18 мин.

«Ларионов не любит людей, которые возвышаются над другими из-за своих успехов».  Артамонов – о прогрессе и Кузнецове

Интервью с 19-летним топовым бомбардиром «Торпедо».

Никита Артамонов прогрессирует под руководством Игоря Ларионова семимильными шагами. В чемпионате 2023/24 18-летний нападающий заработал 23 (7+16) очка в 54-х матчах, а теперь он лучший бомбардир нижегородской команды. За первую половину регулярки форвард уже побил собственный рекорд результативности, набрав 27 (13+14) баллов в 37 играх. Артамонов стабильный игрок первой тройки нападения, он считается одним из лучших российских хоккеистов 2005 года рождения.

Подробнее о карьере Никиты вы можете прочитать в специальной рубрике «Дорогу молодым» на KHL.ru, а в нашем большом интервью нижегородский бомбардир рассказал о сезоне, своих родителях, плей-офф с «Чайкой» и новых опытных партнерах в «Торпедо».

«Мама всегда готовила много и вкусно, поэтому в детстве у меня были небольшие проблемы с весом»

Чем занимались во время паузы на Кубок Первого канала?

– У нас было три дня отдыха, я находился дома в Нижнем Новгороде, гулял по вечерам. Потом вернулись к тренировкам.

Ваш досуг всегда так выглядит?

– Я действительно очень часто гуляю вечером, еще люблю ходить в кино, но это нужно планировать за день. Также в свободное время могу уделить пару часов компьютерным играм.

На момент ноября 2023 года вы успели посоревноваться в киберспортивных навыках только с Атанасовым. Сейчас уже со всеми сыграли?

– Со многими. Джино Свечников тоже увлекается компьютерными играми, мне запомнилось, как мы летом играли с его братом Андреем, который сейчас в «Каролине».

Кто из Свечниковых лучше показывает себя в компьютерных играх?

– Андрей (улыбается).

Ваши родители по-прежнему живут в Нижнекамске?

– Да. Сначала были мысли о переезде, но спустя полгода после моего перехода в «Торпедо» я решил, что нужно учиться жить одному. У родителей в Нижнекамске дом и работа, мне приятно приезжать к ним летом.

Быстро привыкли к самостоятельной жизни?

– Сначала в быту было действительно тяжело, но я всегда был на созвоне с мамой, она очень сильно мне помогала. В сезоне-2024/25 стало намного легче.

Ваша мама работает поваром, а как у вас с готовкой?

– У меня с этим все плохо. В детстве мама звала меня помочь ей в готовке, чтобы я тоже учился чему-то, но это не мое. Могу приготовить что-то самое банальное, однако приступать к чему-то более тяжелому даже не буду пытаться.

Какое блюдо у вас любимое?

– Мамины плов и лагман.

Сложно придерживаться правильного питания, когда в семье есть повар?

– Да, мама всегда готовила много и вкусно, поэтому в детстве у меня были небольшие проблемы с весом. Когда переехал в Нижний Новгород, Игорь Николаевич со мной поговорил, теперь у меня отдельное питание.

Мама не обижается, когда вы приезжаете в Нижнекамск со своим рационом?

– Нет. Прошлым летом она даже начала питаться по этому рациону вместе со мной.

Вам было трудно перейти на «зеленый вектор» после того, как питались в детстве?

– Нет, потому что это советует Игорь Николаевич, а такого человека невозможно не слушать. Он знает, что его рекомендации помогут нам в будущем. Питание в любом случае скажется на твоем состоянии. С переходом на «зеленый вектор» я почувствовал, что растительность очень быстро наполняет желудок, ты быстро ей наедаешься.

Ваш отец – дальнобойщик, он смотрит ваши матчи даже во время рейсов?

– Да. Поскольку мы чаще всего играем по вечерам, папа останавливается где-нибудь на стоянке и смотрит трансляцию, а после матча едет дальше. Я звоню родителям после игр. Маме обязательно нужно, чтобы мы созвонились. Ждать моего звонка приходится примерно час после матча, поэтому родители иногда просто засыпают.

