«Починить» спортсмена и справиться с амбициями: как работает спортивный психолог
Как спортсмену произвести на собеседника нужное впечатление и сделать общение с прессой полезным для карьеры? Об этом участники хоккейной программы Образовательного центра «Сириус» говорили на мастер-классе со спортивным психологом, преподавателем «Матч! Академии» Иванной Швецовой.
После тренинга специалист рассказала, чем спортивный психолог отличается от других психологов, как правильно выбрать вид спорта для ребенка и зачем в коллективе лидер.
– Иванна Владимировна, расскажите про ваш мастер-класс. О чем вы рассказали спортсменам «Сириуса»?
– Мастер-класс «Основы взаимодействия спортсменов со СМИ» состоит из двух частей: одна касается сферы общения с журналистами, вторая связана с повышением уверенности в себе и умением справляться со стрессом. Мы говорили с ребятами о создании имиджа топового спортсмена. Акцент был на том, что такой человек всегда оказывается в центре внимания, обрекает себя на публичность, и это требует от спортсмена определенных навыков и знаний. Идея наших тренингов – научить молодых хоккеистов правильному взаимодействию с прессой, чтобы они себя чувствовали уютно и комфортно в общении с журналистами и при этом выглядели достойно, потому что они лицо нашей страны. Помимо личной харизмы и внутренней уверенности, есть навыки, которые можно натренировать. На занятиях мы познакомились и начали формировать эти навыки: как правильно себя подать, произвести первое впечатление, уметь говорить в микрофон и чувствовать себя свободно перед камерой, отвечая на каверзные вопросы журналистов. Причем эти умения в дальнейшем применимы не только в спортивной сфере, но и в повседневной жизни. К примеру, ребятам всегда пригодится знание, что походка уверенного человека – твердый шаг с пятки на носок, а при первой встрече лучше проявить доброжелательность и позитив, улыбнуться и подать руку.
– Что вообще делает спортивный психолог? Чем он отличается от других психологов?
– На самом деле психолог в спорте – это обычный психолог для обычных людей. Они ведь приходят к нему разобраться со своими проблемами. Спортсмены – такие же люди, с такими же жизненными сложностями, просто их специфика бывает немного другой. Часто к нам обращаются с запросом, как преодолеть трудности в семье, вопросами комплексов и неуверенности в себе, психологическими барьерами в общении. А также с тем, что связано со спортивной деятельностью. Например, трудное восстановление после травм, в том числе психологическое, адаптация, взаимодействие и конфликты внутри команды, борьба со стрессом, которого в спорте на порядок больше, чем в других сферах нашей жизни. Вот с этим и работают спортивные психологи.
– Насколько важно заниматься психологической подготовкой с детьми-спортсменами?
– Это принципиально важно. В первую очередь потому, что, когда люди попадают в большой спорт – то есть это уже не просто увлечение, а серьезные амбиции – они начинают себя ощущать некой машиной. Спортсмены не обращают внимания, что у них что-то ломается, они не очень привыкли себя беречь. И здесь вдвойне важнее присутствие человека, который объяснит, что в машине можно смазать шестеренки и починить, а у людей так не работает. Это необходимо донести в раннем возрасте и научить бережно к себе относиться. У нас пока в обществе не очень прижилась культура обращения к психологу. А уж спортсмены тем более привыкли терпеть боль и преодолевать трудности. Но наступает момент, когда уже терпеть невозможно. В идеале, конечно, до этого не доводить, а принимать превентивные меры. Обычно тревогу начинают бить, когда падают результаты, когда спортсмен сталкивается с таким предстартовым мандражом, что не может с ним справиться. К сожалению, в это время уже поздно предупреждать последствия, но можно залечивать раны, которые образовались.
– В чем заключается работа психолога со спортсменами, тренерами, родителями?
– Психолог и тренер зачастую выступают в роли лебедя, рака и щуки. У каждого своя цель. Психолог за то, чтобы поберечь спортсмена, а тренер за то, что нельзя останавливаться и нужны более высокие результаты. И начинается тяни-толкай. Поэтому у спортивного психолога очень сложная задача: и дуть с тренером в одну дуду, и в то же время продвинуть идеи бережного отношения к себе, которые сохранят спортсмену его психологическое и физическое здоровье. Не всегда и не со всеми удается найти этот компромисс.
Что касается родителей, тут отдельная история. Когда спортивный психолог начинает работать с родителями малышей, которые только определяются, в какой вид спорта пойти, ситуация простая. Родители прислушиваются, что ребенку подойдет, что будет полезнее, как лучше сделать первые шаги в спорте. Но иногда в силу вступают родительские амбиции, когда «я не смогла, но хочу, чтобы дочь стала гимнасткой», хотя ребенок по физическим параметрам никак не подходит для этого вида спорта. И это тоже сложно – преодолеть родительское честолюбие и призвать к здравому смыслу, объяснить, что есть объективные данные, то, что полезно или неполезно ребенку с точки зрения его психологического склада и темперамента.
