Павел Дацюк: «Я безобидный букашка»
«Идиот»
- Малкину нравится сериал «Реальные пацаны». А вам?
– Нет. Какой сериал я люблю? Мне понравились «Ликвидация», «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Еще «Идиот» сильно впечатлил.
- То есть не молодежные типа «Интерны», «Универ»?
– Нет-нет, такое даже не смотрю, честно говорю. Времени нет. Вот «Идиот» очень понравился. Посмотрел. Потом пересмотрел еще раз. Сейчас хочу обратить свое внимание на сериал «Молодая Гвардия».
- Я не видела «Идиот». Что в нем вас зацепило?
– Как сыграл Миронов. Просто потрясающе. В этом сериале реальные ситуации отражены. Жизненные. Миронов играл главного героя. Меня очень впечатлило его отношение ко всем. Как он всех любил, боялся обидеть. Был такой простой. И Машков сыграл замечательно. Ради любви был готов убить. И терпел все…
«Я вашу книгу не читал»
- Помимо просмотра сериалов, чем еще занимаете себя в свободное время?
– Общаюсь с друзьями, когда оно есть. Его не так много. За долгое время в Америке не хватает общения на русском языке. Еще мне нравится в кино сходить, книжку почитать.
- Джером Сэлинджер говорит, что хороший писатель – это тот, кому хочется позвонить после прочтения книги. Чей номер вы бы набрали?
– Ну, у меня не было желания «позвонить». Но хотел бы пообщаться. Робин Шарма. Я не знаю, о чем бы я с ним говорил, но мне хотелось бы с ним пообщаться после того, как я прочитал несколько его книг. Уже нереально, конечно, но после прочтения некоторых биографий хотел бы еще встретиться с людьми, пообщаться. Было бы интересно просто с ними поговорить.
- С кем, например?
– С Черчиллем. Мне симпатичны его высказывания.
- Мне тоже.
– У вас есть любимое выражение Черчилля?
- Их много. Навскидку: «Успех – это еще не точка, неудача – еще не конец. Единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу».
– У меня тоже есть несколько выражений. Одно из них: «Ничто не мотивирует так, как когда в тебя стреляли и промазали». В этой цитате вроде и смысл, и шутка... И еще одна. Когда Черчилль ехал в автобусе, женщина ему говорит: «Ты же пьяный». Он отвечает: «Я пьяный. Завтра я стану трезвым. Но ты страшненькой останешься навсегда».
- Вспомнила еще: «Я извлек из выпивки больше, чем выпивка – из меня». «Я оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то еще».
– А вот, кстати, цитата про книгу. Вы сказали: «Писатели, которым хочется позвонить...» Когда у Черчилля кто-то спросил: «Вы читали мою книгу?» Он ответил: «Я читаю только ради удовольствия или ради пользы. Я вашу книгу не читал».
140 символов
- Вы читаете твиттер?
– Нет. Думаю, на данный момент это одно из самых популярных средств для продвижения своего имиджа или каких-то новостей. Так же, как раньше был фейсбук. Сейчас будут еще какие-то сети. Но у меня твиттера нет.
- Нет желания умещать свою жизнь в 140 символов?
– Я даже не думал, чтобы что-то написать там. Хотя, может быть, я-то и смог бы. Я ведь не многословен.
- А фейсбук у вас есть?
– Да. Фанатская страничка. Если есть необходимость, могу там пообщаться с болельщиками, с друзьями.
«Душа болит» по России
- В Америке некрасивые женщины?
– Вы знаете, везде красивые женщины. Без вас нам бы было очень нелегко, нереально. Но в России, я думаю, самые-самые красивые, милые, стройные, очень женственные, сердечные.
- И по характеру?
– Разные бывают.
- Как вы воспитываете свою дочку?
– Она находится в Екатеринбурге, а я – в Америке. Так что, все на маме. Я только могу что-то пока подсказать. Конечно, ей не хватает папы. У нее тоже время тяжелое. Слишком занята школой. И возраст сейчас такой… Подружки, телефоны… Учеба.
- Хотите, например, чтобы она обязательно музыкой занималась?
