Железный, занавес! 8 причин, почему «Магнитка» выиграла Кубок Гагарина
Тройка Мозякин – Коварж – Зарипов
Этому звену мы даже посвятили отдельный текст, к которому трудно что-то добавить с точки зрения объяснения феномена. А так – с ними персонально играла очень цепкая тройка Новотны и пара Шевц – Мяенпя, которых Ялонен небезосновательно считает своими лучшими персональщиками. Не помогло.
Шутка ли – тройка Коваржа забила 12 из 24 голов «Магнитки» в финале, в том числе три из семи в седьмом матче. И еще четыре организовала – для Антипина (2), Бирюкова и Паре. А сколько сил у «Льва» ушло на опеку этой троицы – уральцы ведь не только против Новотны и Шевца выходили.
В общем, без настолько яркой игры первого звена команда Майка Кинэна без вопросов осталась бы ни с чем. И в этом нет никаких сомнений.
Сергей Мозякин
Говоря о тройке Коваржа, нельзя не отметить, что без Мозякина ее потенциал заметно упал бы, пожалуй, раза в два как минимум. Сергея явно вдохновило уже изрядно заезженное высказывание Зинэтулы Билялетдинова, и он стал доезжать до ворот буквально в каждом матче и помногу раз, постоянно оставляя в дураках защитников и вратарей.
Только в финале Мозякин набрал 14 очков – по два за матч, во что крайне трудно поверить. Представьте, что ЛеБрон будет делать трипл-дабл в каждой игре финала НБА – вот это примерно того же разряда достижение будет, пусть даже надо делать скидку на уровень.
По-видимому, целая охапка рекордов, установленных Мозякиным по ходу плей-офф, так и будет стоять еще очень много лет. Если, конечно, он сам их не побьет.
Майк Кинэн
Располагая уступающим (за вычетом первого звена) по качеству составом, Кинэн выстроил игру команды так, чтобы нивелировать преимущество соперника. Да, в действиях со второй по четвертую троек было мало мысли, все сводилось к надежности и простоте, но ведь сработало. И еще как.
Работу «Железного» Майка по ходу серии было трудно не заметить. Он искал оптимальные сочетания – и нашел их. Даже Осала стал набирать очки, а Юньков – забивать. У него были проблемы с переходом из обороны в атаку в начале финала – под конец они были уже у «Льва». Он постоянно искал мисматчи, накладывая тройку Коваржа на оппонентов попроще, – и находил их, что приносило голы, удаления и вымотанные нервы соперников.
Что говорить – он творец этой команды, ее идеолог. Он заставил игроков поверить в себя, давно списанного, приехавшего с ярмарки канадца, и сделал все, чтобы окупить это доверие.
Функциональная готовность «Магнитки»
Какой-то просчет допустил тренерский штаб «Льва» в подготовке к финалу Кубка Гагарина. Ладно бы пражане провели три семиматчевые серии до этого – так ведь нет, сыграли всего на одну игру больше. Пусть даже среди них и была рекордная для КХЛ по длительности – с четырьмя овертаймами.
Поднимать темп игры так, как «Льву» это удавалось в финале конференции с «Локомотивом», получалось разве что в первом матче. После этого – ну никак. Более того, в третьем периоде шестой игры команда Кари Ялонена, которой очень нужен был гол, уступала в движении, буквально еле двигалась, в то время как «Магнитка» постоянно применяла прессинг, сосредоточившись на обороне лишь минут за пять до конца.
Преимущество «Металлурга» в функционалке под конец серии было не таким уж большим, но все же заметным. Неслучайно банда Кинэна выиграла три из последних четырех матчей и вполне могла завершить серию чуть раньше.
«Посыпавшийся» Веханен
Нисколько не умаляя заслуг уральской команды, давайте признаемся честно: голкипер «Льва» не выручил в нужный момент, а в наинужнейшие эпизоды и просто провалился. Конечно, можно вспомнить и необязательные шайбы Василия Кошечкина, например, в шестой встрече серии, но у россиянина было право на такие ошибки в той ситуации, а вот у финна в среду – нет.
