«Эти запреты абсолютно абсурдны»
Владимир Шалаев, вице-президент КХЛ:
– При прежней трактовке пункта правил о положение игрока в площади ворот решение о том, мешал этот игрок вратарю или нет, относилось на рассмотрение главного арбитра. То есть это было сугубо субъективное мнение судьи. Все клубы хотели уйти от этого субъективного мнения, для того чтобы достаточно четко можно было определить: был игрок в площади ворот или не был. Для этого и были изменены правила. Сейчас это привело к тому, что многие клубы уже не довольны собственной же инициативой. Во вторник мы проведем круглый стол с участием всех клубов и посмотрим, нуждается ли трактовка этого правила в изменениях или нет.
– Все волнуются за судьбу сборной. Говорят, надо играть по международным правилам.
– Многие лиги, например, шведская и финская, тоже придумывают какие-то свои правила. Иногда они отличаются от правил международной федерации хоккея, и ничего страшного в этом нет.
– Если все же правило подвергнется изменениям, то каким?
– Конечно же, систему видеогола никто отменять не будет. Максимум, что можно сделать: определять мешал игрок или не мешал вратарю, находясь в площади ворот, снова будет главный арбитр, а не судья видеогола.
– Получается, вернемся в прошлое?
– Мы не совсем возвращаемся к старой системе. Площадь ворот уменьшена, нападающим стало интереснее играть, игра вокруг «пяточка» должна быть более активная, и голов должно стать больше. Так что площадь ворот изменять не будут. А вот определять нахождение игрока в площади ворот и насколько он при этом мешал вратарю, будет главный судья. Тем более, их теперь двое, и никаких проблем не должно быть.
– Легко угадать, кто не придет в восторг от этих изменений.
– Вы имеете в виду вратарей? Вполне возможно.
Алексей Кудашов, нападающий ХК МВД:
– Решения арбитров на самом деле получаются немного странными в моментах, когда никто никому не мешал. Случайно заехал конек во вратарскую зону – гол не засчитывается. Считаю, это неправильно. Если игрок мешает вратарю предотвратить взятие ворот, то гол должен быть не засчитан – я не против. Но если нахождение во вратарской зоне было пассивным – гол можно засчитывать.
– Забивать с «пятака» теперь нереально?
– Начнем с того, что у нас не так много игроков, которые хорошо играют на «пятаке». Действительно, теперь к нему нельзя подъезжать близко, потому что это чревато незасчитанной шайбой.
– Правило обещают изменить. Говорят, судьба этих моментов вновь вернется в руки главных арбитров.
– Наверно, это правильно. Сначала я думал, что решение выносят люди, сидящие где-то в одном месте, например, в Москве. Оказалось, что решение по видеоголам выносят местные. Скажем так, решение принимают люди от команды хозяев, которые сидят в какой-то комнате во дворце. И если гол был забит, даже если конек был всего на полсантиметра в зоне, то, как правило, в ворота хозяев такой гол не засчитывают. Если бы система видеогола была централизованной, и был человек, конкретно отвечающий за эти решения – это совсем другое дело. Так что пускай уж лучше судья, который обслуживает игру, сам отвечает за все эти моменты.
Константин Барулин, вратарь ПХК ЦСКА:
– Я нормально отношусь к новой системе видеогола. Чем плохо, когда квалифицированный человек сидит в отдельной комнате, где у него есть специальная аппаратура для просмотра игрового момента? И главный арбитр теперь с просмотром видео и принятием решений не заморачивается. Думаю, это удачное нововведение.
– А вот нападающие так не думают. Переживают за свою результативность.
– А у нас раньше была большая площадь ворот, куда нападающим нельзя было заезжать. Теперь она стала меньше... Хотя, знаете, я стараюсь не обращать на это внимания.
– Считаете, нужно оставить все как есть?
– Не задумывался над этим. Думаю, что больших неудобств это правило никому не принесло.
Игорь Захаркин, старший тренер «Салавата Юлаева» и сборной России:
– Считаю, что это надуманное правило, которое ведет наш хоккей в неправильном направлении. У нас, как и у других клубов, во время предсезонной подготовки была обязательная встреча с представителями судейского корпуса, но на этом правиле акцентировано внимание не было. Мы об этом новом правиле впервые услышали только в матче против «Динамо», когда нападающий нашей команды Владимир Воробьев забил просто классически правильно. Производится бросок, шайба отскакивает от лицевого борта, и наш нападающий накатывается и забрасывает эту шайбу. Ни у одного из играющих не было претензий к этому голу. А видеосудья этот гол отменил.
– Для сборной это правило действительно грозит негативными последствиями?
– У российских хоккеистов в течение многих лет практически отсутствовал навык игры под воротами. И только в последние годы эта ситуация как-то начала улучшаться. Уметь правильно занимать позицию, правильно работать клюшкой – это очень важный навык, который очень сложно воспитывается. А это правило снизит нашу конкурентную способность на международных аренах, где вся борьба происходит на «пятаке».
– Раньше клубы не устраивало, что решение принимает главный арбитр, теперь не нравится видеосудья. Как быть?
– Думаю, клубы имели в виду, что в спорные моменты, когда судья не уверен в правильности заброшенной шайбы, он идет за помощью к видеосудье, который и дает ему однозначный ответ: был гол или нет. И ему просто не надо самому смотреть в эту камеру. Главный судья принимает решение и несет ответственность за все, происходящее на площадке. Очень нелепо, когда главный арбитр засчитывает гол, а потом кто-то сверху звонит и говорит, что гола не было. Видеосудья обязательно должен быть во время матча. Но это должно быть решение главного арбитра: обращаться к видеосудье или нет.
– Власть, скорее всего, снова вернут главным арбитрам. Но размеры вратарской зоны никто обратно не увеличит. Вряд ли вратари останутся довольны…
– Дело не в довольных вратарях или нападающих. Люди, которые занимаются организацией и развитием хоккея, должны определять правила, по которым играют команды. Они, в первую очередь, должны руководствоваться интересами зрителей. А зритель приходит на матч, в котором забрасываются большое количество шайб. Странно смотреть, когда после каждой заброшенной шайбы идет консультация с видеосудьей. Это отнимает много времени, расхолаживает игроков, и зрелищность от этого ощутимо страдает. Правила ИИХФ и НХЛ, наоборот, развиваются, чтобы увеличить зрелищность матча, чтобы увеличить количество заброшенных шайб. А эти запреты наездов на вратарскую площадь абсолютно абсурдны.