«Шутки про «переписанного» воспринимаю как должное». Интервью с самым высоким нападающим КХЛ
Двухметровый Артем Каштанов – о Дацюке, «Автомобилисте» и молодежной команде.
Артем Каштанов родился в небольшом городе Реж, а в семь лет перебрался в Екатеринбург. Нападающий прошел всю клубную вертикаль «Авто»: в дебютном сезоне-2021/22 отыграл в МХЛ 61 матч и заработал 15 (5+10) баллов, а следующий чемпионат провел уже на лидирующих ролях, набирая практически очко за игру.
В сезоне-2023/24 Каштанов успешно перешел на взрослый уровень: провел 19 матчей в ВХЛ и 38 – в КХЛ, включая 12 игр в бронзовом плей-офф. На счету двухметрового форварда 2004 года рождения уже два гола за «Автомобилист»: «Барысу» – в регулярке и «Металлургу» – в полуфинале Кубка Гагарина.
В эксклюзивном интервью Артем Каштанов рассказал о своих выдающихся габаритах, отдыхе в Египте, плей-офф и родном Реже.
«Габариты есть, осталось набрать вес и превратить его в мышцы»
– Как отдых?
– Все замечательно. Выбрался в Египет на десять дней. Еще во время сезона посматривал места для отдыха, потому что покупать билеты заранее выходит дешевле. Очень доволен, что в итоге все так получилось.
– Успели посмотреть на пирамиды и другие достопримечательности?
– Если честно, я еще толком и из отеля не выходил (интервью состоялось в мае – прим. Sports). После тяжелого сезона предпочитаю более спокойный отдых: полежать на пляже или поплавать в бассейне. Если куда-то и выбираться, то чтобы покататься на квадроциклах или привязанным к лодке полетать на парашюте.
– Что самое экстремальное пробовали?
– На самом деле я не любитель адреналина. Не собираюсь прыгать с привязанным к ногам тросом или с парашютом. Стараюсь обходить стороной такой отдых. Наверное, для меня самое экстремальное – это американские горки. После них адреналина вполне хватает.
– Уже успели соскучиться по хоккею?
– Конечно. Перед тем, как улететь в Египет, начал кататься, потому что очень соскучился по льду. Даже после таких насыщенных регулярного чемпионата и плей-офф хочется кататься и поддерживать ту форму, которая у тебя была на протяжении сезона. Думаю, после возвращения начну тренироваться в зале.
– Чем заменяете физическую активность в зале на отдыхе?
– Утром поиграл в пляжный волейбол. Думаю, еще пару раз схожу сыграть, и на этом моя физическая активность в Египте закончится.
– Как вы отдыхаете между матчами во время чемпионата?
– Максимально обыденно. Люблю полежать, выспаться и хорошо покушать. Не нарушаю режим.
– В чем хотите добавить за это межсезонье?
– Думаю, заметно, что мне нужно поднабрать мышечной массы. Мне об этом говорили и тренеры, и партнеры по «Автомобилисту». Пока в КХЛ тяжело не уступать в силовой борьбе. Вроде физические данные и габариты есть, осталось набрать вес – и превратить его в мышцы. Это моя главная задача. Хочу войти в следующий сезон уже физически подготовленным ко взрослому хоккею.
– К какому весу стремитесь?
– Сейчас я вешу около 95. Думаю, оптимальный вес, к которому нужно будет прийти – 98-100 кг. Буду стараться набирать массу и работать в зале.
– А какого вы сейчас роста?
– Ровно два метра. Мы проходим медосмотр каждые полгода. Уже где-то полтора года назад мне сказали, что мой рост достиг двух метров.
– Получается, вы самый высокий нападающий в КХЛ.
– Да, в КХЛ я еще не видел нападающих выше меня. На льду я обращаю внимание на габаритных игроков, но это секундное дело. Мне не надо далеко ходить: в «Автомобилисте» играет Никита Трямкин, он здоровее меня. Еще в СКА есть защитник Степан Фальковский. Если не ошибаюсь, он самый высокий хоккеист в лиге (205 см – прим.).
