8 мин.

Немного о маркетинге в Донецке

Привет!

Замечаю, что на Трибуне интерес вызывают посты, посвященные таким вопросам, как маркетинг и дизайн. Что касается дизайна, про украинский хоккей я еще напишу, а вот о маркетинге и работе с болельщиками в "Донбассе" расскажу прямо сейчас. Несмотря на то, что "Донбасс" - новый клуб, тут страются сразу подойти к делу профессионально и с размахом. К сожалению, получается не во всем, но иначе не может и быть. Но то, что уже сделано и делается - лично меня вполне устраивает.

Замечу, что написанное ниже относится только к КХЛ. С нашей отечественной лигой ситуация совсем другая, и сейчас я ее затрагивать не буду.

Во-первых, как же узнать, что в городе есть хоккей? Тут все стандартно и без изысков: афиши, билборды (или как там их правильно называть), возможно, есть реклама по местным каналам по телевизору, и точно есть на украинском свежесозданном канале "Хокей" (тут ошибки нет, так по-украински называется). Еще возле центральной площади города на здании есть огромный коллаж с хоккеистами, правда еще с прошлого сезона. Впрочем, самые заметные там персонажи - Кочетков, Матерухин, Варламов - до сих пор в команде.

Если вы владелец абонемента - при покупке вы заполнили анкету и указали свой номер телефона. Поэтому теперь вы получаете от клуба смс с напоминаниями о матчах. Еще, скорее всего, поздравления с днем рождения, новым годом, 23 февраля\8 марта - не было еще шанса проверить.

Сам хоккей проходит на арене Дружба. Это стандартный советский дворец спорта, который за последние годы пережил несколько реконструкций, и в результате получилось маленькое, но уютное сооружение, в котором можно вполне комфортно смотреть хоккей. Арена вмещает около 4100 зрителей. Зрительские места разделены на 12 секторов, с улицы на каждый сектор нужно заходить строго через отдельный вход - зайти с билетом в 8 сектор через вход на 12 не дадут. С Ареной можете ознакомиться по ссылке.

Это буфеты - они буквальному по всему периметру. На полу можно заметить элементы хоккейной разметки. Где-то в правом верхнем углу сейчас находится фан-зона с играми и конкурсами.

Возле центрального входа на арену слева находится фан-магазин, а справа - кассы. И то, и другое доступно онлайн - как вы догадались по гиперссылкам. Цены в интернет-магазине немного ниже, чем в магазине на арене, но доставка все равно не даст вам сэкономить. Сам я онлайн-сервисами не пользовался, но по электронным билетам многие ходят и все работает как часы. Онлайн-билеты были еще в ВХЛ, а вот интернет-магазин открылся только где-то в начале этого лета.

Билеты на шесть секторов стоят 20 грн (около 80 рублей), на четыре сектора - 40 гривен, еще на 0.8 сектора - 80 гривен, и на 1.2 сектора - 300 и 350 гривен. Не считая вип-мест, цены очень доступные.

Пока в принципе все цивильно. Дальше подходим к тому, что мне НЕ нравится. Первое: ситуация с атрибутикой. Всяких значков, магнитиков, кружек, зажигалок и прочего - даже больше, чем надо. Шарфы, кепки, шапки, жутко бесящие меня пластиковые палки-мозгое*алки, картонки, которые можно либо развернуть и показывать надпись "Донбасс вперед", либо хлопать ими об руку, колено или голову соседа снизу - этого тоже в достатке. Цены и ассортимент можете посмотреть в интернет-магазине в разных разделах. Чтобы примерно разобраться с ценами - курс можно упрощенно взять 4 рубля за 1 гривну (это совсем рядом с истиной) и просто множить все на 4. Плохо с джерси, футболками, майками и прочим. Вот что у нас есть:

Годный комплект детской одежды - вполне симпатично и недорого - 150 гривен. Купил бы себе, да вот беда - большой сильно.

Футболка белая с эмблемой - хрень за 150 гривен (600 рублей) - дорого, и есть уверенность, что просто в ближайшей дизайн-студии нанесли рисунок на майку и продают теперь с большой накруткой. За сравнимые деньги (где-то меньше, где-то больше) можно нарисовать рисунок в фотошопе и заказать себе уникальную майку.

Футболка красная - те же 150 гривен, эмблемы нет, надпись какая-то фонаревая, в общем ощущение от осмотра предыдущей футболки только крепнет.

