Дубль два. 5 хоккеистов НХЛ из России, которым помогли обмены
Виктор Козлов, из «Сан-Хосе» во «Флориду» в ноябре 1997-го
До: бледная тень будущего Марио Лемье, с которым скауты сравнивали динамовца перед драфтом. «Шаркс» выбрали Козлова под шестым номером, предпочтя его Дэдмаршу, Саку Койву и Джейсону Эллисону, о чем потом долго сожалели. Дэррилл Саттер не понимал, почему такой крепкий парень не хочет толкаться у бортов, приводя в пример своего сына, больного синдромом Дауна. «Мне до слез тяжело смотреть, как мой сын бьется изо всех сил, чтобы достить хоть какого-то прогресса. Но я горжусь им. А Козлов здоров, как лошадь, и при этом не старается. Меня это выводит из себя!» – возмущался Саттер уже после обмена нападающего. Плюс ко всему россиянин постоянно травмировался.
После: в первом же полноценном сезоне за «Пантерс» Козлов улучшил личный рекорд результативности на 10 очков – с 41 до 51, получив вызов на Матч звезд НХЛ (не сыграл из-за проблем с плечом). Второе приглашение в компанию топовых игроков мира не заставила себя долго ждать. С появлением во «Флориде» Павла Буре игра Виктора засверкала новыми гранями, а его статистика стала еще лучше. Терри Мюррей охотно ставил двух россиян в первое звено, добавляя к ним способного Рэя Уитни, выпускал Козлова на реализацию большинства, а что еще нужно хоккеисту? Жаль, что опять мешали травмы. Из-за различных болячек в те золотые годы он пропустил около 80 матчей.
Валерий Буре, из «Монреаля» в «Калгари» в феврале 1998-го
До: неплохо, но не более того. Если его брат заиграл в НХЛ, как только решил все вопросы с ЦСКА и подписал контракт, то Валерию пришлось провести три года в юниорской лиге и заглянуть в фарм-клуб. В первом сезоне за «Монреаль» Буре-младший забил 22 гола, во втором – 14, но даже в средненьких «Хабс» по результативности он был пятым-шестым среди всех нападающих. А чемпионат-1997/98 складывался так просто ужасно. Валерий, игравший с Дамфуссом и Ручински, не забивал почти два месяца, что вынудило руководство «Канадиенс» обменять его в другую команду.
После: спустя неделю после трейда новичок «Флэймс» сделал хет-трик, завершив безголевую серию. Страшилки журналистов, пугавших миниатюрного форварда тренером Саттером (на этот раз Брайаном) его только раззадорили. Он здорово сыгрался с другим малышом Флери и Титовым, Игинлой и Уимером, а потом достойно заменил «Могучего мышонка», став главным снайпером «Калгари». В сезоне-1999/2000 Буре установил личный рекорд, набросав 35 шайб, и именно тогда его пригласили на Матч звезд. Увы, следующий обмен не стал таким же удачным. В Майами дела у Валерия не заладились.
Илья Брызгалов, из «Анахайма» в «Финикс» в ноябре 2007-го
До: наверное, неправильно было бы сетовать на судьбу, когда твоя команда выигрывает Кубок Стэнли, но положение в «Дакс» Брызгалова не устраивало. Его конкурентом был Жан-Себастьян Жигер, которому бесконечно доверяли, как бы хорошо не играл Илья. В чемпионском сезоне Илья провел чуть больше 30 матчей, и это только потому, что канадец долго лечил травму. На следующий год в команде появился еще и Йонас Хиллер, и уход Брызгалова был лишь вопросом времени.
После: рекордсмен «Финикса» по количеству побед и сухих матчей, второе место по проценту отраженных бросков и шайб, пропущенных в среднем за игру, третье по общему числу сэйвов – нужно ли что-то добавлять? Кроме того, с Брызгаловым в воротах «койоты» установили клубное достижение, выиграв 50 матчей за сезон, и впервые за несколько лет вышли в плей-офф. По итогам чемпионата-2009/10 Илья был признан MVP команды, стал четвертым в голосовании за «Харт» и вторым после Райана Миллера в борьбе за «Везину». И нужно добавить, что в «Финиксе» он оказался не совсем после обмена. «Койоты» забрали его с драфт отказов. То есть совсем бесплатно. «Филадельфии» нужно поучиться искать вратарей.
Семен Варламов, из «Вашингтона» в «Колорадо» в июле 2011-го
До: молодой вратарь с диагнозом «вечно травмированный и нестабильный». За блестящим дебютом Семена в «Вашингтоне» не последовало такое же продолжение. Он часто болел, несколько раз ездил в «Херши», не получая достаточно игровой практики в НХЛ. Многие его коллеги-сверстники и 25-30 матчей за сезон сочли бы за счастье, но у Варламова были все данные стать первым номером уже тогда.
После: перед обменом в «Колорадо» в прессе прошла «деза» о возможном возвращении Семена в КХЛ, что могло ускорить переговоры между клубами. Грегу Шерману здорово досталось за ту сделку, так как компенсацией за Варламова был выбор в первом раунде драфта, но, думается, сейчас о том пике никто не вспоминает. Игра российского голкипера – одна из немногих причин, по которым у денверцев есть хоть какие-то шансы на плей-офф.
Никита Никитин, из «Сент-Луиса» в «Коламбус» в ноябре 2011-го
До: половину своего первого сезона в НХЛ омич провел в фарм-клубе, а в основе «Блюз» играл по большей части в третьей паре, редко выходя на реализацию большинства. Односторонний контракт он, тем не менее, заслужил, но потом угодил в запас. Его обмен состоялся почти сразу же после прихода в «Сент-Луис» Кена Хичкока.
После: Коламбус – не самое приятное место для российских хоккеистов. Там не получилось у Филатова с Майоровым, оттуда сбежали Жердев и Федоров, закисал Тютин. Никитин разрушил все стереотипы относительно «нерусскости» «Блю Джекетс», став одним из открытий сезона. Тренеры щедро наградили его игровым временем, используя сильные стороны – умение лупить от синей линии и бросаться под шайбу – и он их доверие оправдал. Вряд ли в клубе ждали от Никитина 7 голов и 32 очка всего-то в 54 матчах. Вряд ли сам Никита оказался бы в сборной России, если бы остался сидеть в пресс-боксе «Сент-Луиса».
наверное, правильно будет так
предпочтя его Дэдмаршу, Саку Койву и Джейсону Эллисону
Локтионов и в правду ярко играет, непонятно что он в АХЛ делал) Удачи ему!