За межсезонье вы добавили в мышечной массе, как проходила работа над физикой?

– Я ежедневно тренировался в зале, очень много работал. В итоге за лето прибавил один килограмм, но при этом у меня снизился процент жира и добавилось мышечной массы. Еще в сезоне 2023/2024 начал задумываться о том, что нужно становиться крупнее.

Теперь чувствуете себя увереннее на льду?

– Да, уверенности стало значительно больше. Теперь я знаю, что не уступлю в любом единоборстве, не зависимо от габаритов соперника. Раньше были случаи, когда в меня въезжали физически крепкие ребята, и я сразу падал. Теперь такого нет.

Запомнили какой-то особенно болезненный хит на вас?

– Да, это был 1000-й матч «Торпедо», мы играли со «Спартаком». В меня въехал Михаил Чайковски, после его силового в глазах были звездочки. Когда приехал на скамейку, думал, что у меня сотрясение мозга, но обошлось. Сейчас я бы оказался готов к этому силовому.

Теперь к одному из главных вопросов: вы стали чаще улыбаться?

– Я всегда улыбался, просто это не все замечали. На многих видео и фото кажется, что у меня однотипное лицо, но все в команде знают, что я часто шучу. В определенных моментах необходима серьезность, а где-то перед матчем мне самому хочется поулыбаться и выйти на лед с позитивным настроением.

Кто в «Торпедо» самый улыбчивый, а кто самый серьезный?

– Самый улыбчивый либо Фирст, либо Вася Атанасов. Перед играми самые серьезные в команде наши вратари и Миша Орлов.

«Было неправильно выкидывать мою цитату про «Локомотив» в интернет, это ошибка журналистки»

При этом «Торпедо» обыграло «Локомотив» 3:0.

– Мы воспользовались ошибками соперника и реализовали свои моменты.

Неудачный опыт общения со СМИ не подталкивает закрываться от интервью?

– Нет, это просто была ошибка журналистки»

Вы лучший бомбардир «Торпедо», уже побили личный рекорд по очкам. Что помогло так добавить на второй год в КХЛ?

– Наверное, в каких-то моментах просто действовал увереннее, хотя и раньше не сомневался в своих силах. Ощущаю себя так же комфортно, как и год назад. Я просто добавил в реализации броска и стал играть правильнее.

В начале сезона вы шли по графику практически очко за игру, но потом произошел небольшой спад. Переживаете из-за такого?

– Для меня главное командная победа, а не очки. Я не расстроюсь, если не наберу очков, но сыграю правильно. У меня была серия из четырех матчей без голов и передач, но я не допускал в этих играх глупых ошибок, поэтому не заострял внимание на результативности.

Ваше среднее игровое время даже уменьшилось, однако теперь вы лидер команды. Чувствуете, что к вам повысилось доверие?

– В сезоне-2023/24 мне тоже очень много доверяли. Я играл стабильно, так что ничего не изменилось.

Когда все складывается так хорошо, молодой игрок может «поймать звезду». За собой такое не замечали?

– Нет, надеть на себя корону – это точно не про меня. Игорь Николаевич это не приемлет, он не любит людей, которые возвышаются над другими из-за своих успехов. Надо оставаться простым человеком и работоспособным игроком.

Вы стабильный игрок первой тройки нападения. Четвертое звено в ноябрьском матче против СКА стало для вас холодным душем?

– Нет, я вышел с холодной головой и спокойно отыграл матч. Во втором периоде меня уже перевели во второе звено, а в третьей двадцатиминутке вернули в первое. Все зависело от меня. Если тренеры приняли такое решение, значит так было надо.

Вам не прилетало за фразу о «Локомотиве»: «Невозможно с ними играть. Мне кажется, даже зрители засыпают на трибунах»?

– Если честно, было неправильно выкидывать эту цитату в интернет. В том интервью меня спросили о том, какого соперника в КХЛ я считаю самым тяжелым. Я ответил, что против «Локомотива» сложнее всего играть, потому что на каждом участке площадки идет борьба. Тогда же я сказал, что Игорь Никитин за три года сделал просто сумасшедшую команду с лучшей обороной в Лиге. Чтобы что-то создать в матче против ярославцев, кто-то из них должен очень сильно ошибиться. Про болельщиков просто необдуманно ляпнул.

