«Быков и Захаркин оставили после себя выжженную землю»
«Еще в прошлом году сказал на исполкоме ФХР, а потом на аудиенции у Владимира Путина, что, если эти тренеры пойдут дальше, мы только время упустим. Потом снимем их, а кого ставить? Никого молодых ведь не подготовим! Вот два чемпионата мира уже потеряли» (май 2011-го, Виктор Тихонов).
«Парадокс в том, что Россия – чемпион мира среди молодежи. Но юниоров в сборной нет. Я не знаю, какие условия контракта со сборной у Быкова и Захаркина. Может, от них каждый год требуют золота. Только так сохранят им пост до Олимпиады» (май 2011-го, Владимир Крикунов).
«Причины отставки не очень хорошие. Но приятно, что здравый смысл восторжествовал. И это решение практически единогласно было принято специалистами, а не подачей «сверху». Потому что результата действительно не было. И мне приятно, что люди решили закончить с системой, когда мы на протяжении трех лет ничего не достигаем» (май 2011-го, Александр Кожевников).
«Я давно говорил, что нельзя проигрывать в организационных моментах. Весь мир работает по отлаженной системе – каждый занимается своим делом. Почему у нас Василий Кошечкин провалил первые матчи Евротура, потому что перерыв между последней игрой в плей-офф и сборной был очень большим. Кто тогда работал с вратарем? Никто. Потому что в нашей сборной нет тренера вратарей. У Владислава Третьяка, как у президента федерации, есть совсем другие обязанности. Поэтому он не может быть на сборах постоянно» (май 2011-го, Владимир Плющев, Sportbox.ru).
«То, что мы с вами увидели, на хоккей не было похоже. Ясно, что с такой игрой мы далеко не уйдем. Надо все менять коренным образом» (май 2011-го, Вячеслав Фетисов).
«Получается, что у нас Быков с Захаркиным начали руководить сборной за здравие, а закончили за упокой. Они, как мумии на лавочке, и стояли. Или им уже просто нечего было своим подопечным сказать?! Поставь любого мужика с улицы на тренерский мостик, ничего не изменится. Зато из всех данных Игорем Захаркиным интервью сложилось такое впечатление, что о хоккее знают только одни они. А все остальные – и я в том числе – ничего. Это проходило красной линией. Полное неуважение к хоккейной общественности. Сам же он себя считает очень большим специалистом» (май 2011-го, Евгений Зимин).
«Быков работает с Захаркиным, но я не признаю его как специалиста. Потому что он ничего не понимает в хоккее. Я однажды присутствовал на семинаре, на котором Захаркин рассказывал, как играют европейские сборные. Совсем далекий человек от хоккея… Умные разговоры ведет, как Хлестаков. А что умничать? Хоккей – старая игра. Все давно уже придумано» (май 2011-го, Владимир Крикунов).
«Сборная России была вообще никакой! Мне не запомнился ни один матч с участием наших. Особенно при игре в большинстве выглядели словно белые вороны. Да и в целом хоккеисты, на мой взгляд, не выкладывались на все сто процентов. Мы раньше выходили биться за страну со сломанными ребрами и «грызли лед». А сейчас, бывает, у игрока мизинчик заболит, он уже «отпрашивается» (май 2011-го, Владимир Крутов, Sportbox.ru).
«На исполкоме было принято правильное и справедливое решение. Оно было неизбежным, учитывая итоги выступления сборной на ОИ в Ванкувере и последних двух чемпионатах мира. И дело даже не в результатах команды, а в самой политике тренерского штаба. Она мне представляется непрозрачной. А вылилось это в непрозрачность игры сборной. У команды не было почерка и рисунка игры, которые всегда отличали советскую сборную. То есть не было видно тренерской руки. Команда, составленная из звезд, выглядела не коллективом, а отдельно взятыми игроками, каждый из которых действует так, как ему представляется. В большинстве случаев было именно так» (май 2011-го, Григорий Твалтвадзе.
«После провала на Олимпиаде я единственный выступил и сказал: «Слава, ты хороший человек, но сборная тебе не по зубам, ты должен уйти». Дальше была дорога в никуда. Вот год прошел и еще хуже. Мы теперь потеряли год. В таком состоянии, в каком сборная сейчас, команда никогда раньше не была за всю историю. Даже провал Якушева в 2000 году, но он там четыре матча проиграл, а не пять» (май 2011-го, Виктор Тихонов).
«Наверное, Быков и Захаркин возомнили себя спасителями России, мессиями» (май 2011-го, Вячеслав Фетисов).
«Было бы глупо говорить, что команда будет сразу готовиться к Сочи, и каждый чемпионат мира будет для нее проходным – чудес в спорте не бывает. Если человек не будет занимать место в тройке-пятерке в том или ином виде спорта, он не может проснуться и выиграть Олимпиаду в Сочи. В хоккее, при всем моем уважении к Быкову – здесь не должно быть никаких обид – к сожалению, для любого тренера определяющим является результат. Направляя сборную на чемпионат мира, например в Швецию, в следующем году, мы не можем сказать: «Так, у вас главное – Сочи, вы тут можете экспериментировать и занять 15-е место». После 15-го места ты никак не займешь первое, это непреложный факт» (май 2011-го, Виталий Мутко).
«А кого Быков и Захаркин за это время подготовили? В Словакию ездил один Тарасенко. А потеряли мы целый год! В плане обновления команды он прошел впустую. Где еще просматривать молодежь, подводить ее к главной команде, если не в матчах Евротура? Так нет же, они все рвались там побеждать, в то время как остальные просматривали молодежь» (май 2011-го, Виктор Тихонов).