Ни в коем случае нельзя сказать, что Петри Веханен сам себе привез это поражение, но задача вратаря, дошедшего до финала Кубка Гагарина, тащить все и спасать неспасаемое – собственно, за это деньги по контракту вратари и получают, а не за прописанный коэффициент надежности. Кроме того, чего-то фантастического в первых трех шайбах «Магнитки», не было; да, гол Бирюкова был красив, но не из разряда неберущихся. Ну а первая шайба и вовсе предопределила ход матча – уже с пятой минуты и почти все время до конца «Лев» был в роли отыгрывающегося. Благодаря Веханену:
До матча тренерский штаб чехов раздумывал над выбором вратаря на решающую игру. На кандидатуре Веханена настоял Кари Ялонен. Это был очевидный выбор – так бы поступили почти все на месте специалиста, но он оказался неправильным.
Победа в ключевом матче
Мы уже писали о том, что пятая финальная встреча, в Магнитогорске, станет во многом определяющей в этой серии. Так оно и получилось – и дело даже не в запасе команды Кинэна в одну победу, а в том неарелизованном тотальном преимуществе «Льва», начиная со второго периода матча, когда уральцев просто запирали в их же зоне и обстреливали. Тогда, кстати, чехи особо не разбирали – первое ли перед ними звено соперников или четвертое, запирали и все.
«Магнитка» выглядела достойно, но матч шел по сценарию пражан, и после своей заброшенной шайбы они должны были по всем законам логики забивать еще и побеждать. Тогда «Лев» выдал, пожалуй, лучший свой хоккей за недолгую историю клуба, но загвоздка в том, что у них не было Мозякина. А у «Металлурга» был.
Найти в себе морально-волевые, чтобы продлить серию при своих положительно заряженных болельщиках, чехи смогли, но на победу в серии «Льва» уже не хватило.
Преимущество домашней площадки
Во-первых, ширина площадки «O2 Арены» – 28 метров 58 сантиметров. Гораздо ближе к финскому варианту, чем к стандартному ИИХФ. Что довольно многое меняет. Отскоки другие, площадь зоны атаки уменьшается, тактически приходится перестраиваться – много самых разнообразных аспектов, которые приходится учитывать. Дома в этом смысле намного проще, и четыре домашних матча против трех дают не так и мало.
Во-вторых, домашние смены. Для такого тренера, как Кинэн (на уровне КХЛ – он просто гуру коучинга), это весьма важная деталь игры. Очень здорово помогающая с наложениями, с тем, чтобы выпустить какую-то конкретную пятерку против какой-то конкретной пятерки. Из таких вот мелочей, за которыми Кинэн очень следит, и складываются большие вещи вроде Кубка Гагарина.
Либеральные арбитры
Не правда ли в последних матчах сезона было на удивление тихо? Нет, мы сейчас не про уровень шума на трибунах, обсценную лексику на скамейках или разборки хоккеистов на льду, а про трели судейских свистков. За последние три встречи арбитры словно язык проглотили в вопросах, касающихся остановок игры ради нарушений: всего 8 штрафных минут за 9,5 периодов хоккея. Свистели, собственно, только в тот момент, когда уже реально нависала угроза членовредительства, да и то не всегда.
С определенной точки зрения, пожалуй, это правильно – судьи давали хоккеистам играть, да и те, к слову, не особо грубили, но вот если придираться к некоторым моментам с точки зрения трактовки правил, то, думается, можно было бы найти нарушения, которое повлияли бы на и без того неспокойный ход матчей. Причем, еще неизвестно, в чью пользу была быть такая дотошность – «Льва» или же «Магнитки». Но арбитры выбрали другую стратегию, и к их решению не придраться: все видели, что уральцы вырвали свою победу заслуженно.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, metallurg.ru
Кинэна держать в магнитке настолько долго насколько возможно. Победа в КГ канадца, который 20 лет не выигрывал ничего, 4 года до прихода в "магнитку" сидел без работы, который явно на сходе - "лакмусовая бумажка" уровня отеч.спецов. Майк представил нам "Мозякина 2.0", снайпера с офигенной самоотдачей и чумовой результативностью в решающих моментах. Он реанимировал их с Зариповым, ведь от этих двоих мало что ждали перед сезоном. Вот когда наши тренера будут Кинэна в ПО обыгрывать, будут вдыхать новую жизнь в уже списанных игроков, тогда и можно будет говорить про растущий уровень российской тренерской школы.
Вот чтоб и в дальнейшем такой же голевой пир в финалах был.
Вообще хороший у нас сезон получился, несмотря на все выкидоны "заслуженных" их ФХР.
10 человек, которые сделали «Магнитку» чемпионом
8 причин, почему «Магнитка» выиграла Кубок Гагарина
что дальше?