Зарипова выталкивают в Китай? Почему «ЗаряДа» так мало в КХЛ
Согласно статистике, подавляющая часть игроков КХЛ предпочитает бренды западного производства, и это несмотря на то, что на рынке есть российский аналог – «ЗаряД», этот завод уже 8-й год работает в Набережных Челнах, а одним из основателей производства стал многократный обладатель Кубка Гагарина, легенда Казани и Магнитогорска, а теперь и депутат Госсовета РТ Данис Зарипов.
В чем проблема российского завода, почему все играют западными брендами и откуда везут топовые клюшки в условиях санкций, разбирался «БИЗНЕС Online».
«ЗаряДы» выбирают только 2% российских хоккеистов
98% хоккеистов в России выбирают клюшки иностранного производства. Такое громкое заявление сделал ещё в начале года генеральный директор ФХЛ Дмитрий Курбатов. «Программа импортозамещения по отношению к хоккею не работает. У нас есть только одна компания – «ЗаряД», которую возглавляет Данис Зарипов. Ее клюшками играют где-то 2 процента хоккеистов», – сказал он на заседании Госдумы по спорту.
С этими словами не стал спорить и сам легендарный основатель «ЗаряДа», расположенного в Татарстане. «В КХЛ мало пользуются. Мы проводим определенную работу с игроками, предлагаем всем, но мало кто доверяет российскому продукту, но мы не отчаиваемся, продолжаем работу», – отметил Зарипов.
Эти слова были сказаны в январе 2024 года. Сейчас, 9 месяцев спустя, ситуация не поменялась: количество игроков с «ЗаряДами» по-прежнему можно оценить на уровне 2%. Кто же входит в них? В силу малого количества перечислим все фамилии игроков КХЛ.
Бо́льшая часть клиентов «ЗаряДа» – хоккеисты «Трактора». Из текущего состава челябинской команды клюшками Зарипова играют защитник Григорий Дронов, а также нападающие Максим Шабанов и Михаил Горюнов-Рольгизер. Есть и игроки, которые не так давно выступали в «Тракторе» и продолжают выходить на лед с «ЗаряДами»: Антон Бурдасов, Илья Проскуряков и Владимир Жарков.
Почему именно «Трактор»? Потому что генеральный директор челябинского клуба Иван Савин – друг и деловой партнер пятикратного обладателя Кубка Гагарина Зарипова и один из основателей «ЗаряДа». По такой же логике клюшками бренда пользовались в «Ак Барсе». Ранее в нём «ЗаряДами» играли Артём Лукоянов и Артем Галимов, однако сейчас оба вернулись к западным брендам.
В других клубах КХЛ можно назвать Павла Шэна и Сергея Шмелева (оба – «Адмирал»), Егора Морозова («Витязь»), Прохора Корбита («Спартак»), Александра Севостьянова («Автомобилист»), Федора Крощинского («Сочи»), Дмитрия Моисеева и Ивана Подшивалова (оба – «Северсталь»), а также Петра Хохрякова («Салават Юлаев»).
На этом список видных представителей «ЗаряДа» в КХЛ заканчивается. Как можно заметить, главным лицом бренда по-прежнему остается сам Зарипов, который уже завершил карьеру. Все это отличается от позиции западных брендов CMM и Bauer, которые подписывают контракты со звездами КХЛ и НХЛ.
Хотя «ЗаряД» производит 45 тыс. клюшек в год, а в КХЛ требуется 23 тыс. клюшек в этот же период. Т. е. теоретически завод в Челнах мог бы обеспечить всю хоккейную элиту страны.
Кто владеет заводом сейчас?
Прежде чем разобраться в причинах такого слабого представительства «ЗаряДа» в КХЛ, вспомним, как все начиналось. На самом старте завод в Набережных Челнах ставил перед собой амбициозную задачу – вытеснить западных производителей с российского рынка
«Идея об открытии подобного предприятия у нас возникла давно. Мы были удивлены тем, что в такой огромной стране, как Россия, нет подобного производства профессиональных клюшек. Нас подтолкнула к действию поставленная Владимиром Владимировичем Путиным задача об импортозамещении», – говорил Зарипов на открытии завода «ЗаряД» в Набережных Челнах в 2016 году. Церемонию посетили экс-игроки «Ак Барса» Сергей Зиновьев и Алексей Морозов, на тот момент премьер-министр РТ Ильдар Халиков, мэр Челнов Наиль Магдеев, генеральный директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов и многие другие.
