Шабанов зашел в НХЛ не хуже Кучерова. Хватило бы здоровья и терпения
Патрик Руа в восторге.

Это текст о ярком новичке «Айлендерс» Максима Шабанова, но начнем не с него. В начале ноября, пока мир ждал 900-й гол Овечкина, случилось еще одно важное событие. Никита Кучеров набрал 1000-е очко в чемпионатах НХЛ. По этому поводу захотелось пересмотреть его игры в дебютном сезоне, и осмыслить, почему же карьера лучшего правого крайнего мира последних 25 лет началась так скромно.
Всего лишь с 9+9 в 52 матчах. Как-то не впечатляет на фоне полтинника Ови в «Вашингтоне» или 75 очков Артемия Панарина в «Чикаго». Подробный разбор темы здесь, а, если коротко, три основных пойнта выглядят так:
Кучеров только учился играть в НХЛ и искал свою роль на площадке.
Главный тренер «Тампа-Бэй» Джон Купер только учился использовать Кучерова, искал ему подходящих партнеров и игровое время.
Кучеров плохо реализовывал моменты. Одних только выходов 1 на 1 Никита не забил с десяток, а сколько его пасов было загублено другими.
Никита, к слову, как и Шабанов спустя 11 лет, забил в дебютной игре, и эта единичка в графе «очки» пару недель оставалась без изменений. За первый месяц в НХЛ (15 матчей) он набрал лишь 5 (3+2) очков, что наводило на неправильные выводы тех, кто видел только цифры. Просмотр двух-трех смен нападающего в любой игре сразу разбивал опасения относительно будущего в НХЛ и отвечал на вопрос, почему Купер сразу влюбился в Кучерова и с тех пор не отпускал его от себя.
Даже тот, еще неокрепший ни физически, ни морально 20-летний Никита по-дацюковски читал игру, подстраивал ее под нужный для себя темп, изумительно открывался и создавал остроту, какие бы деревяшки ни находились рядом с ним. Только вот очки не набирал.
Статистика – штука важная, но было понятно, что скорее раньше, чем поздно, такой талант изучит особенности вратарей НХЛ, ему подберут таких же скилловых и шустрых ребят в звено, а дальше по закону диалектики количество перейдет в качество. С Кучеровым так все и произошло. По схожему сценарию развивается карьера Шабанова в «Айлендерс». Не обманывайтесь его невысокой результативностью – половинкой очка (3+4 в 14 матчах) в среднем – на старте первого сезона. С такой игрой Максима голы и передачи – это вопрос времени, и ждать осталось недолго.

Тренировочный лагерь получился тусклым – мы про это писали. Шабанов как тот мальчишка, который перешел из младшей школы в среднюю и еще в более сильный класс, сел на заднюю парту приглядеться и осторожничал. После Мемориала Глинки-2017 у Максима не было ни одного международного турнира, да и там он играл в четвертом звене. Да, в Челябинске он был королем, но на новом месте парни покрепче, кто-то постарше и понаглее. Бывали не только на городских, но и областных олимпиадах. Учителя строже, так что нужна была еще неделя, чтобы освоиться и не бояться поднимать руку.
Страх прошел довольно быстро. Первый матч, сразу гол «Питтсбургу», и там был еще классный пас на Пажо. Канадец как-то умудрился не забить. Во второй игре с «Вашингтоном» Максим спинорамой ушел от цепкого Мэтью Руа и не попал совсем чуть-чуть, а до травмы, выбившей его почти на месяц, отдал пару ассистов, не реализовал пару верняков сам и создал еще несколько моментов. Неплохо для новичка из третьего звена, который проводил по 12 минут за матч, немного играл в большинстве и часто игнорировался партнерами. Те не сразу привыкли, что на правом фланге «Айлендерс» появился толковый нападающий.