– Да, хотел бы, чтобы она играла на пианино. Чтобы хорошо пела. Не была актрисой, певицей, а просто хорошо пела. Мне это нравится. Она сейчас занимается танцами – пускай. Это мне тоже по душе. А музыкальные уроки у нее есть в школе. Хотя хотелось бы, чтобы дочка плотнее этим занялась.
- У вас есть любимая песня?
– Да. По-моему, она называется «Гусарская». Там много «гусарских», если вы хотите найти ее. Слова, кажется, такие: «По жилам кровь бежит, а не квас…» Еще нравится песня «От темна до темна».
- В Америке удается это попеть?
– Мне нет. С моим голосом – только слушать. Причем, тихонечко слушать и смотреть не моргая. Но я бы получил огромное удовольствие, если бы у меня было больше возможностей и моментов посидеть где-то у костра и послушать дворовые песни под гитару в теплой компании. В Америке такого не получается.
- Максимум – в раздевалке что-то послушать?
– Да там такая музыка… Понятно, что для мотивации.
- Вас все к русскому тянет.
– Так… Как говорят: «Душа болит». И об этом она все время просит. Сжимается. Хочется пообщаться, что-то русское поделать. Борща поесть. Конечно, дом – это дом.

Бэкхэнд пропал, а форхэнд еще не нашелся
- В теннис до сих пор играете?
– Да. Но только на грунте, чтобы избежать травм. Раньше у меня здорово получался бэкхэнд с двух рук, по-хоккейному. Но сейчас почему-то это исчезло. Когда я играл, соперники мне все время говорили: «У тебя только бэкхэнд хорош…». Я стал уходить на форхэнд. И бэкхэнд пропал, а форхенд еще не нашелся.
- Против кого играете?
– Летом с хоккеистами. А в Детройте у меня есть друг, узбек, он постарше, давно там живет. Не сильно играет, но хорошо мячик в игре держит. Я, получается, тренируюсь на нем.
- Попадаете в корт?
– С ним – да. Потому что он все-таки уже не молод. У меня скорости больше. А вот у Валтери Филппулы я еще ни разу не выиграл. Он крутит хорошо, если ты ему отобьешь простой мяч, то приходится тяжело. Финн здорово попадает. Иногда, бывает, отбиваю на другие корты, потому что не успеваю.
- С профессионалами играли?
– Нет. Я пару раз ездил на US Open. Оба раза попадал на Федерера с Мюрреем. Очень понравилось посмотреть вживую. В то время Федерер еще был первой ракеткой, самые лучшие его годы. У Роджера техника, конечно, замечательная. Но больше всех мне нравится Надаль. Он работяга.
- Женский теннис воспринимаете?
– В коротких юбках – конечно. Воспринимаю, но не так. Не то это.
Некуда класть шапки
- Ваше чувство юмора сложно выразить на английском?
– На самом деле есть проблема. Какой-то барьер. И не хватает словарного запаса. Русский юмор тяжело перевести в точности. Но ничего, я приезжаю в Россию, здесь стараюсь раскрепоститься.
- А там что-то пытались перевести?
– Я пытался перевести анекдоты, но не все они доходчивы.
- Как реагируют в раздевалке? Молчат или делают вид, что поняли?
– Нет, ну я не то, что встал перед всей раздевалкой и начинаю Задорнова переводить… А так… У нас много в команде европейцев, стараюсь им объяснить какие-то веселые шутки. Или просто по теме что-то. Кто-то понимает.
- Кто в «Ред Уингс» больше всего любит сотворить что-то?
– У нас, в основном, безобидно шутят. Какую-то фотографию сделают, например. Или, был случай. У одного хоккеиста из нашей команды маленький размер обуви. А ему принести баскетбольные ботинки 48 размера – поставили. Еще, бывает, кто-нибудь забудет шапку в автобусе или в ресторане. Ее кто-то из ребят возьмет и не отдает, пока зима. А возвращают летом, когда уже тепло.
- Вы тоже забираете чьи-то шапки?
– Нет. Мне некуда класть. У меня нет столько места – хранить эти шапки.
