7 мин.

Виват, король!

Андрей Коваленко вышел на матч в костюме, как глава профсоюза, а не игрок одной из команд. Омские болельщики тоже не дали ему начать речь вовремя, но причиной были не проклятия, а аплодисменты. Привычных бодрых речей от залетных московских гостей на этот раз не было. Экс-«ястреб» Коваленко сказал не так много, но его слова были очень сердечными. В этот вечер если кто-то и говорил, то только искренне.

Александр Вьюхин – один из немногих людей, игравших в другой команде, но пользующийся безграничной любовью омских фанатов. Из таких – Максим Сушинский и Александр Свитов. Первый приехал в Омск, где ему всегда рады, а второй пару часов спустя будет защищать цвета сборной России. Не смогли принять участие Игорь Никитин и Юрий Панов. Но недостатка в желающих сыграть не было, как заметила супруга алксандра Вьюхина, из хоккейных друзей ее мужа можно было собрать с десяток команд и организовать турнир. Редко, но бывает, когда отличный хоккеист является еще и отличным парнем.

Фанатская трибуна звучала очень тихо потому, что фанаты и организовывали этот матч. Парни, которые в сезоне рвали глотки на пятом секторе, ходили по фойе «Арены Омск» в бейджиках, дозировали очереди во время автограф-шоу и пускали детей за росписями хоккеистов в обе раздевалки после матча.

***

У кого-то из «Авангарда-96» был лишний вес, кто-то был в форме, но на фоне Николая Мариненко партнеры выглядели жертвами анорексии. Он и будучи игроком никогда не был худеньким, но сейчас легко мог закрыть двоих. Буквально. Но руки помнят: нападающий реализовал выход 1 в 0 коронным кистевым броском, а трибуны затянули «Коля-гол» третьему снайперу в истории «Авангарда».

«Николай Мариненко сказал, мол, елки-палки, прошло уже 16 лет – говорит Бердников-старший после матча, – это человек-гол, Коля-гол. С таким сумасшедшим кистевым броском человек».

Сергей Бердников много говорил про то, что предсезонки нынче не те и рассказывал про сына. Роман Бердников на днях выиграл с «Омскими Ястребами» Кубок Харламова, который во втором перерыве демонстрировала омским болельщикам вся команда. Во время своего рассказа Сергей отправил телефонный звонок сына в небытие и продолжил уже про главного героя:

– У нас тогда в команде первым вратарем был Сергей Храмцов, а Саша пришел из «Сокола» и стал дублером. Но постепенно время пришло, у них 11 лет разница была и Сергей закончил, а Вьюхин стал первым вратарем. Я в том «Авангарде» уже был, тоже был молодым, я ведь старше Саши на 2 года. Но уже с того времени он себя зарекомендовал в команде лидером. Он сам себя туда ставил, всегда хотел выигрывать. Не зря он рекордсмен чемпионатов России, единственный вратарь, сыгравший 725 матчей.

***

«Авангард-96» играл против команды «Друзей Вьюхина», в которой были тройки Затонский – Прокопьев – Сушинский и Попов – Курьянов – Пережогин. Из первой тройки двое уже закончили карьеру, из второй – двое поедут в сборную. Но Сушинский на льду был главным героем. Он забил и подначивал команду соперника разными жестами. Однажды они с Вьюхиным покуражилсь так на буллитах, что лига впаяла им по 3 матча дисквалификации. Сам Максим без смеха про эту ситуацию не вспоминает:

– Мы между собой «игрались», я в СКА тогда был, а Саша – в «Северстали». Мы пробивали буллиты, он взял буллит Экмана, «порадовался», я ему забил буллит и тоже «порадовался». Показал ему точно так же (делает характерное движение локтем) как и он мне. Ну это между нами было, а в итоге нам дали дисквалификацию. Потом созванивались, смеялись вместе – как же так может быть? Девочки на трибунах так же танцуют – никто им не дает дисквалификаций.

Сушинский хочет завершить карьеру в Омске. Но он сказал, что его не зовут.

***

Первую половину матча ворота команды друзей защищал Вадим Тарасов. Они играли с Вьюхиным в «Кузне» и быстро нашли общие точки соприкосновения:

– Саня – настоящий человек, настоящий мужик. Мы с ним одного возраста, семьи, дети. Интересы одни и те же. Помимо хоккея есть и бытовые вопросы, он очень интересный собеседник. Мы ведь с ним могли оказаться 10 лет назад в Омске в одной команде. Тогда мы не были еще знакомы, но по прошествии времени сыграли вместе и я благодарен за это судьбе. В сезоне, когда все эти разъезды-переезды, общения по максимуму. И с ним всегда интересно, просто интересно. Он – рубаха-парень, душа команды. Замечательный человек. Побольше бы таких.