«Огромная «СКА Арена» была полностью заполнена – это что-то на грани фантастики!»
– Какие впечатления остались от вашего бронзового сезона КХЛ?
– Очень положительные! «Автомобилист» ни разу так далеко не заходил. Рад, что попал в команду, добившуюся такого результата. Было обидно проиграть в седьмом матче серии будущему обладателю Кубка Гагарина, но в целом считаю прошедший сезон очень удачным как для меня, так и для команды. Все парни и тренерский штаб жили одной идеей, поэтому я максимально отдавался игре.
– Чего не хватило «Автомобилисту» в седьмом матче с «Металлургом»?
– Мы пропустили очень легкие голы. Где-то нам не улыбнулась удача, где-то еще что-то. Команда показала хорошую игру, все ребята заводили друг друга и подбадривали. Даже уступая 0:2 и 1:3, мы не опускали руки, бились и боролись до последней секунды. Это был бесценный опыт.
– В шестом матче серии с «Металлургом» вы забили первый гол в плей-офф КХЛ, хладнокровно разобравшись с Ильей Набоковым. Можете вспомнить тот момент?
– Максим Денежкин отдал передачу Дане Романцеву, два защитника пошли на него, но шайба удачно отскочила мне на свободный лед. Сближаясь с воротами, я уже знал, что буду делать. В итоге получилось обыграть Набокова и забить.
Насчет хладнокровия – на гимне тебя еще может потрясти, но, когда ты выходишь на лед, переживания уходят в сторону.
– После вылета от «Металлурга» болели против него в финале?
– Нет, я просто смотрел хороший хоккей двух сильнейших команд. В «Металлурге» играет мой хороший знакомый – Саша Петунин. Также там выступает Рома Канцеров, мы с ним часто играли друг против друга по 2004 году. Из-за этих приятельских отношений я чуть больше отдавал предпочтение «Магнитке», но удивился их четырем победам подряд. На протяжении всего плей-офф «Локомотив» казался неуязвимой командой: все отрабатывали в обороне и реализовывали моменты в нападении, вратарская линия тоже была очень хорошая.
– Откуда вы знакомы с Петуниным? Между вами восемь лет разницы.
– Тренер Сергей Николаевич Фертиков, который выпускал меня из спортивной школы, в свое время также тренировал Петунина. В конце одного из сезонов, когда мы тренировались по году, Саша приходил пару раз с нами покататься. Мы с ним заобщались, потом пару раз виделись вне льда и до сих остаемся в хороших отношениях.
– В плей-офф вы играли то по 9-10 минут, то ни одной смены. Почему?
– В каждой команде есть ротация. Если мое звено не выпадало из игры и создавало моменты, то тренерский штаб доверял нам игровое время. Когда команде нужно было добавить в атаке или – наоборот – укрепить оборону, меня просто переодевали 13-м нападающим.
– В серии с «Ак Барсом» тяжело было не обращать внимания на фамилии соперников?
– На самом деле первые два раунда меня действительно преследовала эта проблема. Я никогда раньше и близко не подходил к игре против таких ребят, как Александр Радулов или Вадим Шипачев. Из-за этого перед матчами присутствовало переживание, но на льду не обращал внимание на фамилии. Они абсолютно такие же хоккеисты, как я. Просто кто-то чуть опытнее или мастеровитее.
– Помните свои впечатления от «СКА Арены» в четвертьфинале?
– Это было что-то на грани фантастики! Огромная арена была полностью заполнена болельщиками, на матчах было больше 22 тысяч зрителей. Когда выходил на раскатку – глаза разбегались, а на гимне просто захватывало дух. Но при этом не скажу, что сама атмосфера в Петербурге была лучше, чем в Екатеринбурге. Считаю наших болельщиков лучшими по тому, как они болеют и переживают за команду.
