7 оправданий Ротенберга после провала СКА. Что в них не так?
Разбор Александра Плеханова.
В полуфиналы Кубка Гагарина впервые за 10 лет не попали СКА и ЦСКА. Если ЦСКА вылетел в первом раунде, то СКА прошел хотя бы одну стадию. Для Романа Ротенберга этот плей-офф оказался третьим, но при этом худшим – лишь пять побед.
После поражения от «Автомобилиста» (1-4 в серии) Ротенберг много рассказывал о причинах такого раннего вылета СКА. Рядом с травмами и большим числом удалений туда вписался даже переезд на новую «СКА-Арену».
Что же помешало СКА? В аргументах Ротенберга настолько много странностей, что их не до конца понимают даже его собственные хоккеисты.
Причина №1 – потеря ключевых игроков
Слово Ротенбергу: «Лидеры нашей команды – Саша Никишин, Андрей Педан, Владимир Алистров, который получил серьезнейшую травму, другие ребята, которые играли с травмами. Так сложилось, что наших ребят сломали в первой серии. У них серьезные травмы».
Что с ней не так:
● Упоминание Владимира Алистрова точно выглядит странным. В первые месяцы регулярки-2023/24 Алистров и правда был главным бомбардиром СКА (31 очко, 39 матчей), но выбыл из состава еще в декабре. Глобально его потеря не помешала СКА до последнего бороться за Кубок Континента. За время отсутствия Алистрова команда проиграла в регулярке всего 8 матчей.
● Затем СКА действительно потерял нескольких важных хоккеистов. Лучший из них – Александр Никишин, капитан СКА и самый результативный защитник двух последних регулярок. Ротенберг выпускал его на ключевые минуты и безальтернативно доверял лидерскую роль. Здесь же вопрос к самому главному тренеру СКА – почему его команда зависима от одного хоккеиста?
● При этом СКА – однозначно лучший клуб лиги по глубине состава. Вы же помните все эти летние схемы, когда Петербург едва вписывался в потолок зарплат? Если нет – почитайте по ссылке. И это все после грандиозной перестройки с отправкой Прохоркина в «Сочи» всего на 27 минут, избавлением от Гусева в атмосфере пивных обсуждений и переходом Яшкина в «Ак Барс».
● Ротенберг указывает, что СКА не хватило лидеров. Почему же тогда в пятом матче серии с «Автомобилистом» на трибунах сидел Брендан Лайпсик? Как он вообще весь сезон занимал легионерскую позицию (пусть уже и получил гражданство), но лидером так и не стал (2 матча в плей-офф-2023/24)? И каким образом тот же «Автомобилист» спокойно побеждал без капитана Широкова?
Причина №2 – индивидуальные ошибки
Слово Ротенбергу: «Ошибки в обороне, которые были у нас, – индивидуальные ошибки ребят, которые никогда не играли на таком уровне».
Что с ней не так:
● В сезоне-2023/24 у Ротенберга появилась любимая фраза: «Черт побери». Он говорил так и после привоза Максима Федотова в овертайме третьего матча с «Автомобилистом» (1:2, ОТ). Вот только тот же Федотов успешно играл в плей-офф и год назад: набрал 7 (2+5) очков за «Торпедо». Сам Ротенберг по таланту сравнивал его с Кэйлом Макаром, а после того косяка отправил на трибуну.
● Во втором матче серии «Автомобилист» вообще забил СКА, играя в меньшинстве. Там Сергей Сапего не принял передачу от партнера в средней зоне, а затем упустил убежавшего Бывальцева. Белорусу Сапего 24 года. В его карьере это третий плей-офф: ранее Сапего играл в составе минского «Динамо» и дважды попадал на СКА в первом раунде. Получается, что уровень не тот?
● Ротенберг обратил особое внимание на индивидуальные ошибки после решающего пятого матча. В нем «Автомобилист» дважды реализовал большинство, забил после рикошета и показал гол с празднованием «птичкой». Оставим здесь эпизод с четвертой шайбой «Авто». Нападающий Зыков с опытом в НХЛ сначала смотрел за выходом Трямкина, а дальше не накрывал бросок Эберта.
● В плей-офф-2023/24 Ротенберг привлекал к матчам 19-летнего защитника Ивана Выдренкова. Для него этот Кубок Гагарина был первым в карьере. Формально Выдренков подходит под такую причину от Ротенберга. Отвергаем, ведь оба матча с игровыми минутами он провел еще в серии против «Торпедо», а с «Авто» всегда оставался неиспользованной заменой.
Причина №3 – переезд на «СКА-Арену»
Слово Ротенбергу: «Мы здесь как солдаты – нам сказали переехать, мы переехали. Это тоже повлияло на исход этого сезона».