Изначально «ЗаряД» принадлежал Зарипову и его другу детства Савину. Доли поделили 50/50 и вместе следили за производством клюшек. При этом звезда «Ак Барса» и «Магнитки» в тот момент еще играл и побеждал на чемпионатах мира и розыгрышах Кубка Гагарина. Савин же карьеру закончил и больше сосредоточился на «ЗаряДе».
Ситуация изменилась в 2019 году. Зарипов и Савин нашли мощного партнера – Umatex, который входит в «Росатом». Формула сотрудничества была простой: у компании есть сырье, а у «ЗаряДа» – технологии, чтобы получить из этого сырья рыночные изделия. Из углеводородного волокна планировалось делать не только клюшки, но и лыжи, удочки, коньки и многое другое.
Под эти амбициозные планы в руководстве «ЗаряДа» произошли изменения. Теперь доля Зарипова и Савина – по 25%, а Umatex – 50%. Другими словами, сейчас именно структура «Росатома» управляет заводом, конечно, не без учета мнений основателей.
«Все вместе мы принимаем решения на стратегическом уровне, – так описал взаимодействие с Зариповым и Савиным в интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор «ЗаряДа» Илья Ничипорук. – То есть выбираем, какой будет наш дальнейший путь, в какой идти рынок и какой открывать сегмент. В этом участвуют все акционеры компании. Вдобавок Зарипов и Савин, как профессиональные хоккеисты, могут самостоятельно оценить нашу продукцию и дать полезную обратную связь».
«ЗаряДы» часто ломаются
Удочек и лыж от «ЗаряДа» мы так и не увидели, а вместе с тем появились проблемы с титульным продуктом компании – клюшками. Чтобы разобраться в вопросе, мы поговорили на анонимной основе с десятью хоккеистами, которые играют/играли/держали в руках клюшки Зарипова.
Бо́льшая часть игроков пожаловались на слишком частые поломки. «Перед началом сезона мне прислали клюшки на пробу, меня полностью устраивало их качество – они мне нравились. Но в 2023 году многие стали жаловаться на клюшки, что они очень часто ломаются. Я сломал одну на первой же тренировке – впервые в жизни сталкиваюсь с этим. Сначала подумал, вдруг у меня сильные руки или еще что-то. Одной клюшки мне хватало на одну тренировку», – рассказывает один из действующих игроков.
Через полгода ситуация почти не поменялась, «ЗаряДы» по-прежнему складывались пополам после первого броска. «Мне снова пришли новые клюшки на пробу. Со второго броска я сломал её пополам. Получилось, что изолентой я ее мотал дольше, чем играл», – продолжает хоккеист.
Другой собеседник «БИЗНЕС Online», выступающий в КХЛ, имеет свою специфику выбора клюшек на матч. На вбрасывания в своей зоне он брал CCM, а в чужой – «ЗаряД». Чем же объясняется этот выбор? Опять же, российские клюшки часто ломались на вбрасываниях: доходило до того, что нужно было менять по две-три за игру. «В этом и проблема, что ты не уверен в клюшке. Та же игра в большинстве: тебе накатывают с ходу, а вместо броска ты остаешься со сломанной клюшкой», – сказал нам игрок.
Один из наших героев с конца июля и до середины сентября сломал примерно 20 (!) клюшек. В один момент он вообще остался без них – приходилось брать у партнеров по команде. Кстати, в целом на сезон одному игроку нужно порядка 60–70 клюшек. Т. е. западные снаряды тоже ломаются, просто не с такой частотой.
При этом ранее, признаются наши собеседники, подобных проблем у «ЗаряДа» не было. Клюшки были более чем надежными, а если ломались, то не чаще иностранных аналогов. Были у них и другие достоинства. «Клюшка удобно лежит в руке и внешне смотрится очень неплохо. И грип (противоскользящее покрытие на хоккейных клюшках, которое фиксирует руку на грифе клюшки, – прим. ред.) под себя можно было сделать, и флекс выбрать, и загиб как только ни отрегулировать», – отмечал один из игроков КХЛ.
