6 мин.

Терпение и труд все перетрут, или история становления Войнова как игрока НХЛ

Казалось, что для Славы Войнова, начинавшего свой четвертый сезон в Северной Америке, это будет еще одна досадная зима в Нью-Хэмпшире. Задрафтованный «Лос-Анджелесом» в 2008 году под 32 номером, российский защитник знал, что ему, скорее всего, придется провести некоторое время в «Манчестере», прежде чем попасть в НХЛ. Но четыре года? Нет!

Были слухи, что Войнов хочет покинуть «Кингз», что он устал от жизни в АХЛ. Подразумевалось также, что защитник может с легкостью вернуться в Россию, если ему захочется получать миллионную зарплату в Континентальной Хоккейной Лиге. Теперь все невзгоды и соблазны остались позади.

Двадцатидвухлетний Войнов катается в солнечном LA и выступает в команде, которая впервые с 1993 года пробилась в финал Кубка Стэнли. Он регулярно выходит на лед вместе со своим партнером Уилли Митчеллом и хорошо себя там проявляет. В 14 матчах плей-офф Войнов набрал 3 очка и добился показателя полезности «+3». Его единственный гол пришелся на победный первый матч серии с «Сент-Луисом» и был забит в ключевой момент игры.

Уроженец Челябинска, города, из которого вышли такие звезды НХЛ, как Сергей Гончар и Сергей Макаров, Войнов – игрок, позволивший генеральному менеджеру «Лос-Анджелеса» Дину Ломбарди выменять у «Коламбуса» Джеффа Картера перед самым дэдлайном.

«Я бы не смог провернуть сделку с Картером и отдать защитника Джека Джонсона, если бы этого парня не было в команде, – говорит Ломбарди. – Пусть нам был очень нужен Картер, я не собирался оголять спину. Подсознательно я понимал, что Войнов готов».

Ломбарди считал, что Войнов способен играть на уровне НХЛ, после того, как он увидел его на льду в форме «Кингз» в начале сезона. Войнова вызвали из АХЛ на место травмированного Дрю Даути, и в своем дебютном матче 18 октября россиянин сыграл на «+2» («Лос-Анджелес» обыграл «Сент-Луис», 5:0). 27 октября Войнов набрал свои первые очки в НХЛ – сразу три, два из которых он набрал голами («Лос-Анджелес» выиграл у «Далласа», 5:3). Тем не менее, когда Даути вернулся, защитника из России отправили обратно в «Манчестер». Как бы то ни было, Ломбарди нашел ободряющие слова: «Я сказал ему, что он готов, но нам нужно создать для него место в составе. От него требовалось, чтобы он продолжал делать, что делает, и был готов».

Войнов плохо говорит по-английски, поэтому он не дал нам интервью для этой статьи, но мы узнали, что его кумиром в детстве был защитник НХЛ Рэй Бурк. Войнов начал свою профессиональную карьеру в возрасте 16 лет в челябинском «Тракторе» из КХЛ. Ломбарди поведал, что на игрока сильно давили и уговаривали остаться в России, в КХЛ, но генеральный менеджер «Кингз» и скауты разузнали о желании Войнова продолжить карьеру в НХЛ. Хоккеисту сказали, что он будет выбран на драфте высоко при одном условии: «Перед драфтом мы беседовали с ним и его агентом и сказали: «ОК, если мы выбираем вас, вы переезжаете в Северную Америку». Когда он приехал в тренировочный лагерь, мы сразу же поняли, что он подходит Американской Хоккейной Лиге. В этом турнире очень сложно играть, особенно защитникам; там больше борьбы и силовых элементов. Войнову тогда было 18, и по местному регламенту мы могли допустить его во взрослую лигу лишь потому, что он задрафтован из России».

К счастью, этот пункт правил уберег «Кингз» от противоречивых решений, жертвой которых стал канадский форвард Брэйден Шенн, выбранный под пятым порядковым номером на драфте 2009.

«С хоккеистами такого возраста всегда связаны риски, – объясняет Ломбарди. – Это трудный выбор: либо ставишь его в НХЛ, где он, возможно, не потянет, либо отряжаешь его обратно к юниорам, где он намного всех сильнее, но в АХЛ поставить его нельзя. Поэтому люди легко закрыли глаза на то, что Войнову было всего 18, когда он пошел в Американскую Лигу. Это небывалый случай».

