Павел Куликов: «Канадцы то ли обманули, то ли еще что... Забавно»
«Против канадцев значительно труднее играть...»
– Сборная России недавно вернулась из Канады, где провела шесть матчей со сборными CHL в рамках молодежной Суперсерии. Что скажете об этом турнире?
– Очень интересный турнир получился. Было интересно сыграть с канадцами. Тем более на их площадке и при поддержке их трибун.
– Как вам игралось на маленькой площадке? Для вас все-таки это не совсем привычно.
– Здорово игралось. Приходилось принимать решение быстрее, расставаться с шайбой быстрее, повсюду шла борьба... Увеличенная зона атака, думаю, была плюсом. Потому что как только входишь в зону, сразу есть возможность для броска. Бросок с любой позиции – это уже угроза для ворот. На такой площадке игра более... напористая что ли.
– Не секрет, что Валерий Брагин повез в Канаду состав, который был максимально приближен к тому, что мы увидим на МЧМ. Статус одного из основных кандидатов на поездку в Калгари вас скорее подстегивает или давит?
– Подстегивает. Ведь если тебя берут на такой турнир вместе с командой, значит тебе доверяют, значит ты этого достоин. Надо работать над собой и дальше, чтобы попасть в состав сборной на чемпионат мира и выиграть его.
– Согласны с тем, что в Канаде сложнее себя проявить?
– В какой-то мере да. Там ведь постоянно борьба идет. В России тоже очень высокий уровень, но упор все же больше на мастерство делается – показать технику, забить гол, сделать результат. К тому же, против канадцев значительно труднее играть, чем против тех же финнов или шведов.
– Стандартный вопрос в таких ситуациях – большое скопление зрителей на трибунах было скорее в плюс или минус для нашей сборной?
– Это больше плюс, конечно, для канадцев был. Но тут ведь и другой момент есть – они не могли подвести своих болельщиков. Им нужно было делать результат. У нас же ситуация была совсем другая. Когда выигрываешь матч, где за тебя практически никто не болеет, победа получается более эмоциональная.
– В Оттаве на третьем матче серии было довольно много отечественных болельщиков. Удалось ли во время турнира пообщаться с кем-то из поклонников российской сборной?
– Да. После игр к нам подходили постоянно. Говорили, что хорошо играли, благодарили за игру, автографы просили... Очень приятно было.
Как закалялась сталь
– За всю историю турнира сборная России не смогла выиграть ни одного матча у сборных ОХЛ. Почему не получилось на этот раз?
– В первой игре с Онтарио мы вели со счетом 6:4 по ходу первого периода, но не смогли удержать преимущество. Даже не знаю почему. Может, где-то сил не хватило или еще чего. Вполне могли выиграть этот матч. В принципе, они были ненамного сильнее нас.
– Знаете, что в третьем матче в вашу победу практически никто не верил? Третий матч за четыре дня, да еще и с переездами…
– Да, тяжеловато было. Сыграли игру вечером, приехали в отель очень поздно – практически ночью. На следующий день рано поехали в Оттаву. Ехали, наверное, около шести часов. С автобуса – сразу на игру. Это, конечно, довольно-таки тяжело. Но вот тут-то как раз характер и проявляется. В таких ситуациях и надо показывать свою лучшую игру. Если выдерживаешь такую нагрузку и показываешь мастерство, значит, есть у тебя характер.
– Можно ли сказать, что тот матч вы проиграли сами себе?
– Можно и так сказать, да. Где-то ошибки в обороне допустили, какие-то голы вообще сами себе привезли... Наверное, где-то и сил не хватило из-за такого напряженного графика. Может быть, где-то не хватило и концентрации с хладнокровием.
– Брагин после того, как вы шесть шайб подряд пропустили, вам «разнос» не устроил?
– Он только сказал, что в третьем периоде, ведя в две шайбы, надо делать результат и нельзя ошибаться. Играть надо попроще. Конечно, Валерий Николаевич немного поругался. Без этого никак. Надо ведь как-то исправлять ситуацию.
– После того, как вы еще пять подряд в первом периоде четвертого матча пропустили, крику много было в раздевалке?