– Перед плей-офф переживали о том, найдется ли вам место в составе первой команды после 26 игр в регулярке?
– Нет. Я выкладывался на максимум в регулярном чемпионате и старался делать все, что от меня требовали. Прекрасно понимал, насколько кубковые матчи важны для «Автомобилиста» и всего города. Был готов показать свою лучшую игру в случае попадания в состав.
– Впервые вы попали в заявку «Автомобилиста» на матч в октябре 2022 года, но так и не вышли на лед КХЛ в том сезоне. Расстроились?
– За день до матча против «Салавата Юлаева» я знал, что сразу после него мне нужно будет лететь в Новосибирск на игру «Авто», поэтому даже не успел ничего понять. Все было очень неожиданно и сумбурно. Я тогда даже не успел полностью осознать, куда попал. Прекрасно понимал, что если меня не выпустили в регулярном чемпионате, значит тренеры посчитали меня не готовым к уровню КХЛ. После матча испытывал только положительные эмоции от того, что встретился и посидел в одной раздевалке с именитыми игроками.
«Дацюк объясняет такие нюансы, на которые ты никогда бы не обратил внимание»
– Вы забили первый гол в предпоследнем матче регулярки КХЛ. Отсутствие шайб за «Автомобилист» сидело в голове?
– Иногда мысли об этом залезали в голову. Однако меня поддерживали ребята – кто-то шутил на эту тему, чтобы разрядить обстановку. Хорошо, что получилось забить в матче с «Барысом». Очень обрадовался, что успел отличиться в последних матчах регулярки и не стал переносить эту цель на следующий сезон.
– Часто пересматривали ту шайбу?
– Не больше пары раз. За пределами арены у нас не было интернета, так как мы были в другой стране. После игры команда сразу отправилась в аэропорт, а, прилетев домой, я лег спать. Проснувшись, уже думал о следующем матче – через три дня мы встречались с «Локомотивом».
– Тогда вы классно отобрали шайбу у соперника. Специально отрабатываете отборы?
– Нет, это просто один из моментов, который интуитивно работает на мышечной памяти. Шайба отскочила чуть дальше меня – и я понимал, что длины рук и клюшки хватит, чтобы ее отобрать. В итоге подбил клюшку сопернику, бросил и забил.
– Павел Дацюк, участвующий в тренировочном процессе «Авто» – один из лучших игроков в истории хоккея в том числе и по отборам шайбы. Он не учил вас этому?
– Конкретно отборы мы не отрабатывали, но Павел Валерьевич в целом очень нам помогает. Он объясняет такие нюансы хоккея, на которые ты сам бы никогда не обратил внимания. Павел Дацюк, как и Стефан Да Коста – это люди с феноменальным пониманием игры. Такое ощущение, что они знают в хоккее вообще все.
– Все же стиль игры Павла Дацюка тяжело представить у двухметрового хоккеиста. На кого вы равняетесь?
– Мне нравится определенные компоненты у разных игроков. Если выделять кого-то одного, то я бы очень хотел быть похожим по игре на Александра Баркова из «Флориды». Он очень здорово играет в обороне, а мне еще нужно над этим работать. Такой двусторонний центральный нападающий – ценная находка для любой команды.
– Почему, несмотря на габариты, вы так редко проводите силовые приемы?
– Я уже слышал этот вопрос и от тренеров, и от партнеров. Мне действительно нужно добавлять в этом компоненте. Дело в том, что по школе и в МХЛ меня не просили играть в тело – поэтому я просто этого не умею. Втыкаться в людей – это тоже большая ответственность. Ты можешь попасть колено или еще куда-то, из-за чего команда останется в меньшинстве. Силовая борьба пока тяжело мне дается, но буду над этим работать.
– Уже успели прочувствовать на себе, насколько жесткая игра в КХЛ?
