7 мин.

Линия жизни Линди Раффа

Проследите на ладони линию жизни большинства тренеров НХЛ, и вы обнаружите сходство – почти все они коротки.

К 48-летнему Раффу это не относится – ему, не смотря ни на что, удалось избежать подобной участи. Сегодня Линди начинает свой 11-й сезон на скамейке «клинков» с тех пор, как 21 июля 1997-го он был назначен на свою должность генеральным менеджером Дарси Региром. В тот день Рафф стал 15-м по счету тренером «Баффало» с сезона-1970/71, момента вступления «клинков» в лигу.

Причины этого тренерского долголетия можно понять, посетив любой матч «Баффало». Ни один тренер не работает больше, чем Линди Рафф. Выражается это в чем угодно – в похлопывании игрока по плечу за хорошую смену, или в объяснении, как следовало сыграть, или даже во взбучке, которую он может устроить команде за безразличную игру.

Рафф дебютировал в роли главного тренера 11 лет назад, но до сих пор помнит свою первую игру, как будто это было вчера. «Противник перебросал нас – 41 на 16, но мы выиграли 3:1, потому что Дом (Доминик Гашек) буквально стоял на голове, – Рафф вспоминает игру в Сент-Луисе 1 октября 1997 года. – Как и любой нормальный тренер, я был расстроен. Меня беспокоило то, что мой посыл не дошел до игроков – мы плохо играли и в нападении, и в защите. К тому же слишком много времени провели в своей зоне. После игры ко мне подошел Роб Рэй, пожал руку и спросил, почему я так расстроен после победы? Он сказал: «Тренер, мы всегда так играем».

Сейчас Рафф улыбается, вспоминая тот вечер. Его серия – 820 матчей в роли главного тренера одной команды – самая продолжительная среди действующих специалистов.

Не впечатляет? Тогда задумайтесь: 124 тренера были уволены с того момента, как Линди начал свою работу в «Баффало». «Это очень много, – признается Рафф. – Получается, мне повезло. В нашей «что ты сделал для меня за последнее время» профессии тренеры испытывают огромное давление. Легко что-то изменить. Сложнее оставаться верным этому решению и гнуть свою линию до победного конца».

За свою 12-летнюю карьеру игрока Рафф, жесткий как гвоздь защитник, способный играть как в обороне, так и в нападении, полюбил «Баффало». В составе «клинков» он провел 9 сезонов, в трех из которых был капитаном команды. Да, в Зал славы как игрок Рафф не попадет, но эта карьера дала ему возможность наблюдать и учиться каждый день. «Я играл и работал (в качестве помощника тренера) с умными людьми. Билл Тори, Скотти Боумэн, Бобби Кларк, Брайан Мюррей и Роджер Нельсон – это элита. Можно сказать, что я разработал свою тренерскую методику, взяв от каждого из этих людей по несколько идей, и дополнив их своими собственными».

И все же, в первый год Линди Раффа в «Баффало» был момент, когда он думал, что не продержится и десяти недель, не то что десяти лет. «Я пришел вместо Теда Нолана как раз тогда, когда его назвали тренером года. Это не добавило мне популярности в Баффало, – говорит Рафф. – С начала регулярного сезона прошло два месяца и дела шли неважно. Стоит отметить, что в предсезонке мы не выиграли ни единого матча. Наступил декабрь, но кардинально ничего не менялось. И вот, наконец, мы стали работать как единая команда. Декабрь выдался славным, да и плей-офф тоже удался, ведь мы дошли до финала конференции».

Уроженец Уорбурга (провинция Альберта) вот уже 11-й сезон возглавляет «Баффало», потому что его работа дает результат. В девяти из десяти сезонов «Баффало» имел положительный баланс побед и поражений. Четыре раза Рафф доводил свою трудолюбивую команду до финала Восточной Конференции, а в 1999-м и вовсе до финала Кубка Стэнли, где «клинки» уступили «Далласу» в шести матчах.

Интересно, что Рафф и Регир играли за «Летбридж Бронкос» в юниорской лиге, носили одинаковый номер, но не знали друг друга до тех пор, пока Дарси не принялся подбирать тренера на место Нолана. Регир приступил к поискам, обратившись к своему «наставнику» в «Нью-Йорк Айлендерс» Биллу Тори и своему бывшему тренеру Элу Арбуру с вопросом – какими качествами должен обладать главный тренер?