– Тренер на то и тренер, чтобы подсказывать и указывать на ошибки, чтобы их впредь не было. Чтобы не пропускать столько голов, надо много работать.
– С чем связываете такие провалы нашей сборной, которые приводили к граду пропущенных шайб?
– Не знаю. Может быть, все та же пресловутая несобранность немного помешала. Потому что нельзя сказать, что они кучу голов нам забили после того, как раскатывали нас в зоне и завозили шайбу в пустые ворота. Нет, ничего необычного там не было – просто броски и добивания.
– В среднем на этой Суперсерии сборная России пропускала по пять шайб за игру.
– Где-то неудачно сыграли вратари, где-то недоработали нападающие... Всегда ведь надо играть единой пятеркой. Нападающие должно помогать защитникам в обороне, а те им в атаке. Надо работать слаженно всей командой.
«Пусть это останется на их совести»
– Перед некоторыми матчами гимн России исполнялся не только вживую, но и полностью. Как вы к этому относитесь?
– Безусловно, было очень приятно, что канадцы обратили на это внимание. Да, иногда там были проблемы с переводом. Все-таки тяжело по-русски гимн петь. Но само внимание было приятно.
– «Остыть» после раскатки не успевали?
– Можно, конечно, было покороче сделать, чтобы вкатиться в игру было проще. Но у нас в Нижнекамске, бывает, и по три гимна играют, если команда из Белоруссии, например, приедет. Сначала играют гимн, потом российский, потом еще и татарстанский. Ничего, справляемся.
– Из года в год на Суперсерии поднимают «судейский вопрос». На ваш взгляд, как отработали арбитры в этот раз?
– В общем-то, нормально. Но иногда бывали моменты, когда за одни нарушения нас удаляли, а канадцев за такие же или даже похуже – нет. Такое было. А перед шестой игрой нам сказали, что если мы выиграем, то победитель серии будет определяться в серии буллитов. В итоге сказали одно, а получилось по-другому. Как это понимать – непонятно. То ли обманули, то ли еще что... Забавно, конечно.
– Случай, на самом деле, вопиющий. Может быть, там были какие-то трудности с переводом, и вы друг друга недопоняли?
– Да у нас ведь переводчик был, который сам в Канаде живет. Он все правильно понял. Ну, что было, то было. Пусть это останется на их совести.
– Какую бы оценку поставили лично себе за этот турнир?
– Четверочку. Мог бы где-то и получше сыграть. Особенно в обороне. Можно было бы где-то поплотнее сыграть с соперником, попридержать его, не дать забить...
Есть такая профессия – рояли таскать
– Вы проехали от Квебека до Саскачевана. Это ровно половина Канады. Успели страну посмотреть?
– Да у нас времени-то практически не было. Особенно после последней игры – мы сразу в отель поехали, оттуда на самолет и все. Пара выходных было после игры в Оттаве. Немного походили по городу, зашли в несколько магазинов.
– Подарков друзьям и родственникам много купили?
– Ну, немного, но что просили привезти – все привез. Что-то в магазине купил, что-то в аэропортах.
– Что нынче просят привезти из Канады?
– Обычные сувениры. Как всегда, магнитики на холодильник, брелки, майки...
– Недавно был оглашен список игроков, которых Брагин пригласил на сбор перед МЧМ. Ваша фамилия там тоже присутствует. Ожидали этого?
– Надеялся, конечно. Но там ведь много игроков вызвали. Плюс еще потом приедут ребята. Так что надо еще доказывать и доказывать, что ты достоин места в составе. К тому же, надо еще за клуб свой хорошо играть, показывать отличную игру и набирать очки.
– В «Калгари» у сборной России должен быть громкий состав по именам – Кузнецов, Якупов, Григоренко, Наместников… Не обидно, что когда говорят о нашей команде, Павла Куликова почти никто не вспоминает?
– Да нет, на что тут обижаться? Раз о них говорят, значит, они сильнее. Тот же Кузнецов, например, уже на двух молодежных чемпионатах мира играл.
– Вас принято считать одним из тех, кто «таскает рояль». Как вам такая характеристика?
– Ну ведь кто-то должен выполнять такую работу (улыбается). Если есть такая характеристика, значит, я выполняю эту задачу.
------------
в начале третьего же только такой счет был