5 российских игроков, чьи номера должны быть увековечены клубами НХЛ
Сергей Федоров, «Детройт» – №91
Попасть в список игроков, чьи джерси висят под сводами «Джо Луис Арена» сложнее, чем бедному студенту проникнуть в московский клуб Soho Rooms. Одной личной статистики будет мало. Нужен целый комплекс плюсов, да и это не гарантирует места рядом со свитерами Горди Хоу, Сида Абеля, Теда Линдсея, Алекса Дельвеккио, Терри Савчука и Стива Айзермана.
Первое – это все-таки статистика, и с ней у Сергея Федорова лучше некуда. Свои самые продуктивные годы он провел именно в «Ред Уингс», набрав за 13 сезонов 954 очка. Он пятый бомбардир и четвертый снайпер в 85-летней истории клуба, второй по показателю плюс/минус и количеству победных голов (79). Это Федоров выиграл для «Детройта» первый за почти 30 лет «Харт Трофи» в 1994-м (до него это 6 раз делал Горди Хоу), только Стив Айзерман забивал за один сезон больше, чем россиянин (личный рекорд 56 шайб).
Второе – вклад в успехи клуба. Например, Джон Огродник, штамповавший голы пачками в 80-х, когда «крылья» были не «Ред», а «Дэд», уже не подходит. Но у Федорова с командными титулами полный порядок. С ним «Детройт» трижды выигрывал Кубок Стэнли, установил рекорд НХЛ по числу побед и очков за сезон и 8 раз становился первым в дивизионе. На счету Сергея 163 кубковых балла и 50 голов, 11 из которых были решающими, и только Горди Хоу и Пол Коффи могут похвастаться тем, что набирали больше очка за матч плей-офф, играя за «Ред Уингс». Когда приходило время решающий серий – читай, финалов – Федоров был неудержим (8+10 в 17 встречах с «Девилс», «Флайерс», «Кэпиталс» и «Харрикейнс»). И это при том, что Боумэн не стеснялся ставить одного из лучших центров лиги на позицию защитника.
И, наконец, третье – безупречное отношение к клубу. Казалось бы, здесь у нападающего нет ни шанса, но простили же в «Детройте» Теда Линдсея, выгнанного в «Чикаго», как наказание за попытку создать первый энхаэловский профсоюз и улучшить финансовое положение игроков. В конце 70-х ругался с руководством и Горди Хоу, требовавший повышения зарплаты с 45 тысяч за год до 100. Должны забыть и ошибки Федорова.
Уходящая натура. Сергей Федоров
Алексей Яшин, «Оттава» – №19
Как и Федоров, он оставил в истории своего клуба заметный след, но покинул его не без скандала. Яшин был первым игроком, задрафтованным «Сенаторс» после возвращения НХЛ в Оттаву. Свой дебютный сезон экс-динамовец начал в команде-аутсайдере, одержавшей всего 10 побед в 84 встречах чемпионата-1992/93. В «Айлендерс» он уезжал уже из стана одного из лидеров лиги, который стабильно выигрывал по 43-45 матчей.
Весной 1994-го на его счету было 30 шайб и 79 очков, а перед тем, как попрощаться с Оттавой, Алексей два года подряд приносил команде не менее 40 голов и 88 очков. Он первый и пока единственный игрок «Оттавы», всерьез претендовавший на «Харт Трофи». В пяти сезонах из семи, проведенных за «Сенаторс», Яшин забивал не менее 30 голов, два других были укорочены из-за локаута и травмы. Согласитесь, не стоит перечеркивать все эти достижения негативом от забастовки россиянина в 1999-м.
Свободного места под сводами Scotiabank Place полным полно. Там висит всего одна джерси, да и это была повешена в 1992-м (№8, Фрэнк Финниган). Второй, скорее всего, будет майка Даниэля Альфредссона, затем Криса Филлипса, ну а потом уж и придет время почтить заслуги Яшина.
