30 самых влиятельных персон в российском хоккее. Часть 2
15. Борис Громов, губернатор Московской области
Курс на спортизацию Московской области, выбранный Громовым в 2000-м, затронул и хоккей. С его подачи в Мытищах была построена первоклассная ледовая арена, принимавшая матчи чемпионата мира, при нем состоялись переезд и последуюшее банкротство «Химика» из Воскресенска, а также появление «Атланта», которому помогают всеми правдами и неправдами. Размер клубного бюджета скачет, как показатели термометра в сентябре, но команда каждый год собирает боеспособный состав, не выпадая из числа претендентов на Кубок.
14. Михаил Юревич, губернатор Челябинской области
«Знаете, как меня вернули в челябинский хоккей? В перерывах между огородом и рыбалкой», – рассказывал летом главный тренер «Трактора» Валерий Белоусов. И сделал это лично губернатор Челябинской области, который крайне озабочен возвращением былых успехов на богатую хоккейными талантами землю. Второй год подряд ставит перед клубом задачу играть в финале Кубка Гагарина. Но если год назад над этим смеялись, то сейчас не удивляется никто. А еще через год, возможно, такая цель будет восприниматься как должное. То, что на «Арене Трактор» летом пройдет драфт юниоров КХЛ, а через год – Матч звезд, тоже добавляет вистов именно Юревичу.
13. Муртаза Рахимов, глава благотворительного фонда «Урал», экс-президент республики Башкортостан
Об авторитете этого человека в уфимской хоккейной среде говорит хотя бы тот факт, что он самым первым пил шампанское из обоих чемпионских кубков «Салавата Юлаева». Правда, если в первый раз Муртаза Рахимов был в полноправной роли первого лица не только хоккея, но и республики в целом, то во втором чемпионстве ему поначалу определяли непонятную роль, порой даже оппозиционную. Однако хоккеисты показали, кого они уважают в первую очередь. Правильно – того, кто дает деньги. Отойдя от президентских дел, Рахимов возглавил благотворительный фонд «Урал», который и является главным спонсором «Салавата Юлаева» сейчас. В отличие от нынешнего президента Башкортостана Рустэма Хамитова, домашние матчи уфимцев практически не пропускает.
12. Сергей Нарышкин, депутат Госдумы РФ, председатель попечительского совета КХЛ
Его имя не так часто встречается в одних материалах со словосочетанием «Континентальная хоккейная лига», но было бы глупо предполагать, что председатель попечительского совета этой организации не имеет в ней никакого авторитета.
Когда КХЛ только создавалась, Сергей Нарышкин участвовал в длительных переговорах с ФХР, которая не желала терять деньги и аратюнянилась до последнего. Во многом благодаря чиновнику хоккейная федерация все-таки передала права на чемпионат. Нарышкин был назначен первым председателем совета директоров КХЛ, однако из-за высокой занятости вынужден был покинуть свой пост. Сейчас издалека опекает созданную лигу, не слишком вмешиваясь в дела этой организации и больше интересуясь плаванием. Но в случае спорных вопросов в российском хоккее его слово будет очень весомым.
11. Александр Овечкин, форвард «Вашингтон Кэпиталс»
Самый известный хоккеист России. А, может быть, и всего мира, ведь неслучайно его восковая фигура появилась в Музее мадам Тюссо. Как бы ни играл Овечкин, каждый чих Александра обсуждается не меньше суперголов Малкина или Дацюка, а журналами, поместивших небритую физиономию снайпера на свои обложки, скоро можно будет забить целый этаж Российской государственной библиотеки.
Вот уже несколько лет форвард кормит владельцев «Вашингтона» – посещаемость матчей «Кэпиталс» после локаута выросла на 4 тысячи и сейчас зашкаливает за 100%. Те, в свою очередь, отблагодарили Овечкина гигантским контрактом, сделав его самым высокооплачиваемым российским хоккеистом. Хотя, не исключено, что скоро Овечкин-брэнд будет зарабатывать больше Овечкина-хоккеиста.
10. Зинэтула Билялетдинов, главный тренер сборной России
Не по своей воле стал самой медийной хоккейной персоной июня прошедшего года. Назначению Билялетдинова на столь важный пост предшествовало знаменитое увольнение Быкова и Захаркина, что поделило болельщиков на два лагеря: кто все же верил в БиЗов и против Билла и кто просто за Билла. Сам главный тренер сборной России с первых дней работы проявил себя настоящим профессионалом, а также человеком слова. Обещал ездить по стране и миру – и где мы с вами его только не видели. Обещал не брать Радулова на шведский этап Евротура – сделано. Брать молодежь – да вот же она! В мае Хайдарычу предстоит первый серьезный экзамен – чемпионат мира, который напрямую может как поднять его ставки, так и резко понизить. Однако сомнений в том, что на Олимпиаду в Сочи сборную повезет именно Билялетдинов – никаких.
