведь и затеял этот текст, чтобы разобраться, откуда причины такой искренней, до катания по полу, ненависти - в конкретно моём случае. Кроме денег, со всеми вытекающими, других аргументов против Питера не набирается - Салават лет пять назад был, по ощущениям, ничуть не менее злым мешком купюр, и ничего. К тому же, на противоположной чаше питерских весов прекрасные достижения в области “Нового Уровня” - с полными трибунами, яркими лампочками, отличной картинкой. Всё это более-менее сводит разницу к нулю. Что тогда остаётся?

Тут в спор включаются великие силы драматургии - спорт им вполне подвластен. Спорту, как любой драме, нужны антигерои. Нужен злодей с пробором, мешком денег и винтовкой в руках, который непременно будет бит - не Атлантом, так Динамо, не в первом раунде, так во втором. Такие злодеи нужны всегда - и если это полнометражка, то в конце их убивают максимально неподходящим для этого предметом, а если сериал - то бережно ведут из серии в серию, чтобы в конце каждой как следует отшлёпать. И раз уж я взялся мыслить розыгрыш Кубка Гагарина именно драматическим сериалом, то в нём должна быть команда, которую из года в год мы бережно будем подводить в плей-офф, но которая не должна выиграть Кубок никогда. На сегодняшний день СКА - именно такая команда.