Максим Сушинский: «Нужно решить для себя, хочу я играть или нет»
Есть среди питерских спортсменов такие люди, фамилии которых знают все. Спроси любого: назови самого известного петербургского хоккеиста последних лет – почти все скажут, что это Максим Сушинский. Когда пару лет назад я приходил в «Ледовый» на матчи СКА, больше всего мне нравилось перед матчем при объявлении состава в унисон диктору и стадиону кричать « Максим Сушинскыыыый!!!», нарочито произнося «ы» вместо «и». В этом году Максим выступал за магнитогорский «Металлург», и после проигрыша в серии с «Авангардом» он сразу же вернулся к семье в родной город.
Текст: Сергей Иванов
Фото: Роман Яндолин
- Максим, в архивах разных спортивных изданий можно прочитать ваши интервью, и все-таки, расскажите, пожалуйста, для наших читателей, как началась ваша карьера хоккеиста?
- В моей семье и мама, и папа были спортсменами, поэтому спортивное будущее было предопределено. Сначала я пробовал себя в футболе, плавании, фигурном катании, а потом в 7 лет, мама отвела меня в хоккейную секцию на единственный в то время каток с искусственным льдом на набережной Фонтанки. С тех пор и играю.
- Сильная тогда была школа у питерского хоккея?
- Я бы сказал, что сейчас она посильнее. Разве что раньше занятия хоккеем были доступнее – меньше били по семейному бюджету. Тогда я пришел – всю форму мне выдавал клуб. Сейчас экипировку для своих детей покупают родителей, а это нередко вылетает «в копеечку».
- Почему вы считаете, что сейчас петербургская хоккейная школа сильнее? Ребята талантливее, или тренеры квалифицированнее?
- Во-первых, хоккей в городе сейчас лучше популяризируется. Вспомните, лет 15 назад – много болельщиков ходили на матчи СКА? 500-600 человек, даже дворец СКА (на Ждановской набережной – прим. ред.) был полупустой. А сейчас у СКА – лучшая посещаемость в сезоне. Люди хотят ходить на хоккей и получают удовольствие от игры своей команды.
- Злые языки любят говорить, что это все из-за того, что в систему клуба пришли деньги «Газпрома»…
- Знаете, я терпеть не могу, когда слышу такие высказывания. Знаю о том, что к СКА испытывают неприязнь многие непитерские болельщики, по большей части из-за «Газпрома» и его капиталовложений. Но ведь в КХЛ несколько клубов, основу бюджета которых составляют деньги нефтяных компаний – «Авангард», «Ак Барс», «Салават Юлаев» и другие. Почему-то к ним нет столько негатива. СКА играет и показывает хоккей высокого уровня, команда сделала мощный рывок в этом сезоне. В клуб были приглашены сильные игроки, и дай Бог, скоро придет и результат. Хотя и сейчас он уже есть. За один год чемпионат не выиграть. Команда строится годами. Омск к чемпионству шел вообще 10 лет. А для долгого пути нужны серьезные финансовые затраты.
- Как вы считаете, а эти затраты когда-нибудь окупятся? Может ли хоккейный клуб КХЛ быть бизнес-проектом, а не объектом вечного финансирования?
- Насколько я знаю, сейчас рижское «Динамо» находится на самоокупаемости. У него хорошо развита «околохоккейная» инфраструктура – продажа сувенирной продукции, продуктов питания под брендом рижского «Динамо» (в Риге на матчах даже пиво и вода продаются под названием хоккейного клуба – прим. ред.), у клуба высокая посещаемость и часть затрат окупается за счет продажи билетов.
- В этой связи вернемся к Петербургу. Вы являетесь членов попечительского совета ХК «Серебряные Львы». На ваш взгляд, клуб находится на верном пути развития? Довольны ли вы результатами «Серебряных Львов» в этом сезоне?
- Безусловно, сезоном доволен. За два года существования клуб смог добиться хороших результатов, боролся за выход в плей-офф, от которого его разделили несколько очков. Развитие команды идет по грамотной схеме, и новые успехи с новыми победами не заставят себя ждать. Одно огорчает, что клуб в этом году испытывал серьезные проблемы с домашним стадионом, и их приходилось решать исключительно руководству самого клуба. Странно, что власть предержащих эта проблема не волновала… «Львам» нужна своя база, свой стадион. Тогда развитие клуба пойдет еще более интенсивными темпами.
- Ваш коллега, в прошлом и партнер по команде, Алексей Кознев, был приглашен в «Серебряные Львы» в качестве тренера-селекционера. Вы не думали о деятельности хоккейного функционера или, может быть, тренера?
- Почему нет, все может быть. Признаюсь, рад был бы получить такое предложение и от главной команды города. Думаю, я немало приложил сил в свое время для того, чтобы СКА стал тем клубом, каким он стал.