10 самых памятных голов Алексея Яшина
Сергей Зубов, «Даллас» – №56
С Зубовым, а точнее его появлением в Техасе связана забавная история. В «Старс» на его позиции играл Кевин Хэтчер, которым тренеры, в принципе, были довольны. Положение американца в команде изменилось с обменом ветерана Ги Карбонно – тот углядел в поведении лидера обороны «Далласа» нотки безразличия, а по окончании сезона-1995/96 эти двое и вовсе подрались. Хэтчера было решено менять, и «Питтсбург» с радостью согласился отдать за него Зубова, который не устраивал Марио Лемье. Кевин продержался в «Пенгвинс» три года, а россиянин стал ключевой фигурой «Старс» на долгие 12 лет.
В 839 матчах Зубов забил 111 голов и набрал 549 очков (лучшие результаты в истории клуба для защитников), с ним «звезды» выиграли Кубок Стэнли-1999, один раз уступили в финале и дважды доходили до финала конференции. С Сергеем в составе «Даллас» пропустил лишь один розыгрыш плей-офф за десятилетие, без него – совпадение или нет – ни разу не вошел в кубковую восьмерку Запада.
В галерее славы «Далласа» пока одни только нападающие – Нил Бротен, Билл Голдсворфи и Билл Мастертон. Будьте уверены, первым защитником в этой компании будет Зубов.
Александр Могильный, «Баффало» – №89
Могильный не стал легендой клуба, как это удалось Зубову, свой единственный чемпионский перстень форвард выиграл с «Нью-Джерси», а не с «клинками», да и провел он в штате Нью-Йорк всего 6 сезонов. Но снайпера ярче Могильного в новейшей истории «Сэйбрс» еще нужно поискать, а его итоговые показатели ничуть не уступают ЛаФонтеновским – 211 голов и 444 очка в 381 матче, включая невероятный сезон-1992/93, в котором он забросил 76 шайб. Свитер под 16-м номером, принадлежавший Пэту ЛаФонтэну, красуется на арене Баффало вот уже 6 лет, так почему вновь не объединить старых партнеров по звену?
Евгений Набоков, «Сан-Хосе» – №20
Превзойти достижения Евгения Набокова вратари «Сан-Хосе» смогут еще очень нескоро. Ему принадлежат все возможные клубные рекорды – начиная от количества матчей за карьеру и один сезон, заканчивая количеством сэйвов за регулярку и голов, забитых в чужие ворота. Из 630 побед, что были в активе «Шаркс» перед переходом Набби в СКА, почти половина – 293 – были одержаны россиянином. Он один выиграл для команды больше матчей, чем защищавшие цвета «акул» в разные годы Эд Белфур, Джефф Хэккетт, Миикка Кипрусофф, Брайан Буше, Стив Шилдс, Артур Ирбе и Майк Вернон вместе взятые.
Выдержав трехгодичное испытание фарм-клубом, 219-й номер драфта-1994 целых 9 лет был основным вратарем калифорнийцев, и это с Набоковым в рамке «Сан-Хосе» провел лучшие сезоны в истории и дважды останавливался в шаге от выхода в финал Кубка Стэнли. Жалеть приходится только о двух вещах: о чудом упущенной в 2008-м «Везине» и том, что свою карьеру Евгений, скорее всего, завершит в другом клубе.
Уйди Федоров иначе из Тройта точно бы висел, а так ХЗ, но наверное со временнем появиться.
Зубов и Могильный должны быть. Наби наверное тоже.
Из всех игроков, наиболее реальный шанс (не то что шанс, даже, а так и будет) - у Зубова. Набоков - весьма вероятно, Могильный - нет, иначе уже повесили бы (его же ввели в зал славы Сэйбрс или как это называлось там? - тогда бы и повесили номер, но - нет
Федоров... Так как он мой любимый напад - очень бы этого хотел, но... помимо ухода, здесь как-то забыли про его забастовку и нереальные 28 лямов, которые он, тогда, довольно жестко отжал у тройта. Бизнес - есть бизнес, но все же... Кто знает, конечно. Всё возможно, тем более, что и на матч ветеранов позвали его, может быть и забылось уже все. С другой стороны, по хорошему, процентов 80 той команды, что была у Крыльев, начиная с середины 90-х, до середины 2000-х, заслуживают свитера (локального зала славы, если хотите), если уж на то пошло - другого такого долгоиграющего костяка коллектива не было в лиге.
Может, всё же в начале 70-х или в конце 60-х?
Его номер вроде официально не выведен из обращения в Детройте.