При этом «Торпедо» обыграло «Локомотив» 3:0.

– Мы воспользовались ошибками соперника и реализовали свои моменты.

Неудачный опыт общения со СМИ не подталкивает закрываться от интервью?

– Нет, это просто была ошибка журналистки. Мне говорили о том, что этого интервью даже не будет в России. В своих ответах я не говорил ничего плохого в адрес самого «Локомотива», наоборот, признал его самым тяжелым соперником. Не вижу смысла закрываться из-за таких ситуаций.

Вы рассказывали, что вам приятнее отдавать передачи, а не забивать голы, но сейчас у вас заметно больше заброшенных шайб. Приоритеты изменились?

– Нет, все осталось также. Это пошло с детства и, я думаю, уже никуда не уйдет.

Вы бросаете не часто, но метко. Учитывая реализацию, не думали над повышением бросковой активности?

– Иногда в матчах просто нет для этого возможности. Например, я могу бросить по воротам с угла или со входа в зону, но в этом не будет никакого смысла. Если я выхожу «1 на 1» с защитником, то точно брошу, не буду обыгрывать. Иногда у меня получается скрывать бросок из-под соперника, поэтому вратари не видят шайбу. Однако такие моменты возникают не часто.

«Ваня Демидов очень талантливый, из него получится отличный игрок»

Когда вы почувствовали, что повзрослели с профессиональной точки зрения и перестали быть в глазах тренеров молодым?

– Думаю, еще в чемпионате 2023/24. С меня был такой же спрос, как с остальных, просто я этого не понимал. Игорь Николаевич сказал, что в «Торпедо» ни у кого нет поблажек, в команде нет старых или молодых, ко всем одинаковые требования: и если ты их выполняешь, то играешь.

КХЛ в ноябре сравнивала вас с Иваном Демидовым, как двух топовых молодых нападающих 2005 года рождения. Как относитесь к подобным параллелям?

– Нейтрально. Ваня Демидов очень талантливый. Смотрел турнир «3 на 3» на Кубке Первого канала. Когда он убрал нашего защитника Диму Бреуса и забил с неудобной, я просто офигел. Думаю, из него получится отличный игрок.

Складывается ощущение, что информационный бум вокруг «Торпедо» снижается. Вам легче играть, когда к команде приковано не так много глаз экспертов и журналистов?

– В первом сезоне под руководством Игоря Николаевича я сыграл всего один матч, поэтому не застал шумихи вокруг команды. В чемпионате 2023/2024 ажиотаж был связан в основном с песней «Зима в сердце» и ананасами. Мы начали регулярку отлично, но закончили ее не очень хорошо. Я спокойно отношусь к повышенному вниманию со стороны зрителей и журналистов, мое дело – выходить и играть. Всегда есть преданные болельщики, которые будут с командой во время успехов и неудач.

Как вам играется дома при стабильных аншлагах?

– У нас небольшой стадион, поэтому слышно каждого болельщика: и поддержку, и плохие слова после пропущенных шайб. Когда зрители на трибунах начинают качаться и в унисон петь «Нижегородскую лирическую», у меня по коже идут мурашки.

Думаете, на новой арене тоже будут собираться аншлаги?

– Очень хочется, чтобы приходили полные трибуны, как в Омске на новую «G-Drive Арену» и на «Сибирь-Арену» в Новосибирске. Эти стадионы заполняются, там всегда очень приятно играть, шикарная атмосфера. Думаю, в Нижнем Новгороде тоже будут аншлаги, потому что сейчас билеты на наши домашние матчи раскупают за первые десять минут.

Вылет от СКА в плей-офф – это самое обидное поражение в вашей карьере?

– Да. Минут 30 отходил после решающего матча. В той игре я забил гол, однако его не засчитали. Затем у меня был момент в большинстве «5 на 3», но Серебряков вытащил. Я тогда сжирал себя изнутри, потому что мог помочь команде спастись. Было очень тяжело, однако никто не давал мне погоревать день-два, потому что на следующий день я поехал в Казань играть за «Чайку».

