Борьба за миллиард. Почему случился локаут в НХЛ?
В чем суть
Можно насчитать с десяток причин локаута, можно и гораздо больше, но на самом-то деле причина одна, и она более чем явственная: деньги. НХЛ и Ассоциация игроков режут тортик размером в 3,5 миллиарда долларов, и каждая из сторон хочет себе вишенку и половинку побольше. Когда-нибудь, как ожидается, они разрежут его ровно пополам и даже поделят вишенку, но процесс этот может порядком затянуться.
Владельцы предлагают уменьшить долю тортика, полагающуюся игрокам (на зарплаты), до 49% в первый год, 48% во второй и 47% в оставшиеся 4 года из 6, на которые будет заключено новое Коллективное соглашения, приводя в качестве аргументов суммарные убытки лиги в 240 миллионов долларов за последние 2 года, и то, что многие расходы, связанные с повседневной жизнью клубов, в сумме в 3,5 миллиарда (Hockey Related Revenue) попросту не учитываются, хотя должны вычитаться.
Само собой разумеется, что снижение доли подразумевает сокращение зарплат. Согласно последнему предложению, оно должно составлять около 10%. Но лига готова отказаться от непременного сокращения, подняв «эскроу» и изменив правила его возврата. Идея такова, что при условии сохранения темпов роста доходов лиги (7,1% в год), игроки как раз около 10% и потеряют, но только в первый год соглашения. Затем, если рост продолжится, все вернется на круги своя.
Игроки же обвиняют лигу в «бестолковой политике продвижения на юг», ведь именно представители юга США заполонили рейтинг самых убыточных клубов, и полагают, что владельцы сами виноваты в сложившейся ситуации. Ведь предыдущее соглашение было заключено на их условиях.
При этом готовы идти на некоторые уступки, но взять меньший кусок тортика, составивший 1,87 миллиарда за прошлый сезон, не готовы. Их предложение подразумевает долю в 54,3% на этот сезон (~1,90 миллиарда от планируемых 3,5) и последующий рост доходов, как то на 4% на второй год и на 6% на третий. А в последних двух сезонах соглашения забирать 54% прироста.
В предложениях сторон хватает разночтений и несоответствий, есть позиции, которые вызывают споры, к примеру, система компенсаций от прибыльных клубов убыточным и так называемый стабилизационный фонд, максимальный срок действия контрактов и увеличение возрастного лимита для ограниченно свободных агентов, контракты новичков и участие в Олимпиадах, но все это меркнет в сравнении с распределением доходов между игроками и клубами. За 5 лет (игроки хотят 5-летнее соглашение) разница между двумя предложенными структурами составит около миллиарда долларов. Есть за что бороться.
HRR
Определение того, что же входит в Hockey Related Revenue – те самые 3,5 миллиарда долларов, прогнозируемые на этот сезон, а что должно вычитываться или входить не должно, – это еще один валун преткновения. Лига настаивает, что доходно-расходная часть должна учитывать вложения в развитие (к примеру, установка нового видеокуба, что сейчас не учитывается) и строительство арен, предлагая отводить долю HRR в 1,5% на строительство новых стадионов, как это делается в NFL с введением там нового Коллективного соглашения.
Кроме того, сейчас в HRR не учитываются зарплаты игроков типа Уэйда Реддена, по сути «замурованного» руководством «Рейнджерс» в фарм-клубе с целью высвободить средства под потолком зарплат. Не учитываются и зарплаты менеджеров, и много чего еще. Да и лимиты, установленные в Коллективном соглашении на покрытие затрат, связанных с проведением матчей, не соответствуют нынешним реалиям по мнению лиги.
На эти претензии игроки резонно отвечают, что перерасчет HRR, из которого впоследствии высчитывается сумма, им положенная (57% от HRR в истекшем Коллективном соглашении), уменьшит и без того «небольшую» долю, выделяемую на зарплаты. По сути, доля в 49%, предлагаемая лигой Ассоциации на текущий сезон, при перерасчете превратится в 45%, что игроков категорически не устраивает.
Впрочем, НХЛ готова пока обойтись без пересмотра HRR. По крайней мере, до следующего Коллективного соглашения. Но только в том случае, если Ассоциация пойдет-таки навстречу в переговорах. В общем-то, позиция лиги примерно такова: либо уступки, либо перерасчет. В обоих случаях игроки будут потерявшей стороной, но второе процесс переговоров еще больше затянет.
Что дальше
Если до объявления локаута в слухах фигурировало 23 ноября, как дата начала регулярного чемпионата (стартовый матч – «Рейнджерс» – «Бостон»), то сейчас анонимные источники североамериканских спортивных изданий в основном затрудняются ответить, когда же сезон может начаться и начнется ли вообще.
И вполне понятно почему: за почти 4 недели, прошедшие с момента объявления локаута, стороны ни на йоту не продвинулись в переговорах. Более того, умудрились не найти точек соприкосновения даже в незначительных аспектах, выявив только новые разногласия.
И ладно бы лига и Ассоциация заваливали друг друга контрпредложениями, так ведь нет этого. Вяло обсуждаются улучшение качества льда, предоставление одноместных номеров, оплата личных тренеров и тому подобные вещи, которые вполне можно решить по ходу сезона.
Глава профсоюза Дон Фер на днях заявил, что позиция игроков может кардинально измениться, если локаут затянется, вплоть до требований отменить потолок зарплат. Верится в подобное с трудом, благо после 15 октября, когда игрокам целиком вернут «эскроу» за прошлый год, абсолютное большинство останется без финансовой подпитки, а в Европе мест всем не хватит; но и поводов для оптимизма это заявление не добавляет.
Понятно, что рано или поздно игроки сдадутся. Миллионеры попросту не способны соперничать с миллиардерами, а если взять среднестатистического игрока НХЛ, коих большинство с большинством голосов, то его карьера длится всего 5,5 лет, и каждый месяц на вес золота. Да и альтернатив особых для них не видно.
К тому же Гэри Беттмэн вновь сумел сплотить владельцев клубов. Кредит доверия у комиссионера НХЛ достаточно большой, работодатели, за исключением Джеймса Долана («Рейнджерс») и Джереми Джейкобса («Бостон»), его полностью поддерживают и готовы ждать. И месяца на два терпения у них точно хватит. Но велик риск потерять сезон.
Самый короткий регулярный чемпионат, который готова провести НХЛ, будет насчитывать 40 матчей и стартует в начале января. То есть у сторон есть время примерно до католического Рождества, чтобы договориться. Судя по заявлениям и действиям оппонентов, вариант с более ранним началом сезона маловероятен. Так что болельщикам остается только ждать декабря и надеяться на благоразумие лиги и Ассоциации. Все-таки два вычеркнутых из истории сезона за менее чем 10 лет – это ни в какие ворота.
Однако, представляется, что тут вопрос не так линеен, в отличие от позиции канадских любителей хоккея - ведь благодаря этой «бестолковой политике» количество рабочих мест для игроков в НХЛ возросло, да и жить на югах приятнее, чем в тех же Виннипеге и Эдмонтоне.
Это конечно не дело, когда у Жирарди с его жалкими 3,3 млн в год хотят еще что-то отнять из-за того, что хоккей в Финиксе никому не нужен. Я даже не представляю сколько новых синяков на его теле появляется после каждого матча. А тут такой наглый шантаж.
Пока развитие событий совсем не радует. Удивительно, что со стороны игроков еще не вбрасывается «мы создадим свою лигу с блэкджеком и шлюхами», как это делали баскетболисты в прошлом году.
Так что здоровьем баскетболисты рискуют больше хоккеистов.