12 мин.
13

«Лада» хочет вернуться в КХЛ, но это может стать ошибкой. Для лиги сейчас полезнее любой иностранный клуб

Этот блог — авторское видение развития нашей любимой КХЛ. Здесь я пишу свои предложения и идеи, реакции на вызовы современного хоккея. Реализация большей части из написанного станет возможна только после завершения происходящих сейчас геополитических событий и нормализации отношений России и стран Запада и Востока (надеюсь, что это произойдет как можно раньше). Однако строить планы на возможное развитие нужно уже сейчас. 

Снизу материала — саммари.

Основанная в 1976-м году автозаводская команда «Лада» из прекрасного города Тольятти, что на Волге, довольно быстро вторглась в пантеон сильных мира хоккейного (в России), отметив свое совершеннолетие чемпионством. Это было не просто чемпионство — в 1994-м году «Лада» стала первой командой, дотянувшейся до «золота» и при этом квартировавшей не в Москве. Казалось, что в нашем хоккее вот-вот настанет новая эра, которая помчится под знаменами «АвтоВАЗа».

И новая эра таки настала, правда, погнали наш хоккей вперед люди не из Тольятти. «Лада» вписала себя в историю еще несколько раз, взяв «золото» в 96-м и еще пару раз дойдя до финала, а также выиграв две еврочашки, но ее путь был далек от описания пути гранда, топ-клуба.

Скандальное увольнение Цыгурова из-за ссоры с руководством, повторное приглашение Цыгурова, серия четвертьфиналов, безнадега, приглашение Воробьева, уход Воробьева, повторное приглашение Воробьева и его очередной уход, американские горки с финансированием, обещания кровиночек, что те вернутся, когда вернется клуб, первая ссылка в ВХЛ, «Ничего там нет», 4 года мучений на дне Восточной конференции КХЛ после возвращения, исключение из лиги, трещина на ультрасовременной арене и Игорь Валентинович Жилинский. Судьба уготовила «Ладе» длинный и извилистый путь, проходя который тольяттинцы прочно застолбили свое место в истории.

Правда, все это не имеет никакого значения — «Лада» снова подала заявку на вступление в КХЛ. Значит, и относиться к ней нужно как к клубу-новичку, не стоит смотреть на былые заслуги и темные места в истории.

А «Лада» точно не станет провалом для лиги?

Фото: Shaiba.kz

В прошлом году в КХЛ уже вернулась одна команда — «Адмирал» из Владивостока. И вернулись моряки не одни, а с ворохом проблем. Если типичные на раннем этапе жизни клуба задолженности по зарплате замечены в инфополе не были, то проблемы с полом зарплат остались — клуб платил игрокам меньше, чем разрешала лига. В 2020-м году дальневосточная команда уходила также из-за проблем с финансированием. Прибавьте к этому общий финансовый кризис. Согласитесь, смотреть на новые клубы без опасения уже будет проблематично.

Тем не менее, в Тольятти уверяют, что проблем с финансированием не будет. «АвтоВАЗ» в последнее время нарастил вложения в спорт и стал в какой-то мере социальным предприятием — предприятие стало спонсором КХЛ, заходит в футбол и баскетбол. Само собой, помогает «Ладе». По словам генерального директора клуба Александра Чеботарева, «Ладе» гарантировали бюджет, позволяющий играть в главной лиге Европы и даже пробить пол зарплат. Это позволит собрать неплохую команду, которая сможет бороться за плей-офф.

Правда, перспективы «АвтоВАЗа» как спасителя российского хоккея хотя бы в пределах Самарской области довольно туманны. Статистическое агентство «Автостат» сообщало, что в октябре рынок новых легковых автомобилей в России просел на 63% по сравнению с октябрем 2021-го года, на 2,5% — по сравнению с сентябрем года нынешнего. Долг главного завода Тольятти превышает 100 миллиардов рублей. В 2023-м году «АвтоВАЗ» планирует выпустить 500 тысяч новых автомобилей (и, соответственно, реализовать их), но кто гарантирует, что у компании снова не случится падения реализации автомобилей на 84%, как в мае 2022-го, когда в России продали только 6 тысяч автомобилей марки?