Дело в китайском сырье
Почему же в один момент «ЗаряДы» начали ломаться? Ранее завод использовал сырье российского производства. Поставками занимался как раз Umatex. Но сейчас компания не может удовлетворить все нужды «ЗаряДа».
«Действительно, изначально идеей компании было использовать сырье исключительно российского производства. Но дефицит российского волокна, которое в первую очередь поставляется для нужд стратегических отраслей, заставил обратить свой взор на иностранных поставщиков», – сказал нам Ничипорук.
На поиски хорошего поставщика из Поднебесной у «ЗаряДа» ушло много времени. Как нам поясняют, возникали проблемы с некачественным препрегом (листами волокнистых материалов, из которых изготавливаются клюшки) и специальным клеем. Получалось так, что клюшки из китайской партии ломались, а единичные российские клюшки были надлежащего качества – ведь сама технология производства никак не менялась.
Водораздел же в этой истории – старт СВО. То сырье, которого сейчас не хватает «ЗаряДу», уходит на оборонные нужды. Но в любом случае методом проб и ошибок компания все-таки нашла поставщика из Китая с качественным сырьем. Жалоб на поломку клюшек сейчас поступает в разы меньше.
На западные бренды работает имя
Раз проблема с поломкой клюшек не так актуальна, как раньше, то почему российские хоккеисты массово не перешли на «ЗаряДы»? Это хороший повод поговорить о маркетинге и силе брендов. Как говорил сам Зарипов, дело в сознании российского человека, который считает, что все западное лучше, чем отечественное.
На американские фирмы работает и их статус. CCM был создан еще в XIX веке, Bauer существует с 1927 года. Это два проверенных игрока на хоккейном рынке, которым спортсмены отдают предпочтение. «ЗаряДу» же в августе исполнилось 8 лет. «Если вам предложат примерно равные по комплектации BMW и Mitsubishi, то вы, скорее всего, выберете немецкую марку. Та же история с западными и российскими клюшками», – сказал «БИЗНЕС Online» владелец магазина «Хоккейный мир» и поставщик клюшек в клубы КХЛ Рамиль Салихзянов.
Касается это не только игроков, но и клубов. Самый простой способ «зайти» в хоккейную лигу – договориться с клубами, ведь именно они закрывают вопрос с экипировкой. Либо игрок покупает все сам, а клуб возмещает ему расходы, либо администратор собирает пожелания, а затем покупает клюшки. По нашей информации, сейчас в большинстве клубов обходят «ЗаряДы» стороной и выбирают только западные образцы.
Кстати, а как западные клюшки доходят до России?
Любви российских хоккеистов к западным брендам не помешали и многочисленные проблемы с доставкой клюшек после начала СВО. Напомним, Bauer и CCM приостановили свою деятельность на территории России. Клубы столкнулись с проблемой нехватки клюшек на сезон: приходилось экстренно скупать остатки со складов или играть чужими. Непросто было администраторам, которым приходилось искать пути, как завезти клюшки в страну. Прямой поставки из Канады/США/Европы в Россию нет и сейчас: приходится заказывать сначала в третью страну, а затем перевозить в нашу.
Как объясняет Салихзянов, сейчас есть два вида поставок клюшек в Россию. «Первый – это из Казахстана, а второй – из Европы, который идет транзитом через Турцию. Оттуда нам отправляет СДЭК через знакомых. Но этот путь не столь популярен: в основном сейчас все заказывают через Казахстан, редко – Киргизию», – отмечает наш собеседник. Он же раскрыл подробности, как долго везут товар в Россию. «Сроки зависят от количества инвентаря. Если ты заказываешь одну-две клюшки, которые есть в наличии, то они идут до одной недели. Если же идет заказ от 100 до 500 клюшек, то это занимает две-три недели», – поясняет Салихзянов.
При этом некоторые проблемы с поставками из-за рубежа всё же остаются. Бо́льшая часть игроков КХЛ используют клюшки, сделанные под индивидуальный заказ, т. е. заранее выбираются флексы, загиб и точка прогиба. С этим сейчас основные трудности. Порой изготовление новых клюшек под заказ длится месяцами, что слишком долго.
