8 мин.

«Автомобилист» вот-вот переедет на новую арену. Что мы о ней знаем?

Построили на месте культовой телебашни.

26 марта «Автомобилист» провел последний матч на «Арене Уралец». Здесь клуб выступал с 2006 года. Команда Николая Заварухина обыграла «Ак Барс» (2:1). Этот матч стал для «Автомобилиста» 1000-м в КХЛ. Игроки вышли в специальной форме с отсылкой к этому событию. 

Комплекс, вмещающий 5545 зрителей, давно стал тесным для полуторамиллионного Екатеринбурга. Наравне с «Нагорным» в Нижнем Новгороде, «Уралец» оставался одной из последних арен в лиге, построенной в прошлом веке (1972 год).

«Торпедо» еще лишь готовится к переезду, а «Автомобилист» – уже собирает вещи. 10 марта екатеринбуржцы впервые сыграют на «УГМК Арене» – против ЦСКА.

Новый стадион построили на месте культовой телебашни – против ее сноса даже собирали митинги

Первые шаги к новой арене сделали в ноябре 2015-го, когда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал с тогдашним президентом КХЛ Дмитрием Чернышенко договор о строительстве новой хоккейной арены. «Автомобилист» в тот момент имел средние финансовые возможности, а через год получил спонсорство от УГМК и превратился в одного из олигархов лиги.

Первые детали новой арены руководство клуба анонсировало летом 2016 года. Тогда президент «Автомобилиста» и генеральный директор УГМК Андрей Козицын рассказал о планах по возведению комплекса на 12 000 – 15 000 мест и площадью 8000 квадратных метров. Козицын обозначил даже три места, где рассматривалось строительство, но раскрывать их не стал – объяснил возможным ростом цен в случае, если владельцы узнают об интересе к земле.

В ноябре того же года правительство области утвердило план строительство арены, а в следующем году стало известно место, где она появится. Оказалось, на участке под екатеринбургской телебашней – самом известном недострое города, ставшим культовым среди местного населения. Акционерное общество «Ледовая арена», созданное для строительства дворца, на 40% принадлежало правительству Свердловской области. Регион оплатил акции как раз через предоставление участка телебашни рыночной стоимостью 654,2 млн рублей и тем самым планировал избавиться от расходов на его содержание. Оставшиеся 60% принадлежали УГМК.

Однако решение о сносе объекта екатеринбуржцы восприняли без восторга, так как он давно обрел культовый характер. Строительство телебашни началось в 1983 году – ранее по подобным советским проектам возвели вышки в Вильнюсе (326,5 м) и Таллине (314 м). Екатеринбургская должна была стать еще выше – 361 м, но проектируемой высоты не достигла. В 1990 году начались проблемы с финансированием и проект заморозили.

Башня стала ориентиром для жителей – самым высоким сооружением города, которое было видно отовсюду. Ее облюбовали руферы и другие экстремалы – к сожалению, некоторые из них с нее так и не спустились. В народе сооружение получило прозвище «башня смерти» – по разным данным на ней погибло около 40 человек, в память о которых в январе 2018 года у подножия возвели стихийный мемориал.

Мемориал стал символом протестов против сноса объекта. В разное время его пытались спасти разными способами – в 2007-м хотели сделать частью бизнес-центра, но помешал мировой кризис. Через пять лет проводили конкурс проектов по реконструкции – победил вариант под названием «Green Hill Park», подразумевавший ее превращение в масштабный торгово-развлекательный комплекс с аттракционами, кинотеатром и площадками под выставки. Но он так и остался на стадии идеи. 

Судьба башни стала понятна в 2012-м, когда ее исключили из перечня федеральных стратегических объектов и передали руководству области. Достаточно долго правительство пыталось ее продать, но не нашло инвестора до того, как созрела идея строительства арены. Однако решение о полном сносе вызвало волну митингов в городе. Против ее уничтожения выступили не только простые жители: письмо главе УГМК писала группа депутатов городской думы, высказывались негативно бывший губернатор региона Эдуард Россель и даже музыкант Вячеслав Бутусов.

Эмоции были понятны, ведь башня была не только ориентиром, но и местом воспоминаний – кто-то на нее много раз взбирался, другие назначали свидания. Екатеринбургская телебашня стала частью поп-культуры: ее очертания видны в заставке сериала «Счастливы вместе», группа «Мы» записала клип «Навсегда» о ее сносе, а в компьютерной игре «Crossout» есть карта с ее аналогом. 

Последняя крупная акция протеста прошла 22 марта 2018 года. В ней приняли участие две тысячи человек. Но повышенное внимание не спасло – 24 марта 2018 года телебашню демонтировали методом подрыва.

Строили к Универсиаде, но несколько раз переносили сроки

Концепт «УГМК-Арены» презентовали в ноябре 2018-го – уже тогда были определены медно-оранжевые цвета.

Само строительство начали в октябре 2019-го. Торжественный старт дали министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев и губернатор области Евгений Куйвашев. 

«Благоустройство, среда вокруг арены позволяют сделать вывод, что это будет одним из любимых мест горожан, – говорил тогда министр. – Я всех поздравляю с событием, впереди серьезная и большая работа. По срокам – 2022 год, и я готов с удовольствием поприсутствовать на церемонии открытия объекта. В добрый путь. Желаю сделать хорошую работу надежно на радость жителей Екатеринбурга».

Такую дату называли не случайно – арена должна была стать основной площадкой Универсиады-2023, которую планировалось провести в Екатеринбурге. В итоге соревнования до Урала так и не доехали.

Изначально Андрей Козицын называл цену в 10-13 млрд рублей по курсу того времени. Но уже в сентябре 2020 года стоимость выросла до 23 млрд – почти в два раза.

Как и многие стройки в России, которые начались до санкций, «УГМК-Арена» столкнулась со сложностями в поставке импортных материалов. К тому же мешали постоянные падения рубля. В итоге сначала перенесли сдачу на 2023 год – к 300-летию Екатеринбурга, а затем сдвинули еще на год.

«Поскольку срок сдачи у нас не был привязан ни к какому крупному событию, учитывая обстоятельства, работу с импортозамещением, смещение дат поставки материалов и оборудования, сейчас мы ориентируемся на декабрь 2024 года», – объяснял тогда директор «Ледовой арены» Данил Крицкий.

В результате открытие произошло уже в 2025-м. Первыми новую арену посетили болельщики. Посмотрели тестовый матч детских команд и заценили новое расположение фан-сектора – он переехал из угла за ворота. Одними из главных плюсов новой арены назвали отличный обзор даже с дальних мест и просторные холлы, которых не хватало в старом ледовом дворце.

До старта плей-офф «Автомобилист» проведет на «УГМК-Арене» полноценную домашнюю серию из шести матчей.

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын; ХК «Автомобилист»Берегись автомобиля!