Почему так и не получилось отличиться в розыгрыше Кубка Гагарина?

– Не хватило хитрости и хладнокровия. Во втором матче серии я выходил «1 на 1» в конце первого овертайма, но не забил. Не понимал, почему упускаю моменты. Старался не забивать этим голову и продолжал играть.

Вам не хватило хладнокровия, а чего не хватило «Торпедо»?

– Даже не знаю, нашу команду не в чем упрекнуть. Мы выиграли первый матч, во втором пропустили за минуту до конца. Потом сражались дома, затем дали бой в Петербурге.

Евгений Кузнецов один из ваших любимых хоккеистов. Сыграть против него было особенно волнительно?

– Да. Я понимал, против кого играю, но во время матча старался не смотреть на фамилии соперников. У меня все никак не получается с ним сфотографироваться после игры. На послематчевых рукопожатиях я всем говорил: «Спасибо за игру», но Кузнецову – от всей души.

Состав «Торпедо» стал заметно опытнее, команда готова замахнуться на самые высокие цели?

– Мы сто процентов должны заходить дальше. К нам пришли Дмитрий Кагарлицкий, Евгений Свечников, Слава Войнов – они делятся своим опытом со всей командой. Джино всегда учит меня чему-то на площадке и вне льда. Кага объясняет многие детали при игре в большинстве и равных составах. Наблюдая за игрой Войнова тоже хочется перенять к себе многие его фишки.

У вас с Войновым и Кагарлицким разница в возрасте 15-16 лет. Не было возрастного барьера?

– Сначала я действительно очень стеснялся, но сейчас разница в возрасте вообще не ощущается. Они отличные парни (уже мужчины), шутят надо мной, а я – над ними. Никто не обижается, мне могут только в прикол сказать: «Маленький, ты чего?» В «Торпедо» нет никакой дедовщины.

«Ребята из «Реактора» трогали Кубок Харламова, но это они зря»

Как вас подключили к «Чайке» после вылета «Торпедо» из плей-офф?

– Команда вернулась в Нижний из Петербурга только ночью. Я поспал, а утром мы втроем с Бреусом и Силаевым выехали на газели в Казань. Потренировались с «Чайкой», а на следующий день уже играли. Было сложно переключиться – в голове сидел плей-офф КХЛ. При этом я понимал, что настоящие профессионалы должны быстро переходить из одной лиги в другую. На нас возлагали надежды, мы не могли подвести ребят. Получилось помочь команде, однако мне кажется, что от нас ждали большего, чем обидное поражение от «Локо» в полуфинале. Думаю, мы бы могли потягаться со «СКА-1946» в финале Кубка Харламова. МХЛ и КХЛ это совершенно разный уровень. Главное отличие – возраст. В молодежке сейчас играют ребята 2007-2008 годов рождения, а здесь есть хоккеисты, которым по 34 года. Даже если я сейчас вернусь в «Чайку», то разница в возрасте и скорости принятия решений будет очень заметна, хотя мне еще два года можно играть в молодежке. Молодые парни хорошие хоккеисты, просто у них недостаточно опыта. Есть, конечно, и вундеркинды. В нашей системе это Витя Федоров. Ему 16 лет, но он играет совершенно не на свой возраст.

В чемпионском плей-офф у «Чайки» были ярко выраженные лидеры в лице Атанасова, Виноградова и Мисникова. Понимали, что на вас рассчитывали так же?

– Конечно, но это на меня не давило. Только винил себя после поражений, когда у меня не получалось набрать очков. Я понимал, что, если у команды не идет игра, мне надо завести ребят или забить гол, чтобы всех взбодрить. Из-за этого иногда себя «подкушивал», однако быстро отпускал подобные ситуации. Люди ошибаются, если думают, что игроки из КХЛ обязательно должны зажигать при возвращении в МХЛ. После плей-офф КХЛ эмоции и силы чуть угасли, их и не хватило «Чайке» от нас. Парни и тренеры пытались достать из нас эмоции, но их просто не было.