В то же время, 40% российского рынка в октябре заняли именно автомобили LADA, так что компания может остаться на высоком уровне даже в условиях кризиса, повышения цен и возможных санкций.

В прочем, даже если у «АвтоВАЗа» дела пойдут не очень, то можно будет обратиться к правительству региона! Российская спортивная традиция говорит, что, если спонсор отказывается давать деньги, то область всегда поможет. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров спортом интересуется. Баскетболом. В своем заброшенном аккаунте в одной из запрещенных в России соцсетей глава региона неоднократно размещал фотографии и видео с баскетбольных матчей, иногда даже залетали хайлайты футбольных «Крыльев Советов». Но хоккей он обходил стороной. Та же ситуация и в (вероятно) телеграм-канале губернатора. Тольяттинские болельщики и журналисты также намекали на то, что губернатору все равно на хоккейную «Ладу».

Но все изменилось 18 октября. Дмитрий Азаров отчитался, что поговорил с Владимиром Путиным о судьбе тольяттинского хоккея. Президент сделал главе региона внушение: в Тольятти должен быть хоккей самого высокого уровня.

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Фото: РБК.

«Есть поручение президента и минспорту Самарской области нужно внимательно его отработать. Самое главное самим сделать все для того, чтобы и спортивная арена, и клуб были к этому готовы. Задача, может быть, не самая важная в сравнении с предыдущими поручениями, но еще раз подчеркну: эта тема неоднократно поднимается жителями городского округа Тольятти», — отметил Дмитрий Азаров.

Выборы губернатора Самарской области пройдут 10 сентября 2023-го года. Дмитрий Азаров, вероятно, будет баллотироваться на новый срок. Местные эксперты склоняются к тому, что неформальные встречи Азарова с президентом свидетельствуют о его поддержке в Кремле. Выход «Лады» в КХЛ станет для нынешнего главы региона полной победой — довольны будут и в Тольятти, и в Москве. Но если клуб в лигу не попадет, то Азаров рискует повторить судьбу новосибирского губернатора Андрея Травникова, попав в немилость как людей сверху, так и работяг с автозавода.

В контексте возможного невыбора Дмитрия Азарова проект «Лады» становится для лиги довольно токсичным. Если придет губернатор, влюбленный в хоккей (и в пиар от любви к хоккею) меньше предшественника, то поддержка руководства региона рискует упасть до нулевых значений. А хороший контакт с властями в наших условиях важен. Даже если клуб содержится на деньги формально никаким образом не подчиняющегося региону предприятия.

В середине 10-х годов ТХК был одним из фаворитов ВХЛ. Но после ухода губернатора-фаната Андрея Шевелева с поста главы Тверской области клуб пробарахтался ровно один сезон и перестал существовать. На уровне ВХЛ такое встречается часто, в КХЛ — гораздо реже. Но не будем забывать, что здесь и сейчас «Лада» — клуб ВХЛ, зависящий от «АвтоВАЗа» и губернатора.

Грубо говоря, прямо сейчас «Лада» не выглядит вариантом железобетонным, который не схлопнется через 2 года. Но вера в «АвтоВАЗ» все же есть — по словам местных журналистов, завод выделял бы больше денег на нужды хоккея, но не видит в этом смысла, пока клуб играет в ВХЛ.

Зачем это нужно Тольятти?

Фото: группа болельщиков «Лады» ВКонтакте.

Здесь, в принципе, все понятно предельно. Некий блогер из Челябинска верно отметил, что возвращение «Лады» будет великолепным воплощением фанатской мечты, прекрасным сном, случившемся наяву. Болельщики, истосковавшиеся по хоккею высшего эшелона, заполнять арену под завязку и как минимум сентябрь будут радовать новостников сайта КХЛ постоянными аншлагами. Так было, например, во время возвращения «Лады» в 2014 году.