Тем не менее соблазн вернуться в Россию всегда был. Дело не только в зарплате, которая была бы выше, чем 70 000 долларов в «Манчестере», но и в ныне усопшем отце – в те дни он сильно болел.

«Для семьи Слава сделал, что мог, – рассказывает Ломбарди. – Он максимально помогал своему отцу, когда играл в хоккей за «Манчестер». Так проявился его характер. Он не поехал в Россию, где мог бы сделать больше денег. Я считаю, что переезд в Россию связан именно с деньгами. В итоге, выбор состоит лишь в том, согласен ли ты играть на уровне КХЛ и летать их самолетами? (В сентябре 2011-го чартер с ярославским «Локомотивом» на борту разбился, и 45 человек погибли.) Если клубы КХЛ интересуются молодыми игроками, то они могут предложить им больше, чем мы вправе заплатить».

Отныне дышится свободнее…

После ухода Джека Джонсона в «Коламбус» Войнов, наконец-то, смог немного расслабиться, т.к. обзавелся постоянным местом. Стоит отметить, что его игра не страдала от чувства самоуспокоенности. Он завершил регулярный сезон с 20 очками (8 голов + 12 результативных передач) и рейтингом «+12». По мнению некоторых экспертов, Войнов – лучший защитник среди новичков НХЛ. В Северной Америке Войнов столкнулся с ощутимым культурным барьером. Именно адаптации к жизни в США после приезда из России пугает многих генеральных менеджеров. После локаута в НХЛ сезона 2004-2005 клубы выбрали 59 игроков с постсоветского пространства – всего на 10 меньше, чем за 2001 и 2002 год, вместе взятые.

«Как только парень решает переехать сюда, начинается долгий процесс акклиматизации, – объясняет Ломбарди. – Ну, вы понимаете, язык, отношения с одноклубниками – это все стресс, а не возможность оттянуться; чтобы оттягиваться с канадцами и американцами, нужно стать их частью».

Пути решения проблемы объясняет защитник «Колорадо Эвеланш» Эрик Джонсон: «Думаю, обычно они хотели бы, чтобы рядом был кто-то из их страны. Уверен, это сложно – приехать сюда и пытаться привыкнуть не только к новой лиге и стилю хоккея, но к абсолютно новому языку».

Ломбарди можно по праву назвать пионером по части импорта россиян. На первых этапах своей карьеры в «Сан-Хосе Шаркс» Ломбарди часто летал на территорию бывшего Советского Союза, чтобы убедить приехать таких игроков, как Сергей Макаров, Виктор Козлов, Сандис Озолиньш, Андрей Назаров и Андрей Зюзин.

«Я ездил в открытом грузовике по Сибири, чтобы увидеться с Назаровым. Там я порядком понервничал. Помню, как-то раз я оказался на богом забытом шоссе, была кромешная тьма. Я никогда этого не забуду. У фургона, в котором мы ехали, сломался радиатор, и он отвез нас в город, но оказалось, что в городе делают ядерные бомбы. За нами постоянно следовали. Я получил отличный опыт. Это бесценно – узнавать ребят и их семьи в родной среде, узнавать об их надеждах и мечтах», – вспоминает Ломбарди.

Касательно недовольства Войнова в начале сезона Ломбарди сказал следующее: «Да, Слава был разочарован, однако он не отличается от других молодых игроков – как только молодежь проходит этот этап, они говорят одно и то же, всегда; просто невероятно: «Оу, это лучшее, что случалось со мной». Думаю, все в этом плане похожи. Когда мы что-то не хотим делать, будь то хоккей, школа, да что угодно, но все-таки делаем, потом говорим себе «Что ж, выходит, они были правы».

Если Войнов продолжит впечатлять на льду, а «Кингз» возьмут Кубок Стэнли, то новичок начнет свое лето довольным – устроится поуютнее рядом со знатным серебряным Кубком. Тогда к нему придет еще большее осознание, что оставить КХЛ было правильным решением.

Источник: InoProSport