- У кого больше всего шапок в команде?
– Не знаю, все скрывают. Потом подкидывают незаметно. И опять же никто не в курсе, кто чью шапку брал.
- С вами случалось такое?
– Нет. У меня все еще шапка на завязочках. На резиновых. И варежки тоже. Я до сих пор так ношу.

Безобидный букашка
- А с фотографиями что делают?
– Бывает, попадется картинка – кто-то очень похож на человека на фото. Или подходит к игроку по смыслу. Делают – вставляют лицо туда. Очень смешно получается.
- Ваше вставляли?
– Нет. Я, видать, ни на кого не похожу, слава Богу.
- Еще не нашли такого.
– Нет-нет. Я сказал, не надо мне таким заниматься. Был очень недоволен, поэтому меня пока обходят стороной.
- А вы сами что-нибудь кому-то устраиваете?
– Нет. Честно. Я безобидный букашка.
- А Франзен какой? Вы-то его лучше знаете, чем мы. Но на чемпионате мира против сборной России он играл очень жестко…
– Да, чуть лучше знаю. Нормальный парень. Хороший. Что-то против нас он все… Наверное, хотел проявить себя при домашних трибунах. Болельщики его подталкивали. И он все придумывал какие-то добивания... Состояние, может быть, у него настолько эмоциональное было в тот момент.
- В раздевалке он спокойнее?
– Бывает, конечно, что-то переживает, но… Вроде, уравновешенный.
- Некоторые говорят, что шведы странные.
– Не замечал. Вот Зеттерберг красавчик! Хороший игрок, человек хороший, отзывчивый. Мы с ним, можно сказать, командные братья. Он на год позже меня пришел, а после мы все время вместе. Помогаем друг другу.
- Самое удивительно знакомство в вашей жизни?
– Их много. Да и я все к тому, что если чего-то захочешь, о чем-то думаешь сильно, то эти знакомства происходят. Ты этих людей встречаешь. Подумаешь, что тебе надо с кем-то встретиться из этой сферы, и ты с ним встречаешься. Мы говорили о писателях. И я верю, что я с ним встречусь. Я увижу его. Надо только будет не заробеть и подойти.
- А можете заробеть?
– Смотря какая ситуация. Может быть, и да.
«Иногда правду говорят, но это даже неинтересно слушать»
- Экстрим вас не привлекает?
– Я хотел бы прыгнуть с парашютом, честно. Но пока не делал этого. Плавал с аквалангом. Было здорово. Еще мне нравятся мотоциклы, но садиться на них, посмотрев, что вокруг происходит, нет желания. Скорости я побаиваюсь. И к автомобилям отношусь без фанатизма.
- Какой марки была ваша первая машина?
– «Лада» восьмерка. У нас в команде было двое молодых ребят – я и мой друг Леха Булатов. У нас были контракты, по-моему, на два года. Нам дали машины – две восьмерки. Вишневых. Они стояли там целый год, но потом Герман Викторович Скоропупов выделил их нам.
- Герман Скоропупов рассказывал, что как-то вас отправили к Крикунову просить клюшки для команды. Тогда ведь и с ними была напряженка. Но Владимир Васильевич вам сказал: «Паша, сначала играть научись…». Даже вам отказали. Правда?
– Да. Были такие тяжелые времена.
- Вспоминаете?
– Хотя было и сложно, но благодаря этому у меня появились стержень и характер. В то время мы играли без зарплаты. Всегда чего-то не хватало. Сейчас, конечно, с НХЛ это не сравнить. Но, думаю, каждый обжигается на своем огне.
– Вас когда-то называли бесперспективным.
– Мы, раки, упертые. Иногда люди правду говорят, но нас это скорее заводит, чем беспокоит. А в то время я даже не думал: перспективный или нет. Нас, молодых, Владимир Васильевич очень серьезно нас готовил в хоккейную жизнь. И задача была одна – выжить. Дожить до следующей тренировки (смеется).
Когда я попал в команду, у нас вся предсезонная подготовка была направлена на «физику». Те три года многое мне дали. Я очень благодарен. И, конечно, скучаю по этим сборам. Не знаю, смог ли я бы сейчас это выдержать или нет, но тогда мне сразу поставили фундамент.