Толстовка. Серая. Приехали. Тут уж 146% - нашли ящик серых толстовок, на них чуть ли не кисточкой нарисовали эмблему клуба и продают за 500 гривен (2000 рублей). Краску, которой нарисована эмблема, можно ногтем отодрать. Что будет, если пару раз постирать это - даже думать страшно. О том, что в цветах Донбасса серого нет - даже и говорить неохота. Чего было не найти хотя бы ящик красных толстовок и проделать ту же манипуляцию с нанесением эмблемы - ума не приложу.

Игровой джерси клуба стоит 600 гривен. Фокус в том, что их для болельщиков не делали. После предсезонки в магазин выложили те, в которых игроки играли матчи на сборах и предсезонных турнирах. Сейчас их раскупили, и, если хочешь купить себе джерси - закажи, и тебе попробуют снять ее с игрока. Как-то так.

Еще недавно в продажу поступили куртки - в цветах "Донбасса" и с надписью, но вот фото пока в сети нет, и я тоже их не фотографировал. Цена 850 гривен.

Второй и главный фейл - это программа лояльности. Смысл в следующем: заполняем анкету, забираем в кассах карту. При покупке даем ее, и за каждую гривну начисляется балл бонусов. Потом их (баллы) вроде как можно потратить в фан-шопе, при покупке онлайн-билетов и в специальных акциях. Пока клуб разродился аж одной специальной акцией: можно получить программку с автографом Евгения Белухина за - внимание - 1000 бонусов. Т.е., нужно потратить 1000 гривен - цена хорошего абонемента. При этом тот же автограф можно получить у самого Евгения совершенно бесплатно, он не откажет, я проверял.

Что касается других возможностей потратить бонусы - еще ничего не известно, на форуме работник клуба писал такое, от чего мои глаза начали кровоточить. Якобы, чтобы получить билет за 40 гривен, нужно отдать 4000 бонусов, т.е. потратить до этого 4000 гривен. Не вдаваясь в проценты от средних зарплат и прочее, скажу так: нужно купить 100 билетов, чтобы 101й получить бесплатно. В сезоне имеем 26 туров. Берем калькулятор, считаем. Жены и детей у меня нет, значит беру на хоккей девушку. А точнее, выходит, что нужно брать сразу трех девушек. Тогда вчетвером покупаем билеты и ходим 25 туров на хоккей как на работу, и в последнем 26ом туре один из нас наконец-то идет бесплатно! Ура! Очень приятно.

Мне лично не очень нужны эти халявы, бонусы, и прочее. Но коли уж взялись делать - делайте по-человечески, а этот абсурд на ровном месте создает негатив по отношению к клубу. Нет возможности давать реальные бонусы - не говорите вообще ничего о них, все и так проживут.

Ну и напоследок, что на матче. В перерывах между периодами ходит какой-то чудик с микрофоном, заставляет сектора кричать кто громче, и в самом громком проводит викторину с хоккейными вопросами. Призы - футболка типа той, что выше, и копеечные календарики - смешно. Разыгрывайте хотя бы шарфы или шапки, они красивые. А если я захочу календарик, я пойду и куплю.

Закончу приятным. Туалеты, буфеты - в полном порядке. Цены в буфете такие: кола\кофе\чай - 10 гривен, хот-дог\сендвич\картошка фри - 15-20 гривен, пиво - 14 гривен. В городе можно все это найти и дешевле (не имею ввиду в магазинах), но в принципе это вполне приемлемо. Также есть фан-зона с плейстейшенами, аэрохоккеем, настольным хоккем, и еще один чудик, который проводит конкурсы. Вкусное фото:

Подытожу: в целом я доволен тем, что уже есть в ХК "Донбасс". Плюсы: комфортный ремонт на арене, буфет, фан-магазин, интернет-магазин, билеты как в кассах, так и в Интернете, важно, что они дешевые. Минусы: мало всяких свитеров, толстовок, хоккеек, а те, что есть, некрасивые, и жалко денег; программа лояльности пока являет собой пятое колесо от телеги; ну и этот бедолага-заводила - он старается, но он никому там не нужен. Возможно, лучше, чтобы он был, но я лично в этом смысла не вижу. Впрочем, для меня плюсы уверенно перевешивают минусы. Уверен, что с недостающей атрибутикой разберутся и сделают все в лучшем виде.

Использованы фото с официального сайта клуба hcdonbass.com

P.S. Спасибо всем, кто проявляет интерес к блогу - очень приятно видеть хорошую реакцию. Буду стараться и писать еще.