***

Капитан «Авангарда-96» Константин Маслюков задержался около льда еще минут на 20 – он ушел только тогда, когда раздал последний автограф. В этом плане Маслюков себе совершенно не изменил – 15 лет назад защитник точно так же проводил время после матча.

– Впечатления от сегодняшнего дня самые классные. Еще приятно, что столько народу собралось. Как партнеры? Со всеми видимся, со всеми играем. Хотелось бы, правда, чтобы побольше внимания ветеранскому хоккею все-таки у нас в Омске уделяли – на западе ветераны ездят, собираются, играют. А нас болельщики в области забыли. Хотелось бы, чтобы этой командой собирались и ездили на различные турниры, чтобы люди нас помнили.

Здесь Константин Маслюков явно поскромничал – его и всю команду 96-года, завоевавшую первые медали для Омска, здесь помнят и уж точно не забудут. Как и Александра Вьюхина.

– Он был открытым и дружелюбным, никогда ни на кого не держал зла, общался практически со всеми. Поддерживал всех, помогал деньгами больным людям, выручал по-всякому. Когда я вхожу во двор и вижу спортивную площадку, я сразу вспоминаю Саню. У меня двор большой и Сашка за свои деньги поставил там детскую площадку. Смотрю, сколько на ней детей бегает, и радуюсь. И вспоминаю Саню каждый день.

***

За то, что в Омске играл такой вратарь как Александр Вьюхин, стоит сказать спасибо Леониду Киселеву – тренеру «Авангарда» тех лет. Он принял рекомендации своего коллеги из «Сокола» и пригласил совсем юного голкипера в команду.

– Вообще Саша по рождению свердловчанин и мальчишкой попал в харьковский спортинтернат. Его в 17 лет взяли в киевский «Сокол». Советский союз разваливался и мне тренер «Сокола» Александр Сеуканд тогда посоветовал Вьюхина. Я последовал совету, и Саша практически сразу приехал. Конечно, сначала он стоял под Серегой Храмцовым, но постепенно-постепенно, они на равных стали играть.

Саша вообще был светлый человек. Много, наверное, наживший себе неприятностей на том, что он достаточно прямой. И, в частности, в хоккее. Он в раздевалке несмотря на молодость мог сказать веские слова и его слушали. Он авторитетный парень, который никогда не лукавил, никогда не врал и говорил то, что он думает. Иногда это ему большие неприятности приносило и, скажем, в «Авангарде» из-за этого его «ушли», но он всем все доказал. Какие у нас тут были потом вратари, ну может быть за исключением Ряме, я никого не хочу из ребят обидеть, но Саша был не хуже их. Ни как человек, ни как вратарь. Недаром он все рекорды побил – и в суперлиге, и в КХЛ. И еще бы побил, если бы вот не трагедия.

Действительно, 725 матчей – рекорд, который если и будет побит, то нескоро. И таких цифр Александр Вьюхин достиг благодаря своему упрямству. Спортивному упрямству.

– Он такой парень, я все время привожу его в пример, царствие ему небесное. Он меня много лет все время спрашивал «Леонид Георгиевич, зачем вы привезли Рябчикова?». Я ему говорю «Саня, да уже 10 лет прошло». А после медалей мы собрались у меня на даче, сидели, отдыхали и разговаривали. Он опять: «Леонид Георгиевич, а зачем вы привозили Рябчикова?». – «Саша, ну я его привозил, попробовал, но в итоге стали вы играть». Но этот вопрос ему не давал покоя.

Был еще такой момент: играли в Москве со «Спартаком», «сгорели» в одну шайбу. И Саше от красной линии тогда забили гол. Они стояли с Сережей Храмцовым по очереди, «Спартак» приехал в Омск и была очередь Храмцова. За день до игры Саша подходит и говорит «Леонид Георгиевич, поставьте меня, я их один порву». И при равной абсолютно игре мы их обыграли 7:0. Сашка колоссально стоял. Я после игры говорю: «Сань, ты у меня почаще просись таким образом». Он человек с характером, целеустремленный человек и я скажу, что его спортивное долголетие и то, что он на таком высоком уровне играл, заслуга его характера. Светлая ему память.

***

В таких ситуациях обычно говорят «у каждого он был свой». Но только не в случае с Александром Вьюхиным. Каждый из его друзей и знакомых при воспоминаний о нем сразу скажет, насколько это был открытый и добрый человек.

Он никогда не выигрывал золотых медалей, не блистал на международном уровне. Когда «Авангард» выиграл первый кубок, Вьюхин покинул команду еще в середине сезона. У него серебро-то всего одно. Но за свою очень короткую жизнь он женился, вырастил сына и двух дочерей и завел очень много друзей. Которые не дадут забыть про такого парня, как Александр Вьюхин.