Школа также получит буст в развитие — ребятишки захотят становиться такими же, как те парни «с Ладьей на груди» куда более массово, если на выезд в Тольятти будут приезжать Александр Радулов и Дмитрий Яшкин, а не незнакомые им игроки клубов Вышки. При хорошо работающей школе, которая довольно часто выпускала настоящих мастеров, юношеские команды которой успешно выступают на местных соревнованиях, бум после возвращения в КХЛ может дать хороший результат как в количестве, так и в качестве.

Гендиректор клуба уже успел отрапортовать: в случае вступления клуба в лигу рангом выше распродажа юниоров будет прекращена. Новому Федору Свечкову не нужно будет уезжать за мечтой в Казань, Санкт-Петербург или Хабаровск, ведь он сможет реализовать себя и перед родными людьми. Если руководство не проспит собственную талантливую молодежь, то «Ладу» без шуток можно будет рассматривать как гордость Самарской области.

В перспективе при поступательном развитии КХЛ «Лада» также получит все бонусы — ТВ-контракты, деньги рекламодателей, престиж, толпы фанатов в Стокгольме и Париже, вот это вот все. Но этого еще нужно добиться.

А зачем «Лада» нужна КХЛ?

Фото: официальный сайт «Лады».

Если с мотивацией и руководителей клуба, и регионального правительства все кристально ясно, то не совсем понятно, что получит КХЛ, предоставив Тольятти площадку для более качественного хоккея. Сейчас «Лада» не выглядит клубом, который готов выжигать соперников и претендовать на Кубок Гагарина в каждом втором сезоне.

Расширение лиги не должно быть самоцелью для КХЛ (и, вообще-то, для любого уважающего себя чемпионата). Перед тем, как принять нового участника в состав организации, нужно ответить на три вопроса: зачем вы берете эту команду, что она может дать полезного для лиги и какие опасности несет. Условно допустим, что руководству КХЛ удасться уговорить шейхов раскошелиться на команду в Дубае. Лига получит новые рынки, сильную команду и организацию без долгов с нероссийским финансированием, необкатанных болельщиков, которых можно завлечь на трибуны при должном умении и получать на каждом втором матче аншлаг на 12-тысячнике. А что даст Тольятти?

Очевидно — развитие хоккея в отдельно взятом регионе, поставку молодых игроков из сверхмотивированной тольяттинской школы через «Ладу» на рынок КХЛ, просто симпатичную команду, которая сначала будет бороться за плей-офф, а то, что будет позже, зависит исключительно от мастерства менеджмента волжан.

Но что с рисками? Разумеется, «Лада» не будет заходить в лигу с нынешним составом — это было бы самоубийственно. Спортивный директор клуба Игорь Масленников уже сообщил, что тольяттинцы будут добиваться проведения драфта расширения. Состав на финал конференции там не соберешь, но с миру по нитке вполне реально натаскать средний ростер. И если еще 5 лет назад такая команда пролетела бы мимо плей-офф, словно пробка, снятая с бутылки шампанского неумелым 11-классником на выпускном, то теперь, в условиях работающего потолка зарплат, когда ЦСКА больше не выглядит монстром, вчерашний аутсайдер «Адмирал» подбирается к ТОП-4 Востока, а клубы учатся жить по средствам, успех более вероятен.

Депутат Госдумы Дмитрий Свищев назвал главный плюс от включения «Лады» в состав КХЛ — клуб сможет заменить ушедшие «не от хорошей жизни» Ригу и Хельсинки и развивать хоккей в регионе. Радость российского депутата понятна, но количество российских клубов не всегда плавно перетекает в качество.

Фото: «Реальное время».