Эмоции напрямую отражаются на результативности?

– Сто процентов, эмоции очень влияют на результативность. Если ты чувствуешь, что у тебя идет игра, то хочешь продолжать. А когда ничего не получается, раньше я начинал себя корить изнутри. Сейчас сразу отпускаю неудачные смены и возвращаюсь на лед с холодной головой.

Чем чемпионская «Чайка» отличалась от той команды, в которую вы приехали весной?

– В «Золотой» сезон у нас была очень дружная команда: все играли друг за друга, в раздевалке царил один позитив. В плей-офф-2024 нам не хватило этих деталей, многие ребята были замкнутыми. В составе было шесть-семь человек, для которых это были первые матчи на вылет в МХЛ. Я их понимал, в чемпионском плей-офф мне тоже было волнительно, но мне помогла команда. Возможно, весной дело было в нас, опытных игроках, потому что мы не помогли молодым ребятам.

Вы смотрели финал Кубка Харламова?

– Да, посматривал за результатами матчей. Перед финалом лично для меня «СКА-1946» был фаворитом – там просто было больше мастеров, чем в «Локо». Тем более в Петербурге выступает Амир Нугманов, мы с ним все детство вместе играли по школе, до сих пор хорошо дружим. Я хотел, чтобы он выиграл Кубок Харламова. В итоге получилось так, что мы с ним стали чемпионами МХЛ в первый год после своих обменов из «Нефтехимика».

Нугманов летом привез Кубок Харламова в Нижнекамск, где устроил вечеринку с друзьями и экс-одноклубниками. Вы ведь там были?

– Да, меня он тоже позвал. Мы собрались все вместе. Ребята из «Реактора» трогали Кубок Харламова, но это они зря. Я не стал к нему прикасаться, просто посмотрел на гравировку «Чайка» с нашего чемпионского сезона и все.

Как выглядела ваша программа с Кубком Харламова летом 2023 года?

– Она очень сильно отличалась от того, что было у Амира. Мы с Гришей Морозовым привезли Кубок Харламова на арену. Пришли болельщики, мы сфотографировались со всеми желающими. Приезд Амира гораздо больше афишировали, поэтому к нему пришло очень много людей, было приятно это видеть. Главное, что с нами сфотографировался наш детский тренер Виктор Федорович Лялин, который воспитал наш с Амиром 2005-й год. Он был очень рад нашим успехам.

По ходу сезона вы с Амиром обсуждали потенциальную встречу в финале Кубка Харламова?

– Мы с ним виделись в Москве во время регулярки, тогда «Торпедо» и СКА приехали играть против «Динамо». Во время прогулки он сказал: «Мы выиграем Кубок Харламова!» Я ответил: «У меня первым делом КХЛ, но если так получится, что меня отправят в «Чайку», то кубок наш!» Мы с ним спорили, кто победит. Если честно, хотелось встретиться с Амиром в финале, но не повезло.

Невезение ведь не единственная причина поражения в серии с ярославцами?

– «Локо» ни в чем нас не превосходил, нам действительно просто не везло. В пятом матче серии мы вели в Ярославле 1:0, но в конце матча пропустили три гола за несколько минут, а дома уступили в овертайме. «Локо» работоспособная команда, ярославцы на характере бились за каждый момент. Видимо, они больше заслужили победу в том полуфинале.

Евгений Волохин в интервью сказал: «Единственное, что мне будет интересно в матче с «Торпедо» – сыграть против Артамонова. Мы хорошо знакомы, и я знаю, какой он человек. Пусть остальное останется между нами». Что он имеет в виду?

– Думаю, я понимаю, о чем он. Когда мы в сезоне 2023/2024 были с ним в сборной, он сказал, что я дал ему дорогу в профессиональный хоккей. В матче «Реактора» против «Мамонтов Югры» он вышел на замену при счете 1:4, отразил оба моих буллита и помог команде выиграть 5:4. После этого его карьера пошла в гору. Он хвалил меня и очень за это благодарил. Помню те буллиты, Волохин тогда меня просто «прочитал».