Он был королем в СССР, его боялись даже легенды, а он нагло шантажировал их жен. История о великом Тарасове
Хитрый прием тренера, который устраивал не всех.
Анатолий Тарасов был величайшим хоккейным психологом. В его арсенале было целое множество психологических приемов, с помощью которых главный тренер ЦСКА доставал из своих подопечных максимум. Например, Тарасов любил устраивать искусственные конфликты в команде. Так в коллективе появлялись эмоции, которые затем можно было использовать непосредственно в игре. А пение Анатолия Владимировича в раздевалке, которое он задействовал только в самые критические моменты матчей, и вовсе стало легендарным.
Один из самых популярных тренеров в истории нашего хоккея прекрасно понимал, что, несмотря на все старания и усилия, его влияние на игроков ограничивается рамками стадиона. А за его пределами он уже ничего не может контролировать. На арене его боялись даже легенды, за ее пределами они были предоставлены сами себе. Тогда Тарасов придумал инструмент, с помощью которого он мог оказывать воздействие на спортсменов даже у них дома. Он создал женский совет, в который вошли девушки и жены хоккеистов. И с их помощью тренер манипулировал своими подопечными.
Как же Анатолий Владимирович добивался того, чтобы жены игроков плясали под его дудку? Все очень просто. Олимпийский чемпион взывал к любви женщин в отношении роскошных вещей, которые во времена СССР можно было купить только за границей. А поездки в другие страны напрямую зависели от уровня игры их мужей.
«Как рассказывали бывшие хоккеисты ЦСКА, за основу работы с женщинами Тарасов взял их любовь к красивым вещам, которые тогда можно было купить только за границей. Так вот. Стоило кому-нибудь из хоккеистов снизить активность на льду, а тем более загулять за пределами Дворца спорта или базы в Архангельском, как созывался очередной женский совет, и Тарасов вел с женщинами примерно такие беседы: «У меня складывается впечатление, что некоторым мужьям (называл конкретно виновников) нравятся ваши прошлогодние шубы, платья и у них нет желания обновить гардероб. А коль так, то мы пойдем им навстречу, лишний раз не полетим в Канаду, а если и полетим, то с такой игрой деньги на новые шубы ваши мужья вряд ли заработают. Поэтому я предлагаю сделать следующее. Поговорите со своими вторыми половинами и объясните им их задачу. Кое-кто из них считает, что я с ними слишком суров и требователен. Но я хочу лишь одного, вернее двух: чтобы мы были самой сильной командой в мире и чтобы вы меняли свои шубы как можно чаще». Этого вполне хватало, чтобы члены женсовета оказывали давление на жен загулявших хоккеистов, а те, в свою очередь, заставляли мужей не нарушать режим, выполнять все тренерские указания», — писал Федор Раззаков в книге «Битва железных тренеров».
Хоккеисты прекрасно знали об этом приеме Тарасова. Владислав Третьяк рассказывал, что игроки часто обсуждали между собой собрания их жен с главным тренером. Но поделать ничего не могли — вторые половинки имели на них определенное влияние, так что в большинстве своем метод Анатолия Владимировича работал безотказно. Правда, не в ста процентах случаев.
Одним из тех, на кого не распространялось женское влияние, был защитник Иван Трегубов. У него и так были очень непростые отношения с Тарасовым, а после появления женского совета все усугубилось еще сильнее. Чтобы контролировать своего хоккеиста, Анатолий Владимирович предложил его супруге Ольге войти в женсовет. Узнав об этом, защитник пришел в ярость.
«Трегубов осадил тренера самым решительным образом. Когда тот пришел к нему домой с этим предложением, он заявил, что его жена ни в какие женсоветы не пойдет. Гостя это заявление задело. «Я старший тренер, в конце концов!» — попытался он воздействовать на защитника аргументом, который частенько срабатывал в общении с другими подопечными. Однако с Трегубовым этот номер не прошел. Он заявил: «Ольга — моя жена, и в этом доме я хозяин!» В итоге гость ушел от них несолоно хлебавши», — дополнял историю Федор Раззаков.