Арбур перечислил несколько качеств, но одно из них Регир отметил особо. «Эл сказал: «Дарси, тебе нужен такой тренер, с которым вы сможете расти, – вспоминает Регир. – Тогда я не совсем понял, что он имел в виду. Но во время собеседований с кандидатами до меня начал доходить смысл слов, сказанных Элом. Особенно когда я встретился с Линди. Чем больше мы говорили, тем больше я убеждался, что он нам подходит».

Перед третьим собеседованием с Раффом, Регир обсудил его кандидатуру с Боумэном. По словам Дарси, Боумэн посмеялся и сказал: «Линди похож на Эла Арбура… но с лучшим чувством юмора».

Стороны ударили по рукам. Сегодня во всей лиге вы не найдете тандема тренера и генерального менеджера, который бы работал дольше, чем Рафф – Регир. «Линди справедлив. Он требует от тебя работать так же усердно, как он сам, – говорит защитник «Сент-Луиса» Джей Макки, получивший шанс попробовать себя в НХЛ именно от Раффа. – Да, в Баффало были трудные времена – проблемы с владельцами, банкротство и тому подобное. Но даже тогда, когда игрокам не выплатили зарплату, Линди и Дарси не позволили этому неприятному факту повлиять на нашу игру».

И в горе, и в радости. Регир и Рафф. Вместе. «Иногда я чувствую себя участником ТВ-шоу «Последний герой», – смеется Рафф. – Мне повезло, что с Дарси у нас полное взаимопонимание – от философии «расти вместе с игроками» до смирения с тем фактом, что иногда приходится терять игроков из-за растущих зарплат. Добавьте к этому новые правила и стили игры, к которым нам приходится приспосабливаться. Стабильность, а точнее ее нехватка – вот над чем мы работали».

Сказка «Маленький паровозик, который смог» продолжается в «Баффало» с Дарси и Линди у руля. «Новый владелец мог легко пойти по другому пути после банкротства. К счастью, Том Логисиано, сменивший Джона Ригаса на посту владельца, остался доволен увиденным и услышанным. И он решил сохранить выбранный курс», – говорит Рафф.

В чем отличие Раффа сегодняшнего и того, каким он был в октябре 1997-го? «Он всегда был обычным парнем. Рафф не любит быть в центре внимания, – говорит Роб Рэй, который сейчас работает на телевидении. – Когда Рафф только получил работу, он многое пытался делать лично. Сейчас он поручает часть работы своим помощникам, тем самым демонстрируя своим игрокам пример – Рафф хочет, чтобы они стали таким же сплоченным коллективом, каким является тренерский состав».

Рафф – тогда и сейчас? «Вряд ли можно сравнивать меня нынешнего и меня 10-летней давности, – объясняет Линди. – Я не думаю, что можно стать хорошим тренером, не пройдя через определенные испытания. Я горжусь тем, что мы сделали, справившись с проблемами. Судьба нас испытывала, но мы выдержали. Трудности надо просто пережить, а затем вынести урок, чтобы стать лучше».

Рафф смог пережить непростые жизненные ситуации, которые сделали его только сильнее. Его брат Брент, будучи подростком, погиб в ДТП вместе с несколькими одноклубниками по «Свифт Каррент Бронкос» в 1986 году. В 2006-м Мэдлин, 11-летняя дочь тренера, пережила операцию по удалению опухоли мозга. «Со временем приходит понимание того, что в жизни надо расставлять приоритеты, – говорит Линди с волнением.

Сильный. Устойчивый. Заботливый. Разумный. Настоящий лидер. Рафф вырос в непростом месте – на семейной ферме в Уорбурге. «Уорбург – это не город, – поправляет меня Линди. – Это деревня, в которой сейчас живет около 420 человек. Забавно, но мои дети смотрят на меня как на пришельца, когда я начинаю рассказывать им о своих обязанностях и работе по хозяйству в пору моей юности. О том, как мне и моим братьям после школы приходилось таскать 20-килограммовые стога сена. А если это был выходной, то мы работали целый день. Мои же дети живут в мире видеоигр. Для нас работа по хозяйству была чем-то самим собой разумеющимся. Работая, мы чувствовали себя единой семьей».

Когда Линди говорит о своем отце Лисоне и матери Ширли, его голос немного дрожит: «Отцу приходилось работать на трех работах (включая вождение школьного автобуса), чтобы прокормить семью. Мама работала в банке. На нее три раза направляли пистолет… Однажды нашу машину использовали грабители, чтобы скрыться с места преступления».

Вот такие жизненные ситуации и закалили Линди Раффа. Помогли ему воспользоваться шансами, предоставленными судьбой. Они же сделали его такой интересной личностью.

И, возможно, благодаря им в жизни Линди никогда не было «Пффф!».