9. Вячеслав Фетисов, экс-председатель совета директоров КХЛ
Легенда советского и российского хоккея не имел шансов остаться в памяти болельщиков просто как великий защитник. Он собирался сделать не менее выдающуюся тренерскую карьеру, но у Владимира Путина были свои планы на Фетисова, а потому он доверил не слишком опытному специалисту олимпийскую сборную. Что было после бронзы Солт-Лейк-Сити, помнят все: карьера Фетисова вместо тренерской лестницы пошла по чиновнической наклонной – Госкомспорт, Росспорт, Совет Федерации… Нельзя сказать, что бывший защитник за годы своей работы не сделал ничего полезного, однако образ современного чиновника априори вредит всем предыдущим достижениям человека.
В Континентальной хоккейной лиге Вячеслав Фетисов не просто исполнял функции председателя совета директоров, а фактически был в роли правой руки Александра Медведева. Конечно, иногда он слишком много говорил – но таким Фетисов был всегда. Кроме того, многое из обещанного он реализовал.
Вполне логичным будет выглядеть вопрос: что уволившийся Фетисов делает в десятке рейтинга влиятельных людей российского хоккея? Ответ не менее логичный – занимает свое законное место. С момента отставки Фетисова прошло три недели и его влияние еще не успело «выветриться». Да и верит ли кто-нибудь до конца, что великий в прошлом защитник станет совсем уж чужим человеком для современного хоккея?
8. Владимир Шалаев, вице-президент КХЛ
Главный юрист КХЛ. Долгое время был адвокатом ярославского «Торпедо», после чего перешел на работу в Профессиональную хоккейную лигу, заняв пост ее вице-президента. «Мне даже кажется, что в плане организации та лига значительно опережала и в чем-то превосходила созданную сейчас КХЛ», – признался как-то Шалаев, но с отставкой Александра Стеблина завершилось и существование ПХЛ.
В апреле 2008-го стал вице-президентом Континентальной хоккейной лиги, и уже несколько лет разгребает все ее самые сложные дела – от скандала «Ак Барса» с Зиновьевым до жалоб от хоккеистов «Лады». Утверждает, что профессиональный спорт не выживет, если не будет зарабатывать сам, но клубы лиги прислушиваться к своему управляющему не спешат.
7. Леонид Полежаев, губернатор Омской области
Человек, сделавший из среднестатистического клуба Зауралья всемирно известный хоккейный бренд. Нельзя говорить, что это сделано его руками (хотя судя по омским телеканалам, все в этом регионе именно Полежаевым и сделано), но под его чутким руководством. Всерьез заинтересовался хоккеем в середине девяностых, когда омский клуб выбрался в высший дивизион и завоевал первую свою медаль. С тех пор стал одним из самых спортивных губернаторов России и даже получил от ФХР медаль за это.
Всегда точно знает, как «Авангарду» лучше играть и в случае чего всегда готов дать напутственные слова после серии неудач. В курсе состояния здоровья многих тренеров. Друг Ягра – принимал непосредственное участие в переходе чеха в омский клуб. На днях стало известно, что главный «режиссер» «Невероятных приключений «Авангарда» не собирается претендовать на продление своих губернаторских полномочий. А это значит, что впереди у омского клуба жизнь, полная загадок и таинственности.
6. Юрий Яковлев, президент «Локомотива»
Не стоит думать, что Юрий Яковлев – это просто руководитель хоккейного клуба, один из десятков таких же. Простого руководителя точно не пустили бы на встречу, где было принято историческое решение о создании новой лиги. Кто-то может за это назвать Яковлева «серым кардиналом», этаким Сурковым от хоккея. На деле же президент «Локомотива» – самый грамотный управленец лиги.
За 21 год, что Яковлев возглавляет ярославский клуб, «Локомотив» три раза становился чемпионом страны, еще дважды уступал в финале плей-офф и трижды брал бронзовые награды. Кроме того, благодаря Яковлеву в Ярославле появилось сразу две ДЮСШ «Локомотива», которые ежегодно соревнуются между собой за «поставку» игроков главной команде.
Хотя известный тренер Сергей Николаев считает, что секрет «долгожительства» Юрия Яковлева совсем в другом: «В этом он настоящий мастер. Техника простая: как только появляется человек, который начинает набирать авторитет, – ему тут же дают поджопник. Яркий пример с Андреем Коваленко. Яковлев стал сильной и мощной фигурой для Ярославля».
Первый, кто посмел произнести слово «локаут» в отношении Континентальной лиги.
