Трамп и НХЛ: хотел купить «Флориду», клеил чужую жену, позвал Гретцки в совет по спорту
Как один из самых влиятельных людей мира долгие годы флиртует с главной хоккейной лигой.
Сейчас Дональд Трамп – 47-й президент США и один из главных поставщиков новостей в мире. Но еще до активной политической карьеры бизнесмен Трамп очень старался влиять на спорт: американский футбол, бейсбол, хоккей. Попытки проходили с переменным успехом.

Трамп пытался купить «Флориду»
В 1999 году Трамп интересовался возможностью покупки «Флориды». Недавно созданная команда («Пантерс» появились в 1993-м) тогда принадлежала Уэйну Хайзенге, который планировал с ней расстаться.
Бывший исполнительный директор «Флориды» Билл Торри рассказывал, что компания Трампа действительно была в числе претендентов на клуб. Но кое-что смущало Торни: «Дональд владел командой в USFL (Лига американского футбола США, существовала с 1983-го по 1985), а его брат Боб был одним из первых владельцев абонементов на Лонг-Айленде (там расположена арена хоккейных «Айлендерс»), когда мы начинали. Не думаю, что у них был большой интерес к «Пантерс», но они интересовались».
Причем, по слухам, Трамп прежде думал о покупке «Айлендерс» – дело не дошло не только до реального предложения, а в случае с «Флоридой», в 1999-м, против бизнесмена сыграла его прописка. Хайзенга и руководство «Пантер» хотели поддержать, что называется, отечественного производителя.
«Я общался с интересующимися сторонами, и Уэйн не собирался продавать команду кому-то не из Южной Флориды. Люди Трампа интересовались, но они знали, что мы хотим сохранить ее там, где она есть», – вспоминал Торри.

А Трамп был готов выложить $775 млн. По тем временам – огромные деньги: «Вегас» спустя 17 лет и «Сиэтл» через 21 год заплатили за право участия в лиге даже меньше, а «Аризону», готовую команду с составом, проспектами, пиками и штабом, продали за $1,3 млрд.
Покупка Трампом «Флориды» пустила бы ее историю по совершенно иным рельсам. На лед наверняка летели бы кепки Make Hockey Great Again, парочку руководящих постов в клубе занимали бы сыновья Дональда. А он сам, что самое главное, участвовал бы в советах директоров НХЛ и напрямую влиял бы на жизнь лиги: предлагал изменения в правилах, высказывался в медиа, подписывал игроков с рынка.
Спустя почти десятилетие после той попытки купить «Флориду» Трамп стал президентом. В США глава государства, вступая в должность, нередко тянет за собой новую команду министров. Не был исключением и Дональд. 19 декабря 2016-го, после победы на выборах, избранный президент сообщил о намерении назначить омандующим Сухопутными войсками США ветерана Вооруженных Сил США, а впоследствии бизнесмена Винсента Виолу, который, по странному совпадению, и по сей день владеет… «Флоридой Пантерс».
Следующие полтора месяца Виола искал варианты сбросить активы, в том числе и «Флориду», на членов семьи. Но 3 февраля 2017 года, через полтора месяца после объявления Трампа, Виола был вынужден отказаться от предложенного поста – очевидно, не сумев обеспечить безболезненный транзит управления.
Забавно, что Виола в руководстве «Флоридой» придерживается тех же принципов, что и Трамп – в других сферах. В первые годы Винсента регулярно критиковали за стиль управления: он единолично уволил Жерара Галлана, который меньше чем за год до этого набрал 103 очка и стал вторым в голосовании за лучшего тренера сезона; при проблемах с посещаемостью закрыл второй ярус арены и перестал бесплатно раздавать билеты; провел ребрендинг, сменив стильный герб на некое подобие военного шеврона.
Влезает в спорт высказываниями против разнообразия и воук-культуры и не только