Интересная подробность: игроки начали все чаще переходить от Bauer к ССМ. Чем объяснить эту тенденцию, непонятно. «В основном все берут ССМ. Это бренд, который в автомобильном мире можно сравнить с BMW или Mercedes. Bauer в последние два-три года проигрывает своему конкуренту. Кто бы к нам ни приходил, все просят CCM. По моим ощущениям, сейчас в хоккейном мире процентное соотношение клюшек ССМ и Bauer – 80 на 20», – считает Салихзянов.
«ЗаряД» дешевле западных брендов и его почти не подделывают
Ясное дело, что из-за проблем с логистикой стоимость западных клюшек увеличилась на 10–15%. На этом фоне могли бы выйти на первый план «ЗаряДы», где покупатель платит только за клюшку, а не за всевозможные издержки. «Главный плюс «ЗаряДов» – их быстрая доставка», – сказал нам один из игроков КХЛ.
Bauer и CCM стоят в среднем $300–400, что в пересчете на рубли 25–35 тысяч. Есть модели, которые придется покупать за бо́льшие деньги, но они не столь популярны. А средняя цена на «ЗаряД» – 18–20 тысяч. Конечно, эту разницу не почувствует хоккеист КХЛ с многомиллионной зарплатой. Но она дает какое-никакое конкурентное преимущество «ЗаряДу».
Говоря о другом плюсе «ЗаряДа», последние годы в хоккейном мире ознаменовались большим количеством поддельной продукции. Везут её из Китая, а после продают под якобы оригинальным западным брендом. «Порой приходится проверять каждую клюшку, а не подделка ли это», – сообщил Салихзянов.
Профессионалу, который работает в клубе, не составит труда распознать фейк, а вот для любителя это почти невозможно. У подделки может быть чуть другой цветовой оттенок, а в остальном эта такая же клюшка. «Я бы не советовал покупать клюшки на Avito или на непроверенных сайтах. Лучше прийти в магазин, посмотреть официальные договоры с брендом и удостовериться, что покупаешь оригинальную продукцию», – считает Салихзянов.
Неоригинальные «ЗаряДы», кстати, тоже есть, что говорит о высокой популярности бренда, но их гораздо меньше, чем подделок CCM и Bauer.
Ставка на молодежь
Еще одна причина думать, что у «ЗаряДа» в будущем еще есть шансы навязать борьбу западным аналогам, – его уверенные позиции в молодежном хоккее (на уровне МХЛ и НМХЛ). Здесь всё наоборот: 98% играют «ЗаряДами», а 2% выбирают другие клюшки. «Развивать наш бренд через молодых игроков – это одна из наших идей», – согласился в разговоре с «БИЗНЕС Online» Зарипов. Ставка делается на то, что через пять лет многие из хоккеистов МХЛ доберутся до КХЛ и продолжат играть клюшками российского производства. Но не все так просто.
Один из опрошенных нами хоккеистов пользовался клюшками Зарипова, когда играл в молодежке. Однако при переходе в другую команду пришлось менять и поставщика. В разговоре с нашим изданием хоккеист признался, что был доволен «ЗаряДами», но с момента перехода больше ими не играл. В новом клубе он выходит на лед с Bauer, к чему тоже привык.
Здесь нужно учитывать, что некоторые клубы не идут на контакт, а будущих звезд могут увести западные бренды. Те же CCM и Bauer имеют контракты с российскими игроками, которые рекламируют западную продукцию.
Конкурент в Беларуси
А с недавнего времени «ЗаряДу» нужно соперничать не только с американцами…
Долгие годы «ЗаряД» оставался единственным крупным производителем клюшек из СНГ. Однако второй год подряд на рынке фигурирует компания Soyuz, которая агрессивно ворвалась в КХЛ. Например, клюшками белорусского производства играют нападающий «Авангарда» Рид Буше, форвард московского «Динамо» Эрик О’Делл, а также защитники «Ак Барса» Альберт Яруллин и «Авангарда» Даррен Диц.