5. Виктор Рашников, глава Магнитогорского металлургического комбината, член совета директоров КХЛ
История любви Виктора Рашникова к хоккею, как ни странно, схожа с омской историей (неразлучные все-таки клубы). Разница лишь в том, что Рашников – крупный бизнесмен и владелец Магнитогорского металлургического комбината, а Полежаев – руководитель региона. В остальном же полное сходство: оба клуба прошли путь от чемпионатов района до высшего дивизиона, в начале 90-х влюбив в себя будущих покровителей. Ну а те в свою очередь вложили и душу, и, самое главное, финансы, чтобы их команды стали чемпионами.
Кстати, свой «Ягр» у Рашникова тоже есть – это Сергей Федоров, который в отличие от чеха, играет в КХЛ до сих пор. Они общались за два года до подписания контракта, а спустя этот срок форвард с удовольствием променял Вашингтон на Магнитогорск. Иногда Рашников любит возвращаться к селекционерской деятельности и ведет переговоры по наиболее важным трансферам.
В целом же руководитель «Магнитки» из того типа людей, которые могут послушать чье-то мнение, например, генменеджера, но свои приказы обсуждать не дадут. За счет этого «Металлург» и держится ежегодно в лидерах.
4. Шафагат Тахаутдинов, президент «Ак Барса», глава «Татнефти», член совета директоров КХЛ
Кошелек «Ак Барса». До весны 2004-го гендиректор одной из крупнейших компаний России был обыкновенным хоккейным болельщиком, но после поражения казанцев в полуфинале плей-офф его попросили «заняться командой». «Я стал отнекиваться от предложения Шаймиева. Знаний, мол, не хватает», – смеясь, рассказывал Тахаутдинов «Спорт-Экспрессу». Но Родина сказала надо.
Без поддержки Тахаутдинова (или «Татнефти») Казань не увидела бы Дэни Хитли и Винни Лекавалье, Ковальчука и Ковалева, а «Ак Барс» не стал бы топ-клубом с лучшей околохоккейной инфраструктурой в Европе. В «Тафтнефти» помощь спортсменам называют не столько меценатством, сколько инвестициями. Так, по данным на 2010-й год, «Ак Барс» заработал на продаже игроков больше, чем потратил на трансферы. Вклад Билялетдинова, Шавалеева и Морозова в победы казанцев огромен, но без такого щедрого хозяина три чемпионских титула за 5 лет выиграть было бы невозможно.
3. Александр Медведев, президент КХЛ
В жизни хоккейных болельщиков Александр Медведев появился совершенно неожиданно – лишь в сентябре 2007 года, когда председатель совета директоров питерского СКА почему-то начал говорить о новой лиге. В итоге со временем вся слава и почет за ее создание достались именно ему – большинство болельщиков и сейчас не верят, что КХЛ придумал кто-то другой.
На своем посту президент лиги запомнился в первую очередь войной с ФХР. Жестким и решительным деспотом Александра Медведева назвать нельзя, но линию свою гнуть он умеет – фактически он отобрал у федерации проведение чемпионата России, оставив ей лишь сборные, да турниры в регионах. Правда, из-за надвигающейся громче чем конец света Олимпиады в Сочи руководству КХЛ пришлось пойти на некоторые уступки и даже уступить второе место в рейтинге самых влиятельных людей российского хоккея.
2. Владислав Третьяк, президент ФХР
При создании КХЛ авторитет великого вратаря стал существенно меньше, и его второе место кого-то, наверное, удивит. Однако он по-прежнему способен на многое. Например, оказывать влиять на календарь КХЛ в интересах сборной. Не в полной мере, но все же – Евротуры играются, перерывы в чемпионате создаются. Лимит на легионеров в КХЛ – это тоже заслуга Третьяка. Ему, правда, хотелось бы еще больше, но и то, что есть – не в интересах лиги. Он также сумел, хоть и не без поддержки сверху, заполучить в тренеры сборной Зинэтулу Билялетдинова – при действующем контракте в клубе и без совмещения. Так что пока КХЛ какому-то влиянию подвержена, позиции президента федерации будут очень высоки.
1. Владимир Путин, премьер-министр РФ, отец КХЛ
Именно он сделал Владислава Третьяка президентом ФХР. Именно его поддержка позволяла Вячеславу Быкову совмещать работу в клубах и сборной. Именно он обеспечил нового богатого спонсора для ЦСКА. В конце концов, именно он, как все знают, придумал КХЛ. А не так давно он еще надел коньки и взял в руки клюшку. Так кому же еще быть на вершине этого рейтинга?
Если не знать кто это, то первая мысль - «Мальчик-даун впервые встал на коньки»