Сейчас в российском хоккее наблюдается явный кризис. После массового отъезда легионеров из КХЛ во время плей-офф 2022-го клубы заполняли пустые места в составе игроками МХЛ не от хорошей жизни — у них просто не было проспектов адекватного уровня. ВХЛ практически пуста, на каждого Никиту Тертышного и Максима Джиошвили придется по пять провальных подписаний, в ВХЛ еще в прошлом году почти четверть клубов стояли на грани закрытия (или про них ходили такие слухи), а в детских школах происходит вот такая дичь. Часть игроков клубов из нижней части турнирной таблицы просто не тянет уровень лиги.

В таких условиях не стоит приглашать еще один российский клуб, который создаст более 20 дополнительных рабочих мест для игроков с красным паспортом. И прямо сейчас на эти рабочие места просто нет претендентов, а те, кто есть, вряд ли выбьют больше 10 очков за сезон. Никаких претензий к «Ладе» — эти игроки вряд ли осядут в Тольятти. Они разбредуться в равных пропорциях по разным клубам-аутсайдерам лиги. СКА, ЦСКА и «Авангарду» станет легче наколачивать очки в матчах с этими командами, а конкуренция за место снизится. Надо ли говорить, что этот результат никак не вписывается ни в одну из стратегий развития хоккея?

Да, вы верно поняли: прямо сейчас абсолютно любой иностранный клуб выглядит выгоднее «Лады», «Химика», «Крыльев Советов», московского «Локомотива» и любого другого клуба для соблюдения традиций. «Лев», «Слован», «Милано Россоблю» — эти клубы развивают российских игроков, ведь они привозят в лигу классных легионеров и повышают уровень конкуренции. А еще дают возможность заключить контракты с местными телевизионщиками и выйти на новые рынки, но это повод для другого разговора.

Да даже «Куньлунь», который российские болельщики мечтают отправить в утиль, прямо сейчас работает на благо не только китайского, но и российского хоккея. Сейчас в клубе играют трое россиян, которые, скорее всего, уехали бы в ВХЛ, не будь на карте лиги Пекина/Мытищ. Однако драконы систематически поставляют классных легионеров в КХЛ, кусают лидеров и, кажется, могут прервать свою серию без плей-офф (занимательный факт — «Куньлунь» и «Лада» играли в плей-офф КХЛ одинаковое количество раз). При переезде в Китай и адекватной стратегии развития пекинцы смогут стать серьезным, посещаемым клубом и неотъемлемой частью Континентальной хоккейной лиги.

Фото: «Чеммпионат»

В прочем, других причин, почему «Ладе» не стоит вступать в КХЛ, я не вижу. При всем этом, нет ощущения, что включение Тольятти в лигу — решенный вопрос. Журналисты уже похвалили руководство лиги за то, что в этот раз вступление нового клуба проводится по уму, через прозрачные для болельщиков процедуры. Видно, что КХЛ в данном случае не гонится за освоением новой географической точки ради самого факта и за одобрением ветеранов нашего хоккея, которым было комфортно наблюдать за отечественным чемпионатом еще в 1990 году и они хотели бы собрать именно тот состав первенства. Нет, в этом случае лига поступает максимально правильно. Хотите в КХЛ? Пожалуйста. Только выполните условия. Мы вперед продвинулись, и тормозить нас не нужно. Успеете — велком, не успеете — не наша вина.

Дорожная карта и предметные указания сто процентов помогут КХЛ не получить кота в мешке и ужасную картинку на трансляциях, а «Ладе» — стать лучше, даже если ставка на возвращение в лигу не сыграет.

Саммари, тезисно: «Лада» — хороший клуб с историей, но этого мало для КХЛ. «АвтоВАЗ» может попасть под кризис, а заботящийся о хоккее губернатор — не переизбраться в 2023 году. Для лиги это опасный актив, плюс «Лада» даст 20+ рабочих мест для игроков, уровень которых не соответствует КХЛ. Любой иностранный клуб не обременен лимитом на легионеров и не создает эту проблему. Даже «Куньлунь».

Пост написан пользователем Спортса. Начать писать поможет наш курс для авторов «Прожектор»