Интерес к новому производителю чувствуется со стороны не только профессионалов, но и массового потребителя. «Нам приходила тестовая продукция Soyuz. По качеству у них хорошие клюшки, а еще доступная цена: в среднем в два раза дешевле, чем у западных брендов. Теперь у нас заказывают и Soyuz. Но первое впечатление может быть обманчиво. ССМ и Bauer десятилетиями доказывали, что с годами их качество не проседает, а становится лучше. То же самое предстоит доказать Soyuz», – считает Салихзянов.
Что же из себя представляет Soyuz? Это новая для КХЛ компания, которая базируется в Беларуси, но ведет производство клюшек в Китае. Известно, что Soyuz строит свой завод в Беларуси: расположен он в особой экономической зоне «Великий Камень». Создавали ее по межправительственному соглашению между белорусской страной и Китаем, а бо́льшую часть затрат взял на себя госбанк развития азиатской страны. Получается, что второй самый крупный бренд СНГ корнями ушел в Китай. Это же можно сказать о других российских фирмах, которые изготавливает клюшки. Например, есть бренд Bro, цены которого на клюшку стартуют от 19 тысяч. Не так давно появилась компания One Timer, у которой даже есть лицензия от КХЛ.
Выходит, что «ЗаряД» продолжит быть единственным чисто российским производителем клюшек. Насколько выгодна эта затея, уже другой вопрос.
Рынок подталкивает делать клюшки не в России
При этом «ЗаряД» находится в больших убытках: по итогам 2023 года (последние доступные данные) убыток завода – 288 млн рублей, согласно данным базы «Контур.Фокус». Выручка же составила те же 288 млн рублей, что на 16% меньше, чем в 2022-м. Суммарный накопленный убыток челнинского завода с начала деятельности достиг 582 млн рублей. И да, вы угадали: одна из причин этому – тот же Китай.
Проблема заключается в том, что за импорт китайского сырья компании приходится платить пошлину. Она составляет 12%, т. е. «ЗаряДу» приходится отдавать сверху примерно девятую часть в казну государства.
А самый интересный момент: если везти из Китая готовую клюшку, то пошлина будет составлять 0%. Получается так, что дешевле сделать клюшку в соседней стране, чем открывать свой завод и налаживать в нём производство.
«ЗаряД», понятное дело, не может пойти по такому пути, иначе сразу встанет вопрос: что же делать с заводом в Набережных Челнах. На этом полностью утрачивается идея самого бренда. По мнению компании, российские клюшки должны производиться в России – это один из постулатов «ЗаряДа», которого, как уверил нас Зарипов, компания будет придерживаться и дальше.
Основной причиной провала называют качество продукции, которое ухудшилось из-за китайского сырья. Но это может убедить только не думающего читателя.
Если вы выходите на рынок, на котором уже есть два гиганта, то первое, что вы должны беречь, как зеницу ока - это репутацию. В любом бизнесе известно, что вы сможете составить конкуренцию, только если будете давать продукцию не одинаковую по уровню с топ-фирмами, а будете делать продукт лучше по качеству.
Привыкание и узнаваемость бренда никто не отмяенял и при прочих равных, потребитель выберет знакомую марку с хорошим качеством.
Но что делает "Заряд"? Как только ухудшились обстоятелсьтва - они снизили планку к своему продукту и сами выбрали некачественное сырье по принципу "И так сойдет". А теперь, якобы они исправили ситуацию, вернули хорошее качество, но потребитель к ним не идет.
Руководства "Заряда" самостоятельно приняли рискованное решение (ухудшить качество) и не продумали последствия на два шага вперед: кто купит плохой товар, когда у вас нет крепкого бренда и доли рынка? И кто в этом виноват?
Кто мешал пригласить знаменитых хоккеистов на бета тестирование, собрать интервью, сделать серьезный анализ?
Думаю проблема глубже, чем описано здесь. Зарипов и Ко захотели занять нишу вместо ушедших иностранных брендов и срубить денег по-легкому, но не потрудились сделать конкурентноспособный товар. А теперь негодуют, почему никто не берет их ширпотреб?
Действительно, почему?
Пацаны к успеху шли, но не фартануло, не получилось...