«Билялетдинов сильнее прежнего рулевого национальной команды Вячеслава Быкова. До сих пор не могу понять, почему федерация велась на поводу у Быкова и Захаркина? Было же все очевидно – сборная не прогрессировала, а регрессировала, провалив сначала Олимпиаду в Ванкувере, а затем уступив в финале уступающим по составу чехам» (июнь 2011-го, Алексей Касатонов).
«Взгляните на «Ак Барс» Билялетдинова. Сразу ясно, какую тактику казанская команда проповедует на площадке и за счет чего собирается добиваться победы. У Быкова и Захаркина это всегда было непонятно. Наша сборная, нашпигованная высококлассными игроками, часто действовала сумбурно» (июнь 2011-го, Борис Майоров).
«Они сами себя выжили из страны, продемонстрировав в открытой форме свое к ней неуважение! Мнили себя звездами, говорили, только они знают, что делать. Вот это я вижу. А то что их кто-то выживал... Ну не знаю, я этого не заметил. Их даже ждали после прошлогоднего позорища» (июнь 2011-го, Александр Кожевников).
«Основная причина поражений сборной России – отсутствие дисциплины. Быков слишком демократичный тренер, это хорошо до поры до времени, потом надо затягивать гайки. А Вячеслав этого не сделал, продолжал гнуть свою линию. Поэтому последовал неприятный итог» (июль 2011-го, Василий Первухин).
«Если бы мы их оставили, в следующем году увидели бы выжженное поле. Мы и так целых пять лет этому тандему дали. Раньше, если год тренер отработал и не дал результата, ему говорили спасибо и до свидания. А сейчас что происходит?» (август 2011-го, Виктор Тихонов).
«Быков с Захаркиным думали, что их одних, как говорится, хватит на все. Но, видите, чем все закончилось. Выходит, необходимо что-то менять» (август 2011-го, Владимир Мышкин).
«Даже когда я работал в сборной помощником Быкова, мы никогда не говорили о хоккее. Не получалось! Такое ощущение, что ему и сказать то нечего! Ведь и на площадке четкой стратегии игры в командах Быкова не было заметно» (сентябрь 2011-го, Борис Майров).
«Быков с Захаркиным, придя в сборную, сразу начали вести непонятную политику. Вернее, понятную лишь им двоим. Я о приглашении игроков. Вчера играл один – завтра приглашали другого. Но результат был – значит, имели на это право» (октябрь 2011-го, Константин Барулин).
«Надо откровенно признать, что после победы в Квебеке игра сборной деградировала. Тактика «вперед с шашками наголо!» уже давно не приносит результата, как раз со времен Квебека. Это хоккей для кухарок, которым нравится бестолковая беготня с кучей голов!» (ноябрь 2011-го, Сергей Гимаев).
«У Быкова было иначе – в большинстве играли все четыре звена. Не думаю, что это было правильно. Подобрать четыре одинаковых пятерки в любую команду, в том числе и в сборную, невозможно» (ноябрь 2011-го, Борис Майоров).
«Быков был заложником ситуации, в которую сам себя поставил. Он просто не знал игроков, которые у нас играют. А Билялетдинов освобожденный тренер, у него руки развязаны, он ни от кого не зависит и имеет возможность ездить, смотреть, разговаривать, проверять свое мнение на мнении коллег. Он, например, открыл Шипачева из «Северстали» (декабрь 2011-го, Борис Майоров).
«После Ванкувера на Исполкоме ФХР я предложил Славе: «Уйди из сборной, ты – клубный тренер». Быков выслушал молча, опустив глаза. И не ушел. А мы в подготовке к Сочи потеряли полтора года. На ЧМ-2010 и особенно в 2011-м в сборной царил бардак. «Саши да Илюши», привыкшие, что их гладят по шерстке, в последнее время слушали тренера вполуха» (декабрь 2011-го, Виктор Тихонов).
«Это абсолютно логично, что контуров сборной России сейчас пока нет. Я давно говорил, что Быков с Захаркиным нам выжженную землю после себя оставят, так оно и случилось. Это люди, которые впервые в истории нашего хоккея не думали о будущем, независимо от того, будут они в этом будущем или нет. Ни один тренер национальной сборной у нас так не поступал» (февраль 2012-го, Борис Майоров).
«За последние пять лет два человека разрушили наш хоккей до основания. Да, они выиграли два чемпионата мира, в то же время выбив фундамент из-под здания сборной. А теперь мы хотим, чтобы Зинэтула Хайдарович за один день все возродил» (февраль 2012-го, Александр Кожевников).
Использованы материалы изданий «Советский спорт», «Спорт-Экспресс», Sportbox.ru, РИА Новости, «Горячий лед», «Столица С», AllHockey.ru, «Спорт день за днем».
1. Обиженные переходом ЦСКА -> Уфа;
2. ФХР, когда в коллективе кто-то единственный работает и чего-то добивается, то остальные либо паразитируют, либо выживают всеми силами этого работающего;
3. Остальные. Первые 2 типа задали тренд, а остальные чтоб соответствовать принятым настроениям тоже что-то погавкивают на тему (порой даже «расшибая лоб» из известной поговорки).
1. Алкоголики
2. Тунеядцы
3. Гимаев
ЗЫ. Заранее прошу, не надо переходить на личности, и сводить наш разговор к банальностям. Я просто высказываю свою точку зрения.