6 мин.

4 вопроса к Владимиру Крикунову

Где комбинационная игра?

Уж каким бы непривлекательным и тягучим не был хоккей «Ак Барса» при Билялетдинове, наблюдать за ним было куда интереснее, чем за тем, что казанцы показывают сейчас. У тех, кто не следил за работой Крикунова в «Нефтехимике», последняя ассоциация с тренером может быть связана со сборной России образца Турина-2006 – мобильной и слегка авантюрной командой, которая не страшилась силового давления и быстро переходила от обороны к атаке. К созданию чего-то похожего Крикунов, получивший группу талантливых хоккеистов, наверняка, стремится и в Казани, да только пока «Ак Барс» побеждает за счет индивидуальных действий и старых связей, а не тренерских идей. По статистике «красно-зеленые» – одна из самых бросающих команд КХЛ (1004 в 28 играх, больше только у «Амура» – 1031), но те, кто регулярно смотрит матчи команды, согласятся, что две трети этих бросков-набросов не несут в себе никакой угрозы соперникам, так как наносятся с запредельно дальнего расстояния без какого-либо трафика на пятачке. От ошибок не застрахован ни один вратарь, но с другом Евгения Медведева Александром Еременко до финала плей-офф «Ак Барс» встретится в лучшем случае один раз, а Эрик Эрсберг осел в запасе «Салавата».

Что интересно, при реализации лишнего «Ак Барс» практически не бросает, словно пытаясь занести шайбу в ворота носом. Статистика скажет, что Куляш, Никулин, Панин и Корнеев забили в большинстве уже 7 голов, но вот такие долгие и неэффективные розыгрыши, как в игре с «Автомобилистом», случаются намного чаще результативных попаданий защитников.

Что с игровой дисциплиной?

До недавней встречи с руководством клуба Крикунов лидировал среди всех тренеров КХЛ по количеству пресс-конференций, начинавшихся со слов «Я им все объяснил, но установка не была выполнена», «команда не настроилась на соперника» и так далее. Так и поддевает спросить, а вы то, чем перед матчем занимаетесь, если не можете заставить хоккеистов двигаться с первых минут, а не со второго периода при счете 0:2? «Ак Барс» очень мало пропускает в меньшинстве, но по количеству малых штрафов в среднем за игру команда в числе лидеров лиги (5,35 за матч, больше только у 8 команд, включая «Витязь», «Лев» и «Спартак»).

Удаления в последнюю пятиминутку становятся для казанцев нормой, а по числу шайб, пропущенных при игре в большинстве, в КХЛ им равных нет (7 за первую половину чемпионата). За три последних сезона при Билялетдинове таких голов набралось 9. Как говорится, почувствуйте разницу.

Не пора ли разбить связку Морозов – Зарипов?

Перед прошлым чемпионатом мира Владимир Крикунов в одном из интервью намекнул Вячеславу Быкову на то, что разводить Морозова и Зарипова по разным звеньям не совсем правильно, аргументировав свой совет тем, что нападающие понимают друг друга с полуслова. С этим заявлением тренера «Ак Барса» не поспоришь, но на воспоминаниях от старых голов казанских бомбардиров «Ак Барс» далеко не уедет, а предложить что-то новое капитан и его помощник в этом сезоне пока не смогли. Зарипов после хет-трика в ворота «Атланта» в 14 играх забросил всего лишь одну шайбу, не реализовав два десятка верных моментов, а Морозов хоть и набирает очки, но совсем не чета себе прошлогоднему, не говоря уж о том, кем он был раньше.