Техничными русскими из Челябинска НХЛ не удивишь, а если вспомнить Никиту Гусева и Вадима Шипачева, то и мозги в сочетании с умелыми руками это не гарантия места в составе. Но у Шабанова помимо заряженной на нестандартные решения головы и вагончика с мастерством есть другие козыри. Прежде всего это скорость, резкость и шикарное катание. Максим может раскачать защитника и рвануть в свободную зону, выкинуть один финт, тут же придумать другой, открыться, сменить позицию. Когда он и Мэттью Шефер начинают по очереди крутить улитки, передавая друг другу шайбу, хочется наложить на это восторженные крики Татьяны Тарасовой. С Шефером у Шабанова уже сложилась неплохая «химия». Это важный момент, учитывая, что Мэттью – новая икона хоккея Лонг-Айленда.
Как и в случае с новичком Кучеровым, Шабанову приходится часто играть с парнями из низших звеньев, но он не кричит «Помогите, душат!», а впитывает этот опыт и превращает кажущиеся недостатки в свои преимущества. Ветеран Сизикас не улавливает всех задумок Максима, но здорово бьется за шайбу у бортов и расчищает для него пространство на льду. Ричи не тянет одеяло на себя, принимая роль принеси-подай-выиграй вбрасывание. Пажо загасил несколько моментов, но как же он страхует в обороне. Хольмстрем, Хайнеман, Друэн… У Шабанова есть все, чтобы быть полезным или хотя бы не потеряться в любом из звеньев «Айлендерс». Он все лучше узнает НХЛ и своих партнеров, они все больше доверяют ему.
Главный тренер «островитян» Патрик Руа много лет назад не сработался с Кучеровым в юниорской лиге Квебека, но подход к Шабанову он, кажется, нашел. Нужны терпение и поддержка, иначе даже самый крутой талант пропадет. Максиму дали шанс после неудачного лагеря, дали шанс прийти в себя после травмы, изменили время, а затем и нагрузку в спецбригадах большинства. В матче с «Кракеном» его выпустили на овертайм, и он там разрывал.
В игре против «Филадельфии» нападающий получил 22 минуты и был великолепен, и, пожалуй, единственное о чем пожалел Руа после матча, что не дал Максу попытку в серии буллитов.
«Шаби сыграл невероятно. И это только начало. Я убежден, что он будет блистать еще ярче, когда больше освоится в лиге», – говорил Руа после той встречи. А какие комплименты прозвучали бы в адрес Шабанова, забей Хорват вот с этого паса! Гений? Волшебник? Профессор?
Через два дня хватались за головы уже партнеры Максима – в игре с «Кэпиталс» он бросил в перекладину при счете 0:1, и это был не шанс, а шансище! Очков Шабанову эти моменты не принесли, но десять сантиметров право, десять влево, и... Через это проходили многие. В том числе и Кучеров.
В игровом плане нареканий к Шабанову минимум. В атаке за исключением реализации порядок. Он бежит в оборону, иногда хитует и даже блокирует броски, а потерь относительно немного, учитывая его стиль. Тревожит вот что – габариты Максима, и то, как сильно лупят в этом сезоне игроков «Айлендерс».
Минимум до конца регулярки вылетел Александр Романов, почти в каждом матче получает Шефер, достается и Шабанову. В конце матча с «Детройтом» Максима так ударили со спины, что он отлетел в сторону. На защиту партнера вышел такой же мелкий Тони ДеАнджело, который не дрался три года. Клубу стоит задуматься. 12 матчей из-за травмы Шабанов уже пропустил, а потерять его сейчас, когда он набрал форму, совсем не хочется.
Фото: AP/Ryan Sun; Gettyimages.ru/Sarah Stier











Айкел, на которого вы ссылаетесь как на аналог Демидова, в первую очередь динамичный центр с высоким уровнем игры без шайбы. Он хорошо работает в обороне, активно вовлечен в игру в нейтральной зоне, погашает атаки через невероятный обьем катания. У Демидова этот компонент пока сырой, точнее его нет, требуется прогресс в игре без шайбы, чтении бэкчека, в катании. Даже визуально Айкел - игрок более динамичной, «скользящей» техники катания, что куда ближе… как раз к Кучерову, а не к Демидову.
Про сравнение с Кучеровым:
У Никиты катание другого профиля: плавное, рациональное, с экономией энергии и контролем ритма. Это не значит, что он медленнее - по данным NHL Edge у него более высокий пик скорости и ускорений, чем у Демидова сейчас. Просто он реже прыгает в резкие маневры, расходует энергию умнее. Демидов пока катает на внутренних ребрах, за счет маневренности, с избытком микродвижений - это красиво, но менее эффективно в 5х5. Не случайно он много уделял катанию в межсезонье и уже имеет существенный прогресс
По роли вы пишете, что Кучеров типичный край под бросок, но это сильное упрощение и больше неверное. Да, у него элитный бросок, но в первую очередь он плеймейкер, который дирижирует игрой своей пятерки. Он создаёт пространство обманными движениями, ложными паузами, видит игры куда лучше большинства, если не всех, в лиге, разрезает структуру любой команды пасом практически из любого положения. И очень важный момент: Никита очень хорош без шайбы. Умный форчек, перехваты, игра клюшкой на бортах, работа внизу в своей зоне - в системе Купера форварды опускаются глубоко, и Кучеров регулярно отбирает шайбу за своими воротами, а затем тут же начинает атаку. Это часть его ценности.
У Демидова пока далеко не так:
- 26% стартов в своей зоне - его берегут
- почти нет участия в форчеке
- его роль в обороне - держать верхний слот и не проваливаться, то есть ему не дают прессинговать защитника и опускаться низко
И созидает Иван не как Никита больше за счет маневров и непредсказуемых перемещений, нежели пауз и ложных показов
Стили разные - да. Но в нюансах всё гораздо сложнее, и именно там пролегает разница их класса