– Конечно. В первой команде тяжело бороться с опытными мужиками под 30 лет. В МХЛ игра в тело не имеет такой большой роли, потому что приходят не до конца окрепшие парни 16-17 лет. На молодежном уровне можно обыгрывать соперников за счет других качеств, но взрослый хоккей – это совсем другое. Все больше и обученнее, игроки очень хорошо катаются, а это тоже важный фактор. В КХЛ практически невозможно обыграть соперника «1 в 1».
«Если полностью побреюсь, то где-то через полтора месяца борода вернется»
– Основную часть матчей за «Авто» в сезоне-2023/24 вы провели в декабре. Не воспринимали командировку в МХЛ как шаг назад?
– Нет. У меня не было никакого недонастроя, просто в МХЛ другой хоккей. Если в КХЛ ты знаешь, что откроешься в определенную точку и получишь идеальную передачу в крюк, а справа и слева точно будут партнеры, то в молодежке все иначе. Иногда ребята не совсем понимают, что и когда лучше своевременно сделать. Мне нужно было перестроиться к такой игре. В декабре был двухнедельный перерыв на Кубок Первого канала и Матч звезд КХЛ. У первой команды были сначала выходные, затем просто тренировки. Тогда тренеры решили (и я считаю это правильным), что мне лучше сыграть в молодежке.
– Когда вы присоединились к «Авто» по ходу плей-офф, из-за вашей внушительной бороды не ходили шутки про то, что вы переписанный?
– Конечно! Думаю, это стандартные шутки для молодого игрока с бородой или выдающимися физическими данными. Надо мной подшучивали во всех лигах. Воспринимаю это уже как должное. Просто смеялся над этим вместе с парнями и шел тренироваться.
– У вас быстро растет борода?
– Думаю, если полностью сбрить бороду, то где-то через полтора месяца она вернется к тому состоянию, в котором находится сейчас.
– Расскажите о вашей «командировке» в плей-офф МХЛ.
– Я ехал в «Авто», чтобы помочь команде выиграть и сделать все, что в моих силах. «Белые Медведи» – это очень вязкая команда, отлично действующая в обороне. В матчах с ними было тяжело создавать опасные моменты. В первой игре у меня вообще не получалось угрожать воротам, во второй получилось забить. До 58-й минуты все было хорошо, но мы пропустили гол. В овертайме было тяжеловато, «Медведи» завладели преимуществом, воспользовались им и дожали нас. Один гол за два матча – это не тот уровень, который я должен был показать. Если оценивать мою игру в целом, то было неплохо, однако в плане результативности хотелось принести команде больше пользы.
– За два матча вы суммарно провели на льду 54 минуты. Как чувствовали себя после таких энергозатратных игр?
– Эти два матча вышли действительно тяжелыми, но не критично. Во второй игре я провел на льду 34 минуты, физически меня это выматывало. Когда «Авто» приходилось переходить на игру в два-три звена, организм чувствовал нагрузку. Однако, благодаря хорошей физической подготовке, я быстро восстанавливался. 15 минут перерыва хватало, чтобы в максимальном темпе отбегать следующий период.
– Успевали следить за плей-офф МХЛ после вылета «Авто»?
– Конечно, я смотрел результаты. Более внимательно следил за сериями «Белые Медведи» – «Омские Ястребы» и «Локо» – «СКА-1946». Был не сильно удивлен камбэку челябинцев с 0-2 в серии после массовой драки, потому что знаком там со многими ребятами и знаю их боевой характер. В той серии многое зависело от лидеров.
В финале сошлись две очень интересные сбалансированные команды с большим количеством технически оснащенных ребят. На протяжении всего плей-офф «СКА-1946» доминировал над соперниками. Не могу сказать, чтобы у них возникали с кем-то проблемы. В составе у петербуржцев были индивидуально более сильные ребята, они в большей степени и сделали результат в серии с «Локо».
– По возрасту вы еще проходите в МХЛ, но сами уже не хотите возвращаться на молодежный уровень?