Что с ней не так:
● Примерно все. Главное: Ротенберг изначально совсем не хотел этого переезда. Публично он называл «Ледовый» настоящим домашним стадионом для СКА и видел игру в плей-офф-2023/24 именно там. В числе аргументов он выделял проблемы безопасности, организацию матчей и тонкости, которые зритель на себе не прочувствует. Если бы так было всегда, мы бы согласились.
● У СКА действительно случился спонтанный переезд. Клуб уехал из «Ледового», где выступал последние 22 года. Но время на подготовку к плей-офф и адаптацию к обновлению имелось: СКА провел на финише регулярки шесть матчей на «СКА-Арене». С последним вообще помог «Куньлунь» – клуб сам инициировал перенос формально домашней игры в Петербург.
● Дальше – вот. Буквально 10 марта Ротенберг разъяснял: «Много деталей – начиная от качества льда, воздуха и так далее. За короткое время мы смогли провести все тонкие настройки, чтобы команда чувствовала себя как дома». Получается, что в плей-офф СКА вполне комфортно ощущал себя на «СКА-Арене». Сам Ротенберг уже расхваливал ее и анонсировал улучшения.
● «СКА-Арена» со временем превратилась для клуба в удобный аргумент, которым можно манипулировать. Переехали? Не сами – кажется, заставил «Газпром». Это плохо? Нет, ведь есть зрительские рекорды – с сомнительными цифрами, потому что считают любого человека на арене. Может, все-таки плохо? Да, ведь рано вылетели в плей-офф и показали плохой результат.
Причина №4 – опыт соперника и легионеры
Слово Ротенбергу: «Соперник мастеровитый, опытная команда, они много лет играют вместе. У них сильные иностранцы. За счет опыта они и победили».
Что с ней не так:
● Костяк «Автомобилиста» сохранился с прошлого сезона, но на фоне очень сомнительного опыта. Напоминаем: в плей-офф-2022/23 «Автомобилист» вел у «Металлурга» в серии первого раунда (3-2), а потом проиграл два матча и вылетел. Так происходило совсем не против команды, которая претендовала на чемпионство. Следующую серию «Металлург» проиграл «Авангарду» 0-4.
● СКА едва ли уступает «Автомобилисту» по опыту. Смотрим по среднему возрасту на сайте EliteProspects: у СКА – 26,24 года, у «Автомобилиста» – 27,83. Не особо большая разница, ведь оба клуба не дают по-настоящему много игрового времени юным хоккеистам. Ротенберг весь сезон менял в СКА даже сочетания троек – ничто не мешало ему нарабатывать сыгранность.
● Лидеры «Автомобилиста» действительно не так молоды – это игроки 30+. Но разве решающим фактором в играх против СКА стали лишь они? 24-летний Семен Кизимов набрал 4 очка за весь плей-офф. В матчах со СКА у него 1+2. 27-летний Андрей Обидин выбил эти же 1+2 в решающей пятой игре, где стал автором победной шайбы. Это россияне, которые раскрылись неожиданно.
● Из иностранцев Ротенберг выделял немца Брукса Мэйсека – помнит его по Олимпиаде. В регулярке-2023/24 Да Коста (54) и Мэйсек (47) стали лучшими бомбардирами клуба. Каждый легионер «Автомобилиста» всегда набирает много очков, но Мэйсек (-4), Волк (-3) и Эберт (-3) в плей-офф стали худшими по полезности. Выходит, что их можно перекрывать.
Причина №5 – резервисты, которые не заменили травмированных
Слово Ротенбергу: «Всегда непросто дублерам выходить на роль лидеров. В этом причина того, как складывалась серия».
Что с ней не так:
● Главные бомбардиры СКА в плей-офф-2023/24 – опытные игроки, которые на дублеров совсем не смахивают. Вместо травмированного Рендулича там доминировали Хайруллин (12 очков, 5+7) и Глотов (10, 5+5). Конкретно в серии с «Автомобилистом» заиграл и Грицюк (всего 6 очков, 4+2). Его как раз Ротенберг выделил одним из тех, кто лидерские качества все-таки проявил.
● Основные потери СКА связаны с обороной – и даже там СКА хватало глубины. 34-летний Михаил Пашнин мало играл в регулярке, но зацепил плей-офф 14 сезонов КХЛ. Он же высказал вот такую фразу: «У нас лавка большая, а травмированных еще больше. Причина в самой игре, надо разобраться». Это сказал человек, который сам играл с травмой и все равно старался.
● Неожиданно провалился Сергей Толчинский – никакие травмы ему не мешали. Он стал лучшим бомбардиром СКА в регулярке среди нападающих (54 очка) и забрасывал важнейшие шайбы в серии с «Торпедо». Показатели Толчинского против «Автомобилиста»: 0+0, -3 полезность. Кто планировался на место Сергея, если он даже не в форме стабильно выходил на 12-13 минут?
