6 мин.

Александру Могильному — 55 лет

Сегодня празднует день рождения олимпийский чемпион, чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли, член «Тройного золотого клуба», трехкратный чемпион СССР в составе ЦСКА Александр Могильный.

Ему исполнилось только 20 лет, а его личную коллекцию наград уже украшали олимпийское золото Калгари-1988, золото чемпионата мира-1989 в Стокгольме, золото молодежного первенства мира-1989 в американском Анкоридже, три медали высшей пробы в чемпионатах Советского Союза (1987-89). В 2000 году Могильный завоевал Кубок Стэнли и открыл для себя дверь в «Тройной золотой клуб», куда принимают игроков с тремя титулами (олимпийским, чемпиона мира и обладателя Кубка Стэнли). 26 ноября 2015 года свитер Могильного с 14-м номером подняли к сводам дворца спорта ЦСКА на Ленинградском проспекте. 

Могильный ворвался в чемпионскую команду армейцев словно метеор. Сразу превратившись из «масочника» в полноценную боевую единицу. В 28-ми матчах дебютного для себя сезона-1986/87 Александр забросил 15 шайб и отдал одну результативную передачу. Он забил больше, чем Андрей Хомутов и Валерий Каменский.  

Могильного привез из Хабаровска в Москву знаменитый чемпион Владимир Лутченко, возглавлявший школу ЦСКА.

— В том нет особой моей заслуги, — вспоминал Лутченко. — Александра невозможно было не заметить. Этот юноша из Хабаровска доминировал в первенстве армейских спортшкол в Ленинграде. Уже в 15 лет это был игрочище — скорость, бросок, светлая голова, мощь. Соперникам невозможно было его просчитать. В современном хоккее Могильного напоминает Никита Кучеров. 

Попав в великую команду ЦСКА, Могильный сразу дал понять, что с ним придется считаться. Он не пожелал собирать на тренировках шайбы, что предписывалось юниорам-дебютантам, и подрался с заслуженным чемпионом, который пытался в грубой форме его принудить. Испугавшись содеянного, Александр целую неделю скрывался в квартире Бобровых, поскольку дружил с Мишей, сыном Всеволода Михайловича и Елены Николаевны. Виктор Тихонов попросил селекционера ЦСКА Бориса Шагаса разыскать Могильного и вернуть в команду.

В следующем сезоне, олимпийском, Могильный выстрелил на молодежном чемпионате мира в Москве. Его связка с Сергеем Федоровым разрывала соперников. Увы, травма помешала Александру сыграть в полную силу в решающих матчах. 1 января 1988 года в Лужниках наши уступили 2:3 канадцам и довольствовались серебряными медалями. Тихонов по достоинству оценил игру юниора и включил его в список кандидатов на Олимпиаду в Калгари. Вряд ли тогда кто-то верил, что неопытный Могильный прорвется в состав. Но Виктор Васильевич был иного мнения. В Калгари не поехали участники Кубка Канады-1987 Сергей Немчинов, Юрий Хмылев, Сергей Пряхин, забивший победный гол в первом финальном матче супертурнира Александр Семак. 

Приглашение Могильного расценивалось как аванс. Однако Александр не потерялся даже в столь звездном окружении. Когда на старте Олимпиады травму получил его тезка Кожевников, Могильный в тройке с Александром Черных и Андреем Ломакиным делал разницу. Уже в стартовой встрече турнира против сборной Норвегии (5:0) он открыл личный голевой счет. А в важном матче за медали с канадцами, выигранном «Красной машиной» 5:0, буквально подписал хозяевам «смертный приговор», забив третий гол неожиданным для вратаря Шона Бурка броском с острого угла. 

Наши забронировали золотые медали досрочно и на заключительный матч с финнами вышли расслабленными. Соперники же в случае победы взлетали на серебряную ступень подиума. Свежеиспеченные олимпийские чемпионы уступили 1:2, Тихонов негодовал и наградил Могильного то ли подзатыльником, то ли пощечиной. Хотя именно он забросил единственную шайбу. К слову, ту команду Виктор Васильевич потом назвал самой сильной из всех, с которыми ему довелось работать. Впоследствии Александр без тени обиды прокомментировал тот эпизод: «Молодому — можно. Особенно если слова до него не доходят». 