- Максим, ваш контракт с «Металлургом» завершился. В составе какого клуба мы увидим вас на льду в следующем сезоне?
- Подождите, я еще в раздумьях. Когда закончился сезон, я сразу подумал, что пора заканчивать карьеру. Хотя прошло всего пара недель после последнего матча, и я начинаю сомневаться в верности своего решения. Надо соскучиться по хоккею и потом уже решать – играть дальше или нет. Вячеслав Аркадьевич (Быков – прим. ред.) на днях прислал смс, мол, Макс, рано тебе заканчивать. Так что, может, еще «попылю»! (Смеется) Предложения от клубов КХЛ есть, но мне, прежде всего, нужно решить для самого себя – хочу я играть или нет.
- Мы говорили о хоккейном клубе, как о бизнес-проекте. Но ведь вы и сами являетесь бизнесменом. Расскажите об «Авангарде».
- Да, занимаюсь параллельно автобизнесом. Я умею продавать, и лучше всего умею продавать именно машины, мне нравится этим заниматься. Поэтому сейчас вы сидите в салоне «Мерседес». А салон называется «Авангард», потому что лучшие и самые теплые воспоминания у меня связаны именно с Омском и «Авангардом».
- А почему именно «Мерседес»? Вы сами, разумеется, ездите на нем?
- Нравится автомобили этой марки – надежные, комфортные, престижные. Сам езжу на «Mersedes-Benz SLS», и вся семья ездит на «Мерседесах».
- Если вернуться немного в прошлое, вы сказали, что лучшие годы прошли в «Авангарде»
- Никогда не скрывал, что лучшие времена для меня, как хоккеиста, прошли именно в омском «Авангарде». В этом клубе я и выиграл все, что можно было.
- Вам довелось играть вместе с легендой хоккея – с Яромиром Ягром. Расскажите о нем.
- Знаете, в чем-то я старался ему даже подражать. Большой человек, профессионал, лидер. Мне вообще всегда везло с партнерами по команде…
- Может быть, вспомните тройки, в которых приходилось играть?
- Конечно, вспомню! Называть буду пары, соответственно, третьим был я. Губарев – Жеребцов, Каменцев – Кряжев, Затонский – Якубов, Затонский – Прокопьев, Чаянек – Яшин, Кайгородов – Мозякин. Всем в свое время приходилось надевать и майки национальных сборных.
- К слову, о сборных. Ведь вы же чемпион Мира в составе сборной России. Расскажете о той первой, такой долгожданной победе?
- Радостно было. Я не живу прошлым, стараюсь всегда смотреть вперед. Хотя отчетливо помню свой первый гол за сборную России – в 99-м году чехам.
- А потом был 2000-й и ужас в Санкт-Петербурге
- В Питере я тоже попал в сборную, отыграл 2 игры всего – первую с французами, в которой забил 3 шайбы, и в ничего не решавшей игре со шведами. В те годы была мания на игроков НХЛ, на них сделали ставку, которая себя не оправдала.
- А как прокомментируете еще один провал - оглушительные 0:4 в серии с «Динамо» у СКА уже в этом сезоне?
- Знаете, создалось впечатление, что некоторые ребята захотели просто закончить поскорее сезон. Возможно, устали. Хотя команда в этом сезоне проявила себя с лучшей стороны, но бороться до конца она оказалась не готова. Пожалуй, больше ничего комментировать не буду.
- В плей-офф у СКА блестяще играл Тарасенко. Как он вам?
- Давно слежу за его игрой. Парень потрясающе талантлив, и с каждый годом его мастерство растет. Очевидно, что это новая звезда нашего хоккея.
- А что вы вкладываете в понятие «талант»? Физически развит у нас каждый второй хоккеист в молодежных командах, бросать и щелкать все умеют. Что есть квинтэссенция таланта?
- Талантливый хоккеист тот, который не боится играть. На тренировка можно показывать отличный хоккей, но выходит на площадку и стушеваться. Талантливый не стушуется. Он отлично видит поле, партнеров, отлично «читает игру». Порой он может не достаточно хорошо владеть каким-то техническими данными, но они компенсируются его пониманием игры. Открою небольшой секрет – я до сих пор не умею правильно «щелкать», бросаю только кистями. Но это не мешает мне забивать. Техника катания Алексея Морозова (капитана сборной России и «Ак Барса» - прим ред.) тоже далека от идеала, но его кистевой бросок и умение видеть партнеров на поле – на высочайшем уровне.
- И напоследок: Вы пользуетесь социальными сетями?
- Я «настоящий» есть во всех социальных сетях. Правда, там полно и «фейков», поэтому социальными сетями типа «Вконтакте» я пользуюсь как напоминанием о днях рождения.