● Подвел и другой лидер. Михаил Воробьев в среднем за матч проводил более 19 минут. Что показал против «Автомобилиста»? Три матча без очков с полезностью -3 (да, как у Толчинского). Потом отметился передачей в четвертой игре и забил в пятой – включился явно поздновато. Когда Воробьев проснулся, СКА уже проигрывал 0-3 в серии. Точно ли дело в мистических дублерах?
Причина №6 – надежная защита «Автомобилиста»
Слово Ротенбергу: «Соперник здорово играл в обороне. Это оборона и оборона. Не удалось ее вскрыть».
Что с ней не так:
● В нужный момент игроки «Автомобилиста» показывали и вариативность. Это не классический автобус (и даже не любимый Ротенбергом party bus) – «Автомобилист» перехватывал инициативу и регулярно запирал СКА в зоне. Здесь же напрашивается вопрос к СКА, а куда пропала оборона у них? Единственный матч выиграли только на сверхнадежности вратаря Серебрякова (47 сэйвов).
● Тренер Николай Заварухин вывел команду на пик в нужный момент. В регулярке-2023/24 его клуб проиграл СКА по забитым голам (163:220) и больше пропускал (157:139). «Автомобилист» выделялся лишь лучшим меньшинством в лиге (86,2%). Пока СКА поднимался из низов таблицы до борьбы за Кубок Континента, «Автомобилист» завершил чемпионат на пятом месте Востока.
● Нападающий СКА Захар Бардаков утверждает: «Мы проиграли сами себе. Такое бывает». В противовес вообще всем причинам поражения от тренера и игроков СКА – фигура Евгения Аликина. Да, вратарь «Автомобилиста» менялся в двух из пяти матчей. Зато он обеспечил клубу три ключевые победы в серии. Аликину хоть и 29 лет, а плей-офф он проводит первый в жизни.
● «Автомобилист» полностью переиграл СКА и на уровне системы. Но важно признать, что в отдельных эпизодах команде Ротенберга еще и не везло. Почти в каждом матче СКА пропускал курьезные голы: у Бардакова ломалась клюшка, шайба неожиданно выскакивала на пятак, рикошет от Глотова дезориентировал вратаря. Такой аргумент Романа смотрелся бы сильнее.
Причина №7 – дисциплина
Слово Ротенбергу: «Вы же видели: та же самая история – удаления. У нас больше ста минут удалений. Не буду комментировать работу судей – все профессионалы. Подвели удаления».
Что с ней не так:
● Кажется, почти все так. СКА лидирует в плей-офф КХЛ по числу двухминутных удалений (51). Против «Автомобилиста» игра в неравных составах сказалась на результате во второй и пятой играх серии. В первом случае (3:1) к реализации от Да Косты добавилась и шайба Бывальцева в меньшинстве. В решающей встрече (5:4) «Автомобилист» дважды использовал большинство.
● Как же СКА тогда проиграл «Автомобилисту» другие матчи в серии? Отвечаем: в равных составах. Исключая аномально результативную пятую игру, хоккеисты «Автомобилиста» чаще всего забивали сопернику двумя способами: в контратаках и после перехватов в чужой зоне. Ротенберг так и не придумал, чем ответить на их давление и быстрые отрывы в формате 5х5.
● До этого Ротенберг долго подводил к тому, что игроки СКА слишком часто удаляются. Объяснял все штрафами и ссылался на них даже после победного матча (5:2): «У меня первый раз в жизни такое, когда команда, играющая в атаку, с шайбой, на первом месте по удалениям в лиге в плей-офф, причем с явным преимуществом. Обязаны подтянуть дисциплину».
● Виноваты ли судьи? По последним комментариям Ротенберга кажется, что он и правда их не обвиняет. Спорных моментов в целом по серии возникало не так много (хотя один был). Зато вспоминается выступление тренера СКА по итогам первого матча. Там ему не понравилась отмена шайбы Бардакова, когда Грицюк сбил вратаря: «Весь сезон такие голы засчитывались».
***
Председатель совета директоров СКА Александр Медведев на следующие сутки после вылета раскритиковал судейство сам: «Вопрос Чацкого из «Горя от ума»: «А судьи кто?» является далеко не риторическим, а требует ответа».
Все оправдания подчеркивают важность момента. СКА снова не подтвердил статус претендента на Кубок Гагарина. «Автомобилист» учел ошибки прошлого и вышел на лучший результат в клубной истории. Никогда команда не проходила дальше второго раунда, а теперь от нее вылетели «Ак Барс» (4-1) и СКА (4-1). За весь плей-офф-2023/24 «Автомобилист» пока проиграл лишь дважды.
Ярость СКА от вылета из плей-офф! 10 секунд били соперника клюшками – искали шайбу
Ротенберг объясняет ранний вылет СКА: травмы, молодой состав, переезд на новую арену
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Григорий Сысоев, Алексей Даничев, Александр Гальперин, Александр Кряжев; vk/ska
Спасибо, «Автомобилист»!
Ау, редакция!