Когда олимпийский турнир в Калгари был в разгаре, Могильный отметил свой 19-й день рождения. Из Канады он вернулся заслуженным мастером спорта. И был награжден медалью «За трудовое отличие». 

Молодежный чемпионат мира в Анкоридже (на Аляске) стал третьим в карьере Могильного. Первый, в чехословацких Пьештянах, закончился грандиозной дракой в последнем матче с канадцами «стенка на стенку», после которой соперников дисквалифицировали. Совсем юный Могильный показал себя не самым плохим боксером. В Москве-1988 Александр зажигал, стал лучшим бомбардиром и нападающим турнира, но наши остались с серебром. В Анкоридж он приехал олимпийским чемпионом. В тройке с Федоровым и Павлом Буре, которую Тихонов готовил на смену знаменитому звену КЛМ, Могильный до поры до времени пребывал в тени. Поражение 3:5 от чехов поставило под сомнение чемпионство нашей сборной. В последней игре с канадцами требовалась победа. Перед сиреной на перерыв «Кленовые листья» сравняли счет — 1:1. В раздевалке не выдержал воспитанник школы ЦСКА Алексей Ивашкин, признанный лучшим вратарем турнира: «Ты когда начнешь забивать, олимпийский чемпион хренов?!» Глаза Могильного налились кровью, он запросто мог взять за такие слова за лицо. Но сдержался.

Вышел и в течение семи минут отгрузил канадцам три шайбы. Наши разгромили соперников 7:2 и завоевали золотые медали.        

На важное дерби с «Динамо» 13 февраля 1989-го не смог из-за травмы выйти Владимир Крутов. Тихонов отрядил в первое звено Хомутова, а во второе, к Вячеславу Быкову и Каменскому, поднял Могильного. ЦСКА победил главного конкурента в борьбе за чемпионство 3:2. Александр высоко поднятую планку не уронил. 

Дерби в конце февраля против «Спартака» оказалось прощальным матчем Могильного с ЦСКА и союзным чемпионатом. Соперники расщедрились на голы (волевая победа армейцев 8:4). На 48-й минуте третьего периода защитник красно-белых Юрий Ящин в стремлении остановить прорыв Александра клюшкой засадил ему в челюсть. Пострадавший поднялся со льда, объехал лайнсменов, пытавшихся его притормозить, приблизился к обидчику и нанес ему два нокаутирующих удара. Могильного удалили до конца игры, дисквалифицировали на пять матчей и хотели снять звание заслуженного мастера спорта. Не успели. 

После чемпионата мира и Европы в Стокгольме Александр продолжил карьеру в НХЛ. На планетарном первенстве в столице Швеции он отметился голевой передачей защитнику Валерию Ширяеву, который принес «Красной машине» победу в решающем матче с хозяевами за звание чемпиона Европы (3:2). 

Могильный прославил школу ЦСКА и по ту сторону океана. В сезоне-1992/93 он в форме «Баффало» забил 76 голов и набрал 127 очков, установив российский рекорд результативности. После этого его стали называть Александр Великий. Его первого из наших назначили капитаном клуба НХЛ. 

Однако добраться до Кубка Стэнли с «Баффало», а потом с «Ванкувером» было нереально. Помог обмен в марте 2000 года в «Нью-Джерси». С «дьяволами» Могильный поднял над головой главный трофей НХЛ и открыл себе дверь в «Тройной золотой клуб». 

За сборную России он сыграл только на Кубке мира-1996. Выставочный матч турнира с финнами, проведенный в середине августа в ледовом дворце ЦСКА, превратился в прощальную гастроль тройки Могильный — Федоров — Буре. Наши под руководством Бориса Михайлова одержали победу 5:4. Могильный ассистировал Федорову и Русской Ракете. 

В Канаде Михайлов поинтересовался у Могильного, когда он будет забивать, как в НХЛ. «В октябре, когда начнется сезон», — искренне ответил Александр, не привыкший кривить душой.  

Возглавивший российскую Дрим-тим Вячеслав Фетисов хотел пригласить Могильного на Олимпиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити, но неожиданно получил отказ. Измученный травмами Александр решил уступить дорогу молодым.