Хорошо, что приехали!
12 апреля.
Сборная Словакии появилась в Ярославле, когда их никто не ждал. Чартер с иностранными гостями приземлился в Туношне на день раньше назначенного срока. Словаки опасались. Но не Ярославского аэропорта, а дурной славы магического сочитания «пятница тринадцатое».
Говорят, после седьмого сентября иностранные игроки боятся ехать в Ярославль. Сборная Словакии оказалась не из пугливых. Они могли бы выбрать автобус. Но после паспортного контроля в московском аэропорту все же предпочли продолжить путь по воздуху.
– Я не боялся лететь в Ярославль. Никто не знает, когда, с кем и где такое может случиться, - поделился Юрай Микуш. - Конечно, у меня было немного тяжело на душе. Но это все из-за воспоминаний о трагедии.
13 апреля.
Утро.
Весна в Ярославле продолжает сражаться с остатками зимы и снега. Пасмурное серое небо. Идет дождь. Погода беспощадно усиливает печаль и боль, с которой хоккеисты сборной России входят на ярославское кладбище. Все только тяжело вздыхают и порой быстро смахивают предателькую слезу. В душе каждый продолжает оплакивать погибших друзей.
Спустя час на кладбище приезжают игроки словацкой сборной. Бранко Радивоевич и Марцел Госса возлагают венок, остальные игроки зажигают свечи и молятся. Кто-то из словаков приезжал на прощание с «Локомотивом» в сентябре. Для других этот приезд стал первой возможностью лично отдать дань погибшим друзьям и коллегам.
– У меня не было возможности быть на похоронах, – вздыхает Мартин Цибак. – И я очень рад, что все-таки приехал сюда и могу поклониться этим прекрасным ребятам. Каждый из нас так или иначе все равно возвращался мыслями к этой трагедии весь сезон. Это были наши друзья и партнеры. Я очень хорошо знал некоторых русских ребят и, конечно же, чехов и Павола Демитру. Но все-таки, как уже было сказано много раз, жизнь продолжается, нам придется смириться с этой утратой.
День.
До матча остается всего пара часов. Площадь перед дворцом непривычно пустынна. Нет никаких очередей около касс. Почти свободна парковка. Спекулянты не пристают с билетами по неприличным ценам. Да и никто не ищет этот заветный «лишний билетик». Все билеты были на оба матча были проданы всего за три часа как только поступили в продажу несколько недель назад. Без большого хоккея остались не только спекулянты, но даже футболисты местного «Шинника», слишком поздно озадачившиеся поисками контромарок.
Ярославль отровенно истоскавался по большому хоккею. Тем более, главная национальная команда России никогда прежде не играла в этом городе на Волге.
~~~
В пресс-центре отовсюду отчетливо слышится словацкая речь. Сборная Словакии предложила своим журналистам составить им компанию и привезла в Ярославль почти два десятка пишущих и снимающих представителей СМИ. Они с огромным интересом осматривали арену и с еще большим любопытством слушали рассказы местного пресс-атташе о былых временах с Владимиром Вуйтеком во главе команды.
Отечественная пресса в большинстве своем эти матчи проигнорировала. Особенно незаинтересованными оказались телевизионщики. Посмотреть обе игры можно было только на ярославском и словацком телевидении.
~~~
19.00. На Арене гаснет свет. Команды выходят на лед. А на главном кубе появляются и меняют друг друга фотографии игроков «Локомотива». Зрители встают. Площадка погружается в оглушительные аплодисменты. Диктор по стадиону произносит речь, в которой напоминает, что эти матчи проводятся в Ярославле не случайно.
– В память о команде, которая навсегда останется в наших сердцах, объявляется минута молчания.
На арене становится пронзительно тихо.
~~~
Роман Людучин просто летает надо льдом. В своем первом матче в форме главной национальной команды нападающий старается быть ярким и максимально полезным. Финтит и вгрызается в лед.
– Я очень волновался перед игрой, все-таки первый матч за главную сборную. Но когда вышел на лед, то мандраж тут же исчез. Правда, огорчение от дебюта осталось — не смог реализовать очень важный буллит.
Буллит, пусть и нереализованный, зрители встретили громкими аплодисментами. Нападающий пытался не просто забить, но забить эффектно и красиво. Жаль, помешала штанги.
