«Рейнджер» Торторелла
Если Том Ренни был тем понимающим дядечкой в поношенном кардигане с заплатками на локтях, то Джон Торторелла – это страшный дядя со злыми глазами и топором в руке, живущий в темном доме в конце улицы. Несмотря на те неплохие результаты, которых «рейнджеры» добились под руководством Ренни, три сезона подряд участвуя в плей-офф и дважды выходя в четвертьфинал, оказывается, что команде нужно больше топора, нежели кардигана с заплатками. Странно, не правда ли? А если вы не думаете, что Торторелла – это и есть тот дядя, орудующий топором, значит, вы просто не обращали внимание. Возьмем для примера оценку Тортореллой игры против Атланты на прошлой неделе. «Рейнджерс» комфортно вели 4:1, однако умудрились проиграть по буллитам со счетом 4:5.
«Да, мы играли фигово. Я думаю, нам повезло взять хотя бы одно очко. Да, нам повезло, – говорил Торторелла после игры, стоя возле командной раздевалки. – Мне по***, что там говорят ребята. Меня не интересует то, о чем они говорят, – мы играли фигово».
По нашим подсчетам, его послематчевая пресс-конференция длилась 14 секунд. Классика от Тортореллы.
Игроки были в шоке от первой встречи с Джоном, заменившим Ренни на посту главного тренера 23 февраля. Его бесцеремонный подход к управлению командой – не то, к чему привыкли «рейнджеры».
«Особенность работы с Джоном Тортореллой состоит в том, что все делается либо как он сказал, либо не делается никак» – делится впечатлениями ветеран Скотт Гомес.
Прочитав это, Винсент Лекавалье, Мартин Сен-Луи и Брэд Ричардс, выигравшие с «Тампой» Кубок Стэнли под руководством Тортореллы, в унисон закивали головами. Противостояние Джона с молодыми звездами «Тампы» было широко известно. Борьба шла не только внутри команды, но и на публике. Чтобы обуздать несговорчивых игроков, Торторелла мог сделать все – устроить хоккеисту публичный разнос, уменьшить игровое время или вовсе посадить на лавку.
Год назад мы встретились с Ричардсом как раз после его обмена из «Тампы» в «Даллас». Вспоминая свою последнюю встречу с Тортореллой, он не мог скрыть эмоций. Ричардс сказал нам, что, в независимости от того, что они наговорили друг другу в процессе сотрудничества, Торторелла превратил «Тампу» в победителей. И игроки этого никогда не забудут. А через пару месяцев после этого из команды ушел и сам Торторелла. Он проводил время с семьей, выступал в качестве эксперта на канале TSN и просто ждал своего часа. На самом деле работать с Тортореллой просто. Он хочет одного – тренировать. И знает только один способ делать это – побеждать. Торторелла дал четко понять, что не потерпит никаких выходок от вернувшегося из «ссылки» Шона Эйври, – и тот ответил солидной игрой. В четверг он, правда, сначала подвел свою команду, врезавшись во вратаря «Атланты» и заработав удаление. Однако в третьем периоде исправился, заставив сфолить на себе капитана «Атланты» Илью Ковальчука. Это удаление могло привести к победному голу «Рейнджерс», если бы не провалившаяся в очередной раз спецбригада реализации большинства.
«Шон начал приносить пользу нашей команде с самого первого дня после своего возвращения», – сказал Торторелла перед игрой. Тренер надеется, что вклад Эйври в командный успех будет только расти по мере того, как тот будет отдаляться от своего прошлого.
Еще в одном новичке – Николае Антропове, пришедшем из «Торонто» ,– Торторелла видит большой потенциал.
«Антропов может рассчитывать на мое доверие», – говорит главный тренер «Рейнджерс».
В числе достоинств двухметрового центрфорварда – отличная техника и желание идти на пятачок, что он и продемонстрировал, забив «Атланте» в прошлый четверг. Это был уже его пятый гол в составе «Рейнджерс».
«Этот игрок мне определенно интересен», – сказал Торторелла.
Никто не утверждает, что в этом году «Рейнджерс» удастся повторить путь Тортореллы с «Тампой» в 2004 году, завоевав Кубок Стэнли. Однако можно с уверенность сказать, что между этими командами есть одна большая разница – если в «Тампе» Торторелле приходилось силой навязывать свою волю, то нынешние «Рейнджеры» просто молили о жестком тренере.
«Работая с Тортореллой, нужно быть готовым к критике», – говорит Гомес.
Ничего страшного, если игрок ошибся. Но стоит ошибиться еще раз, как он тут же получит взбучку от тренера на скамейке.
«А на следующий день этот эпизод будут показывать в новостях, – добавляет Гомес. – У нас в команде мало кто сталкивался с подобным ранее. Торторелла напоминает мне Пэта Бернса».
Если кто забыл – Гомес под руководством Бернса в «Дэвилс» в 2003 году выиграл Кубок Стэнли.
Защитник-ветеран Пол Мара – восстанавливающийся после травмы глаза, явившейся результатом игры высоко поднятой клюшкой игрока «Атланты» Марти Ризонера, – разделяет мнение Гомеса.
«Изменилась атмосфера на льду, в раздевалке. Мы превратились из пассивной команды в атакующую», – говорит Мара.
Защитник рассмеялся в ответ на вопрос, долго ли пришлось привыкать к стилю работы Тортореллы.
«Я думаю, что привыкаешь довольно быстро, – ответил Мара. – Он сразу дает понять, что ты делаешь хорошо, а над чем необходимо поработать».
С тех пор как Торторелла встал у руля «Рейнджерс», команда одержала 9 побед и потерпела 7 поражений. Реализация большинства все еще хромает – по этому показателю «Рейнджерс» на 29-м месте в лиге. Но в то же время никто в лиге не убивает меньшинство так эффективно, как это делают «рейнджеры».
Что самое главное – команда больше не напоминает карточный домик, который может быть разрушен дуновением ветра. «Рейнджерс» наверняка в четвертый раз подряд попадут в плей-офф – это то, чего месяц назад о команде сказать было нельзя.
«Приходится мириться, так как ничего другого не остается, – говорит защитник Марк Стаал о стиле работы Тортореллы. – Но он хороший парень, нужно лишь установить с ним контакт. Еще недавно казалось, что наш корабль шел ко дну, однако ему удалось выправить ситуацию».
Кто на фото?