Трамп известен как ярый противник иммигрантов, представителей расовых, сексуальных и прочих меньшинств, и сейчас, когда мир, кажется, уже устал от воук-культуры, попал в нужное время. Его высказывания и действия влияют и на спорт, в том числе даже без его прямого вмешательства в эту сферу.
Например, Трамп высказал мнение, что клуб НФЛ «Вашингтон», из «Редскинс» превратившийся в «Коммандерс», обязан вернуть прежнее название. Президент даже подкрепил требование угрозой запретить постройку нового стадиона.
А визовая политика Трампа может дойти до абсурда: из-за плохих отношений между странами Дональд может запретить визы для бразильцев, в том числе на футбольный ЧМ-2026. Гипотетически это означает, что не только болельщики, но и сама сборная Бразилии может попросту не попасть на матчи чемпионата, которые пройдут в США.
Очевидно, в хоккее Трамп также не намерен оставаться в стороне. 31 июля он подписал указ о возобновлении Президентского фитнес-теста и обновлении Совета при президенте по спорту, фитнесу и питанию. В состав совета вошло два десятка человек, в числе которых комиссионер НХЛ Гэри Беттмэн, не нуждающийся в представлении Уэйн Гретцки (который хоть и владеет американским паспортом, но вообще-то канадец) и Мэттью Ткачак.
Среди функций совета – играть «важнейшую роль в восстановлении традиций студенческого спорта, включая […] исключение мужчин из женского спорта». Не так чтобы трансгендеры активно лезли в хоккей. На данный момент известно лишь об одном таком случае – Харрисон Браун из женского «Баффало». Он отмечал важность отдельных раздевалок для трансгендерных и небинарных персон, а после объявления об обновлении Совета отправил письмо изданию Guardian: «… видеть [Беттмэна, Гретцки и Ткачака] поддерживающими администрацию, которая атакует маргинальные сообщества, такие как трансперсоны в спорте, очень печально, и это огромный шаг назад в превращении хоккея в более инклюзивный спорт».
Тот же Guardian считает вхождение Беттмэна в Совет при Трампе шагом назад для хоккея в плане инклюзивности. Но хоккей и так уходит от этого: например, из-за отмены «Вечеров гордости» после отказа нескольких игроков, включая Ивана Проворова, надевать радужные джерси. Кроме того, показательно, что ни один из обладателей Кубка Стэнли не отказался от встречи с Трампом, как это делали баскетбольные «Голден Стейт» и «Филадельфия» из НФЛ. Только «Тампа» после победы в 2020-м не попала на прием, но по объективной причине – из-за пандемии.
А еще жена Люка Робитайла, Стейша, рассказывала, как в середине 90-х ехала в лифте с Трампом. Тот «был агрессивен и сказал, что она пойдет к нему домой». На слова Стейши, что она замужем за игроком «Рейнджерс», Трамп ответил: «Уверяю, он зарабатывает куда меньше меня».
Звонит сборной, обсуждает матч НХЛ и КХЛ с Путиным

Перед финалом Турнира четырех наций, прошедшего в феврале, появилась новость: Трамп позвонил сборной США. Тренер Майк Салливан позже поделился эмоциями: «Это большая честь. Отбросив политику, когда президент Соединенных Штатов Америки находит время поговорить с твоими игроками, это невероятная честь. Думаю, это показывает, еще раз, как важен этот турнир для американцев. Люди уделяют ему внимание, и я думаю, что это доверие к игрокам, принимающим участие, стремление к совершенству и к максимальной соревновательности матча. Но это невероятная честь. Наша раздевалка полна гордых американцев, и когда президент США находит в плотном графике время сказать нашим парням пару слов, думаю, это многое значило для каждого из нас».
Вторили тренеру и Ноа Хэнифин, и Зак Веренски, и Джей Ти Миллер. Правда, заряд от президента не помог: Канада в финале победила – 3:2 ОТ.
Но самое любопытное событие произошло в марте, когда Дональд Трамп пообщался с Владимиром Путиным. Президенты обсудили, в числе прочего, возможность проведения матча между игроками НХЛ и КХЛ. Но проблема в расплывчатой формулировке – никто по обе стороны океана так толком и не понял, в каком формате предполагается этот матч: то ли сборные двух лиг, то ли сборные лиг чисто из американцев и россиян, то ли вообще матч чемпионов.
Это не помешало общественности похвалить инициативу. Вячеслав Фетисов активно продвигал идею Суперсерии между Россией и США, и идея Путина органично в нее вписывается. В формате «клубы против клубов» мечтал принять участие возглавлявший на тот момент СКА Роман Ротенберг.
Тем не менее очень быстро все заглохло. Скорее всего, потому что Трамп, несмотря на свои полномочия, не может заставить клубы остановить сезон и выделить игроков на некий матч с непонятными целями. Кроме того, нет уверенности, что руководство НХЛ, которое отказалось звать сборную Россию на Турнир четырех наций, вдруг захочет играть против российской сборной товарищеский матч или серию.
Но все же влияние Трампа на хоккей неоспоримо. Интересно, как бы сложилось будущее «Флориды», если бы Дональд все же купил клуб?
Фото: Gettyimages/Stephen Maturen / Stringer, Kevin Dietsch / Staff, Rich Lam / Stringer
Единственное не очень понятно, а каким образом, Трамп пытался влиять на бейсбол и американский футбол? В начале статьи об этом упомянули, но впоследствии к теме не возвращались.
Тоже интересно узнать.
PS
Нашел ответ на свой вопрос в этой статье: https://www.sports.ru/football/blogs/3257013.html .
Ее стоило поместить гиперссылкой в свежий материал.