~~~
Первый матч подошел к концу. Команды пожали друг другу руки и начали покидать лед. Над словацкой скамейкой собрались десятки ярославских болельщиков. В руках они держали плакаты с фотографиями Павола Демитры – «Наш герой!», «Спасибо, Словакия, извини – не уберегли». Словацкие хоккеисты с благодарностью пожимали болельщикам руки.
~~~
В микст-зоне было заметно, что эмоции пока еще не отпустили голкипера российской сборной Михаила Бирюкова.
– Для меня большая честь играть за сборную дома, в Ярославле. Такое бывает, наверное, только один раз в жизни — пришли все родные, близкие мне люди, друзья. Поэтому крайне непросто было справиться с волнением. Хочу сказать спасибо всей команде. Ребята понимали, насколько для меня было важно не ударить в грязь лицом перед своими земляками, перед родителями. Я очень мало здесь играл. Но мне теперь тяжело домой приезжать… Прошло столько времени, а с 7 сентября не было и часа, чтобы я не вспоминал своих друзей из «Локомотива». Со многими я рос, учился играть в хоккей. До сих пор переживаю произошедшее.
~~~
Владимир Вуйтек уверенно командовал своими подопечными, показывая, где на «Арене-2000» находится микст-зона, тренажерный зал и выход к автобусу. Чешский тренер, хоть и был формально гостем, весь матч ощущал себя своим. С тренерской скамейки он тепло улыбался болельщикам на трибунах. Те в ответ дружно скандировали имя чешского пана.
– Я знал, что здесь будет прекрасная, великолепная атмосфера. В Ярославле хорошие зрители. Мои ожидания оправдались на все 100 процентов! Спасибо!
На пиджаке Вуйтека был приколот значок с номером 38. Так попросил родной клуб Демитры «Дукла». Все в словацкой сборной, естественно, согласились.
~~~
– Добрый вечер, мне нужно такси к «Арене-2000». Как приедете, перезвоните на этот номер, – начальник пресс-службы ярославского клуба пытался помочь словацким журналистам доехать до отелей без приключений.
Через 5 минут ему перезвонили и сообщили, что все машины заняты и будут не скоро.
– Послушайте, у меня тут словацкие журналисты, которые приехали специально на хоккей. А вы говорите, что не можете найти машину?! Честное слово, мне стыдно за наш город...
Такси приехало через 5 минут.
14 апреля.
Утро.
Обе сборные остановились в одной гостинице. Российские игроки пришли на завтрак первыми – на 10 утра у них была запланирована раскатка. Постепенно в гостиничный ресторан начали подтягиваться игроки и тренерский штаб словацкой команды. Владимир Вуйтек закончил завтракать одним из последних – большую часть времени он раздавал автографы официантам и другим сотрудникам отеля.
~~~
10.30. Время утренней раскатки подошло к концу. Но несколько игроков сборной России остались на льду дополнительно, чтобы отработать пару игровых моментов. Роман Людучин решил попытать судьбу на буллитах в другом амплуа и встал на ворота. Почти все попытки Антона Бурдасова и Александра Свитова поразить ворота остались безуспешны.
~~~
Первое настоящие яркое версеннее солнце в Ярославле, похоже, разбудило и взбодрило игроков обеих команд. Вторая игра получлась не просто более результативной, но и живой. Гости совсем не хотели проигрывать два раза подряд, о чем еще накануне предупредил Юрай Микуш. Поэтому когда их надежды на победу начали таять, словацкие хоккеисты стали играть жестко. Пытались вывести из равновесия соперника.
Игорь Макаров за смену непременно пересекался с кем-нибудь из словаков «горячим» взглядом. Прочувствовав вспыльчивость российского нападающего, соперники то и дело старались вывести его из себя: то тут заденут, то там прижмут. огонь в глазах Макарова вспыхивал моментально. На лицах словаков в ответ появлялась ехидная улыбка: «Ну давай!». Но Макаров так и не поддался.
~~~
– Ребята, спасибо, что приехали! Вот ваша пицца. Хорошего полета!
Сборная Словакии оперативно собирала вещи и торопилась к автобусу. Их уже ждал обратный рейс по маршруту Ярославль – Москва – Братислава.