«Надо обязательно выпить или не пить»
- Крикунов обращался Гавлату: «Мистер Гавлат, перед вами тут что, все расступаться должны…»?
– Он мог сказать что-то не только Гавлату, любому. У него в команде нет авторитетов. Все выполняют одну задачу. Хватало, конечно, и хорошего, и плохого – эмоционального. Но, слава Богу. Меня это сделало тем, кем я стал.
- Владимир Васильевич как-то Конькову сказал: «Да иди ты уже напейся, сколько можно педали крутить». Вам не предлагали?
– Да нет. С моим здоровьем тогда… Если еще напиться… То я не знаю…
- Вообще употребляете алкоголь?
– Умеренно. Не такой большой противник, что прямо не пью вообще. Употребляю в легких формах, не секрет. Бокал-два вина или пива. Летом, в хорошей компании. На день рождения. Почему нет.
- После игры?
– Когда как. Если есть время, компания.
- Это не для вас – пойти во время плей-офф выпить?
– Да я могу и в плей-офф выпить бокал-два вина, пива. Все это рутина такая... Могу выпить, могу – нет.
- Спортсменам же в любом случае надо расслабляться. Нервничаете, нагрузки большие.
– Ну, разговаривать с корреспондентками – расслабляться. Это все по самочувствию, по желанию. Здесь нет никакой волшебной системы «надо обязательно выпить» или «не пить».

«Золотая рыбка»
- Рыбалкой по-прежнему интересуетесь?
– Это хобби. Вид отдыха, когда можешь посидеть в одиночестве, забыться, подумать о чем-то, помечтать. Уходишь от шума, гама, от всяких ненужных мыслей, «интернетов» и телевизоров.
- Как истинный рак.
– Да. Это интересно. Мне это детство навевает… Рано утром на берегу или на лодке сидишь в лесу, когда тишина, никого нет. Птицы чирикают. Сидишь, смотришь на воду, которая течет в речке… И приходит какое-то приятное умиротворение. Эта картинка из детства осталась. Папа часто брал меня на рыбалку. Мы ездили вместе с друзьями.
- Самая большая рыба, которую поймали?
– Это, наверно, золотая рыбка – моя дочь. А так… Надо здесь как рыбак говорить – вот такая (широко разводит руки в стороны). Наверно, или щука или нельма. Прошлым летом поймал. А вообще было много, но небольших.
Комплимент
- Брызгалов рассуждает о вселенной. А вы о чем?
– О ядре, значит. Если он взял верх, то я возьму низ. О ядре Земли. Да я о чем? О чем спросят, о том и рассуждаю.
- А если сами?
– «Как дальше жить…» Много мыслей. Уже пройдена одна ступенька – мужчина задумывается: «Туда ли я иду, то ли я делаю. А надо ли мне это…».
- Фраза, с которой идете по жизни?
– Их несколько. «Делай добро и бросай его в воду». «Терпение и труд все перетрут». «Не нужно быть важным, важно быть нужным». И сейчас еще одна новая. Мне недавно прислали, понравилась: «Кто хочет все и сразу, тот получает медленно и ничего».
- Как вы их находите?
– По-разному. И читаю, и слышу где-то в разговорах.
- Знаете, не каждого хоккеиста спросишь – и чтобы он тебе сразу процитировал Черчилля.
– Спасибо. Все-таки за час общения я добился от вас комплимента.
- А вы хотите все и сразу?
– Нет. Так не бывает. Все только через работу.
Фото: Елена Руско, РИА Новости/Алексей Филиппов, Fotobank/Getty Images/Isaac Brekken
Варежки у него на резинках, я чуть со стула не упала)))))))
Молодым надо почитать. Для общего развития. А то столько соплей «я в Канаде и я плачу от счастья какой вкусный биг мак»
Павел — умнейший человек. По всей видимости, очень приятный в общении. Игрок От Бога, Человек с большой буквы. Пример для подражания. Должен быть иконой для молодняка. Супер!