Раймо Сумманен: «Тренер может быть как злодей в Голливуде – страшный, отвратительный, но настоящий»
В спорте необходимо постоянно пробовать что-то новое. Когда-то я поставил Попова центрфорвардом, хотя он там никогда не играл. Кого-то нужно было ставить – им оказался Попов, и это дало результат. Сейчас я хочу найти что-то подобное – возможно, второй раз это сработает не так здорово, но надо пробовать.
Поражение от «Динамо» в финале Кубка Гагарина-2012 сделало нам очень больно, но это не значит, мы будем на нем зацикливаться. Это глупо. Я вычитал хорошую русскую поговорку: «Если ты дурак, тебя могут избить даже в церкви».
Порванный пиджак? Я понимаю, что сейчас разрушу легенду, но на самом деле тогда я просто за что-то зацепился. Семья спрашивала меня: «Что с твоим пиджаком?» Я отвечал: «В России все настолько суровы, что меня пырнули ножом». Честно говоря, я даже не знаю, где сейчас этот пиджак.
В Омске я живу в том же месте, где и раньше. Точнее, в соседнем от «Арены» доме. Мне важно ходить знакомыми маршрутами, находиться в знакомой обстановке. Это помогает чувствовать себя как дома. Мне предлагали отличные места, но я выбрал то, к чему привык.
Я перенял одну русскую традицию. Перед тем, как выйти из дома, я присаживаюсь на несколько секунд. Мы делали это раньше перед играми и, видимо, будем делать это впредь. Каждый матч – дорога, поэтому перед ней надо присесть.
Омск – теплый город. Сейчас здесь как в Греции или Турции. Когда на улице темно, люди чувствуют себя хуже. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, насколько мне важен свет.
Моя дочь работает в русской туристической компании и пытается учить русский язык. Если ты ищешь работу в Финляндии и при этом владеешь русским языком – у тебя есть большое преимущество перед конкурентами. Если у нее не будет получаться, то позову ее сюда на полгода.
Даже не знаю, что может привести меня в ярость вне хоккея. В спорте удобно: есть черное и белое. Либо ты хорош, либо плох. Если выйти за рамки спорта, здесь все абсолютно по-другому.
Если тренеры станут вести себя как политики, будет ли это хорошо? Политики в Европе говорят много, но по сути не говорят ничего. Как будто кому-то что-то продают. Тренер должен быть как злодей в Голливуде – возможно, страшный, отвратительный, но настоящий.
Когда-нибудь я верну спорту заработанные деньги. Я задумываюсь об этом все чаще. Это будет вложение не в спортивные объекты – купить здания легко. Мне важнее люди и процесс.
С годами я понимаю: если что-то в работе идет не так – надо не выдумывать какие-то ходы, а все упрощать. Это как чтение или письмо: мы можем убрать много лишнего и оставить весь смысл в нескольких словах.
Я не наивен: в спорте всегда много политики. Когда ты переживаешь сложные времена – всегда найдется тот, кто готов нанести новый удар.
Теперь я точно знаю, что для меня важнее всего при выборе работы. Желание всей организации становиться лучше – это единственное, чего я прошу. Когда ты принимаешь предложение, то не всегда знаешь, будет ли так. Сейчас мы все хотим быть лучше – от тренера до водителя.
Иногда даже каким-то видам спорта я уделяю внимания больше, чем хоккею. Если смотреть слишком много матчей, то они получаются однотипными, я стараюсь сохранять более свежий взгляд. Нужно переключиться на другой вид спорта или вид деятельности. Можно просто убить себя, если пересмотреть хоккея. Я стараюсь сильно не углубляться в то, как сейчас играют другие команды, у нас есть другие люди, которые этим занимаются. Это мой способ, я таким образом перезаряжаю свою батарею.
Этим летом я смотрел футбол. Пожалуй, даже слишком много футбола. Я переживал за Аргентину и Бразилию, ну и, конечно, следил за российской командой. Думал, что у них все получится, потому что они хорошо оборонялись, однако последняя игра…
Очень много внимания сконцентрировано на тренерах – им уделяется, пожалуй, даже слишком много – идет такой промоушен самой игры. На самом деле тренер играет гораздо меньшую роль, один отдельный игрок может сделать куда больше, чем тренер, потому что не все в игре зависит от него. Так что даже моя мама может справиться с этой ролью.
Если вы спросите, кто является лучшим тренером, то вы не найдете ответа – по моему мнению, самые лучшие тренеры остаются в тени, в стороне от всего этого шоу-бизнеса, всей шумихи. Роль тренера сильно преувеличена.
Вратарь играет основную роль в команде – и, по-моему, его-то важность заметно преуменьшена. Если нет хорошего вратаря, если нет хорошей защиты перед вратарем, то нервничает вся команда.
Если ты вкладываешь душу и сердце, то, независимо от возраста, ты можешь добиться успеха. Наша цель – тренироваться лучше, чем кто бы то ни было в хоккее раньше и сейчас. Как бы по-сумасшедшему это ни звучало.
Может вдруг случиться так, что мы не выйдем в плей-офф, но мы шаг за шагом должны идти к совершенству. Но мы не должны говорить о Кубке, финале, полуфинале. Это глупо с нашей стороны, это коммерческие разговоры, для них нет места в спорте. А я спортсмен.
Знаю некоторых людей, которые в свое время занимались спортом, но потом по стечению обстоятельств попали в тюрьму. Но сердце и душа у них все равно больше, чем у тех спортсменов, которые выглядят красиво, но на самом деле внутри пустые, просто потому что они хорошие актеры.
Сын только сегодня утром улетел из Омска, он был здесь. Он как сын всегда надеется, что папа себя хорошо покажет, что папа со всем справится. Мы обсуждали с ним все вопросы – в том числе и о других командах. Но, думаю, благодаря мне он еще давно-давно понял, что все начинается с вратаря. И это может быть глупая шутка, но когда вижу своих вратарей, я говорю им: «Пожалуйста, постарайся, тогда у меня дома будет хлеб и масло».
Он всё таки с таким позитивом и хорошем настроем приехал в Омск .
Хоккей при нём, был действительно атакующей игрой и интересной