Российские хоккеисты никуда не спешили. Зинэтулу Билялетдинова журналисты окружили в плотное кольцо. Тренер назвал главное – кто из этого эксперементального состава покинет команду. Выбывшие кандидаты немножко грустно вздыхали в диктофоны, но рассказывали, как рады они были получить такой опыт и побыть частью национальной команды хоть немного.
– Это разные игры, когда ты играешь за клуб и за сборную, – объяснял Варнаков. – Разная ответственность, ощущения. Это непередаваемый опыт. Если ты его сам не испытаешь, то не поймешь, что это другой хоккей.
Владимир Вуйтек решил сохранить интригу и не стал называть тех, кто точно не поедет на мировое первенство.
– До чемпионата мира еще достаточно времени, давайте немного подождем. Я жду новостей о состоянии здоровья Бранко Радивоевича, который не смог сыграть здесь, и Юрая Микуша, который получил травму. Есть несколько игроков, которые точно поедут на чемпионат мира. Но их пока называть я тоже не буду.
«Еврочеленджа». Атлантов было много, Мусатов, Жердев, Барулин, Зубарев,
Вишневский, кроме того Штеглик и Радивоевич у Словаков. И конечно
замечательный Вася Кошечкин из Северстали в воротах. Ну как пропустить такую
прелесть. Билеты на хоккей купили по электронке, забронировали гостиницу и
поехали на поезде с целью посмотреть хоккей и Ярославль. «……» До арены ехали
на автобусе, на вопрос когда будет арена, водитель сказал: «ой это ещё не скоро»,
ну думаю, минут 30 нормально времени вагон до матча успеем. Приехали через 10
минут, для Ярославля это оказывается далеко и долго. Арена понравилась. Стоит
практически в чистом поле. На стенах фотографии погибшей команды, под ними
цветы венки и свечи. Впускать стали рано, только и успели обойти арену и увидеть
болельщиков Северстали. В отличие от Мытищ не шмонают. Внутри много
сувенирных магазинчиков, магазинчиков с едой, есть, где сесть и с комфортом
покушать если голодный. Внутри тоже мемориал ЛОКО цветы и свечи. Трибуны с
мягкими - мягкими креселками, у нас в Мытищах мягкие, а эти просто супер –
мягкие! Оформлено всё красиво, по кругу всей арены бегущая строка. Заполнилась
арена до отказа. Мы сидели за скамейкой нашей сборной. Два периода ребята вели
со счётом 3 : 0, потом расслабились и запустили 2 шайбы, но победа осталась за
Россией. Заметно, что уже сыгрались, подбадривали друг друга, но скоростёнки не
хватает, играли технично и медленно. Наблюдала за Хайдарычем, сравнивала. Весь
тренерский штаб РАБОТАЛ именно так. Каждому игроку, вернувшемуся
с площадки вне зависимости забил он гол или накосячил, Билялетдинов или его
помощники тут же начинали, что то втолковывать, даже на планшетке рисовали,
это на протяжении всех трёх периодов не переставая. Но большое НО! Когда
Билялетдинов тренировал Акбарс он был совсем другой на скамейке, он и хвалил,
и ругал, и подбадривал, каждого игрока Акбарса, у Хайдарыча глаза горели. В
сборной ничего похожего нет, только работа, работа и ещё раз работа. Командной
химии как Быков он явно создавать не собирается, ощущение, что Акбарс это
родные дети, а тут приёмных подсунули в сборной. И постоянное наставление,
похоже, сбивало темп игры, слишком много указаний тоже плохо импровизация
убивается на корню, а без неё никак. Соперник все схемы изучит и обыграет. В
перерыве в фойе встретили большую группу в свитерах Атланта. Так приятно стало,
что у АТЛАНТА много «ЧЁКНУТЫХ» как и мы болельщиков. Из услышанных
разговоров поняла, что никто в Ярославле не верит в случайность трагедии и
подозревают взрыв на борту. Родные погибших ребят подключили независимых
экспертов, но думаю, даже если они раскопают правду озвучить её им не
позволят. После матча игроки сборной Словакии, уезжая с площадки снимали
перчатку и касались льда арены ЛОКОМОТИВА
Очень понравилось читать, как будто сама там побывала) Прям статья с Полным Погружением ;)