В 2009-м, после победы «Ак Барса» в Кубке Гагарина и сборной России на чемпионате мира, на прилавках казанских видеосалонов появился DVD c фильмом, посвященном Алексею Морозову, в котором рассказывается о карьере капитана чемпионов КХЛ. Вторым, после самого хоккеиста, действующим лицом часовой картины был, как бы сейчас это не казалось забавным, Владимир Крикунов. Тогдашний тренер «Нефтехимик» вспомнил о причинах отказа нападающего от выступлений за сборную и, между делом, объяснил, как нужно играть против Алексея, разобрав его козыри вплоть до того, откуда и куда Морозову пасует Никулин. С тех пор прошло более двух лет, а тот 30-40 секундный монолог Крикунова остается актуальным пособием для соперников «барсов». Какие-то подвижки в лучшую сторону произошли с бомбардиром в прошлом сезоне, когда он играл роль не столько снайпера, сколько форварда-универсала, способного и забить, и побороться, но этой осенью все вернулось на круги своя. Только сейчас щелчками и кистевыми Морозова из правого круга вбрасывания никого не удивишь. Это же можно сказать и про Зарипова, главным оружием которого становятся броски от синей линии из серии «авось залетит».

Они не разучились играть в хоккей, и все еще очень хороши, но из пяти последних игр «Ак Барс» не забивал в трех, а такого бессильного нападения не было ни при Билялетдинове с его оборонительным хоккеем, ни при Плющеве или Вуйтеке. Можно посетовать на невезение, лед, кривую клюшку, неправильную шайбу и Карри Ряме, надеясь, что вот-вот, да прорвет, но Земля не станет квадратной, а казанцы станут только непредсказумее и опаснее, если в одном матче, одном периоде, на несколько смен 25 и 95-е номера казанцев окажутся в разных сочетаниях. Конечно, если они сами примут это как новый вызов, а не попытку Крикунова устроить микрореволюцию.

Почему Кирилл Петров перестал играть в большинстве?

«Ак Барс» едва не единственная команда лиги, лучший снайпер которой – а на данный момент это именно молодой Петров – не имеет постоянного места в спецбригаде большинства. Это тем более удивительно, учитывая статистику игры Кирилла в неравных составах. На его счету 6 голов, это одна пятая от всех шайб «Ак Барса», заброшенных при реализации лишнего, и это больше, чем забили лидеры первого звена на двоих (5). Расставание с накуролесившим Дмитрием Обуховым и появление в команде пары Глазачев – Спиридонов не только привело к распаду энергичной четвертой тройки, выполнявшей функции батарейки, но и к тому, что Петров практически перестал появляться в пауэрплее.

Фланговых нападающих, желающих набирать очки в большинстве, у «Ак Барса» хоть отбавляй – от Морозова с Зариповым до Скачкова и новичка Бергфорса, которого явно брали не третьего звена. Пока же львиная доля от тех двух минут преимущества, что получают казанцы после удалений у соперников, достается первой тройке (в среднем 55-65 секунд, причем они не редко остаются на льду даже, когда фолят на них); еще 45-50 секунд получает звено Иммонена, рядом с которым играют Глазачев и Спиридонов. Остальным (Терещенко, Скачков, Олег и Кирилл Петровы) достаются крохи, и чаще всего их выпускают на вбрасывания за несколько секунд до окончания штрафа. Матчи-исключения случаются, но на это оно и правило.

Почему не Петров, а Зарипов с Морозовым, в общем, объяснимо. Ветераны «Ак Барса» хорошо сыграны с палочкой-выручалочкой команды Ильей Никулиным и худо-бедно набирают очки в большинстве. Проще оставить на скамейке Кирилла, которому нет и 22, чем лишний раз ссориться с теми, чьи «сетки» через 5-6 лет появятся под сводами «Татнефть-Арены». Но чем такое доверие тренера заслужили Глазачев и Спиридонов? Сыгранностью? В 8 матчах они не реализовали ни одного удаления, а их потуги чаще всего приводят к потерями и выбросам из зоны. Полезными действиями в равных составах? На счету Константина 0 голов, 6 минут штрафа и «минус 2». Или тем, что Крикунов не хочет признавать своей ошибки с их приглашением?

Фактурный Петров может создавать моменты за счет техники и скорости, у него хороший бросок, а габариты позволяют продавливать защитников на пятаке. Почему бы и не попробовать его в связке с Иммоненом хотя бы в неравных составах? Да, «Ак Барс» лидер лиги по числу голов в большинстве (29 в 28 матчах), но после перерыва на Кубок «Карьялы» казанцы реализовали лишь 3 удаления из 28.