Еще один момент – некоторые родители нацелены на медали любой ценой. Когда ребенок подрастает и по каким-то причинам не дотягивает до этого уровня, он попадает под двойной пресс. С одной стороны наседает тренер, который учит и требует результатов, с другой стороны родители, которые еще дома постоянно вносят свою лепту. В таких случаях приходится работать с мамами и папами, которые при этом не очень хотят признавать, что дело в них. Их позиция примерно такая: вот мой ребенок, который не слушается и не хочет учиться, позанимайтесь и верните «хорошего и послушного». Понять, что дело в них самих, тоже удается не всем и не всегда.
– Как определить вид спорта, который и физически, и психологически подойдет ребенку? Какие факторы следует учитывать при выборе?
– Здесь важно не только то, что ребенку подходит, но и то, чтобы ему это нравилось. Тогда занятия будут приносить пользу. Надо выяснить у родителей, чем в принципе ребенок любит или не любит заниматься, предпочитает ли он играть один или с кем-то. От этого зависит выбор спорта – индивидуальный или командный. Плюс учитываются физические кондиции. Например, ребенок с лишним весом, а родители хотят отдать его в гимнастику, несмотря ни на что. Есть особенности характера, в том числе связанные с темпераментом, которые можно определенными видами спорта выровнять. К примеру, если ребенок демонстрирует агрессивность, ему лучше пойти в единоборства, которые учат не только выплескивать эмоции, но и несут в себе глубокую философию, такие, как тхэквондо, айкидо. Также необходимо учитывать возможности родителей. Есть дорогие виды спорта и бюджетные, есть такие, куда ребенка надо возить очень далеко, и это трудно. Казалось бы, это простые и объективные вещи, но их тоже стоит принимать во внимание, иначе может возникнуть ситуация, что ребенок уже втянулся в спорт, а приходится бросать.
Еще один важный момент – личность тренера. Это принципиальный момент при выборе спорта, особенно для малышей, с которыми наставник должен играть, увлекать, чтобы ребенок погрузился в спорт и загорелся им. В этом случае очень выручают различные сайты и чаты, где можно найти объективную информацию. В любом случае, чтобы выбрать спорт, надо пробовать, можно посетить разные занятия, сейчас многие секции проводят бесплатное первое пробное посещение. И помнить – наши дети все копируют с нас. Если родители делают зарядку, вместе болеют за какую-то команду, то интерес к спорту у ребенка точно будет. Нет гарантии, что он выльется потом в серьезные занятия спортом. Но все начинается с родителей и их примера.
– Как сплотить спортивный коллектив? Нужно ли в команде уделять внимание формированию лидерства?
– Спортивный коллектив – это очень интересная среда. С одной стороны, все участники вместе двигаются к общей цели. С другой, внутри команды все равно существует соперничество, никуда от этого не деться. На начальном этапе существования команды обычно тренер выдвигает лидера, к примеру, назначает капитана, и делает это по спортивным качествам. Команда же больше принимает лидера, у которого еще и личные качества соответствуют запросам. Наставнику важно не столько выявить лидера в коллективе, сколько направить его в нужное русло. Достаточно часто лидер заболевает звездной болезнью, проходит испытание властью, и здесь могут проявиться не самые лучшие его личные качества. Для того чтобы это лидерство было разумным, тренеру стоит поработать с психологом.
Проявление лидера в коллективе обычно влечет за собой появление оппозиции, антилидера, что может стать поводом для серьезного конфликта. С этим тоже надо работать. На наших тренингах в «Сириусе» есть упражнение на командное взаимодействие. В нем очень четко проявляется сплоченность коллектива, как ребята друг друга слышат, видят, есть ли лидер, который может направить общее взаимодействие в нужную сторону. Упражнение очень простое: мы встаем в круг и перекидываем друг другу одновременно несколько теннисных мячей. Задача – чтобы мяч побывал у каждого в руках и при этом не упал. Если команда не слаженная, то мячи летают в разные стороны. У команд, у которых мячи не падают, обычно и на льду хорошее взаимопонимание, и в турнирной таблице они занимают высокие места.
– Как научить спортсмена избегать перегорания перед стартом?
– Если мы говорим об эмоциональной нагрузке перед стартом, работа с психологом будет сводиться к двум вещам. Первая – укрепление уверенности в себе, потому что большое напряжение перед стартом часто бывает из-за неуверенности. Второе – обучение методам саморегуляции, чтобы спортсмен мог сам снять напряжение и привести себя в нормальное состояние. Это правильная организация своего дня в психологическом плане и различные психотерапевтические упражнения. Это работа нескольких месяцев, поэтому сознательные спортсмены обращаются к нам задолго перед стартами.