– Всегда воспринимаю возвращение в «Авто» как очень приятную новость. Поэтому если меня отправят в МХЛ – не расстроюсь. Это будет значить, что мне есть над чем подумать и поработать. Когда в чемпионате КХЛ случаются паузы, то, конечно, хочется съездить в молодежку и поиграть там. Считаю, что молодым ребятам нужно больше матчей и меньше тренировок. Если я буду хорошо играть в КХЛ и показывать себя только с лучшей стороны, то смогу закрепиться в первой команде и провести в ней весь сезон. Все будет зависеть только от меня.
«Я начинал в команде 2000-2004 годов рождения: открытый каток, леденющие раздевалки и чай в перерывах»
– Вы родились в городе Реж. Что это за место?
– Это провинциальный городок где-то в 70 километрах от Екатеринбурга. Там я родился и прожил до семи лет. В Режи живет около 40 тысяч человек, но с каждым годом город пустеет. У меня там бабушка с дедушкой. Они единственная причина, по которой я возвращаюсь в город. По большому счету, для меня там нет чего-то запоминающегося.
– Вы первый хоккеист из Режи, сыгравший в КХЛ. В городе развивается хоккей?
– Я начинал в команде 2000-2004 годов рождения. У нас были открытый каток, леденющие раздевалки и чай в перерывах. По сравнению с тем временем, хоккей в Режи совершил сильный скачок. Сейчас в городе построили новую арену, там есть детские тренеры.
– Уже проводили для юных хоккеистов мастер-классы?
– Парень, который в Реже играл со мной в одной команде, сейчас работает там тренером местной детской команды. В этом году он позвал меня встретиться с детишками, покататься и сфотографироваться. С удовольствием съезжу туда при первой возможности. Это всегда очень приятно.
– Недавно вы посетили полуфинал Кубка России по футболу, где не только сделали стартовый удар по мячу перед началом матча «Урала» и «Ростова», но и обменялись футболками с нападающим Алексеем Каштановым. Расскажите об этом опыте.
– Пресс-служба «Автомобилиста» написала мне, что футбольный клуб «Урал» хочет организовать мою встречу с Алексеем Каштановым. Подумал, что от такого предложения грех отказываться. Не каждому выпадает такая возможность. Было очень волнительно, потому что для меня там было все абсолютно новое, я никого не знал. В этом очень сильно помогла пресс-служба «Урала». Мне расписали весь план действий и сказали, как все будет проходить. Сначала я вышел на поле и ударил по мячу, а после матча обменял футболку на свою джерси. Леша Каштанов – очень приятный человек и классный футболист. От этого мероприятия остались только положительные эмоции.
– Вы сами следите за футболом?
– Слежу исключительно за Лигой чемпионов – смотрел четвертьфиналы и полуфиналы. В остальном просто знаю, какие места занимают команды разных чемпионатов, кто лучшие бомбардиры и так далее. Думаю, сейчас все любители футбола смотрят за «Байером», который не проигрывал полсотни матчей подряд.
– Кого будете поддерживать в финале Лиги чемпионов: «Реал» или «Боруссию»?
– «Боруссию», потому что это последний сезон Марко Ройса за дортмундский клуб. Тем более свой прошлый финал Лиги чемпионов он проиграл на том же стадионе, где сыграет с «Реалом» первого июня. Хочу, чтобы эта сказка закончилась хорошо.
– Учитывая ваш рост, баскетболом интересуетесь?
– Люблю поиграть, но не слежу за этим видом спорта. Могу просто посмотреть какие-то нарезки из НБА. Женя Аликин очень хорош в баскетболе, можем с ним поиграть на разминке.
– Не проверяли с Аликиным, кто из вас точнее?
– Тут даже проверять не надо – Женя намного сильнее меня в баскетболе.
– С кем из когда-либо живущих людей вы хотели бы познакомиться и что бы у них спросили?
– С Мухаммедом Али. Это великий спортсмен, который пропагандировал очень правильные вещи. Мне было бы интересно узнать у него много спортивных нюансов – в том числе как он восстанавливается и тренируется.
Фото: vk.com/hcavtomobilist