6 мин.

Россия в 2022 – какая она: хоккейная или футбольная?

Популярность футбола на Евразийском материке – достаточно понятная история. Футбол зародился в Европе и за короткое время стал одним из достояний этого региона. Аудитория футбола по разным подсчётам колеблется от трёх до четырёх миллиардов зрителей. Этот вид спорта является безусловным лидером по количеству болельщиков, продажам телевизионных прав и упоминаний в СМИ. Хоккей, напротив, считается канадским видом спорта, имея не столь внушительную аудиторию. Сильно ли уступает хоккей футболу в России и какой город может похвастаться своей любовью к этому виду спорта? Сможет ли ученик победить учителя? Проанализировав определённый перечень данных, мы сможем рассмотреть этот вопрос и ответить на все интересующие вопросы. Для оценки и сравнения количества футбольных и хоккейных болельщиков мы будем учитывать следующие показатели: среднюю посещаемость обеих лиг в стране, заинтересованность фанатов в социальных сетях и упоминания в интернет-пространстве. Рейтинг будет касаться исключительно высших лиг. КХЛ   Сказать, что Ковид повлиял на лигу – ничего не сказать. Посещаемость КХЛ упала на 63% после начала пандемии. Ещё в 2019-м питерский СКА был вторым в Европе клубом по количеству зрителей на стадионе, уступая только Швейцарскому «Берну», минское «Динамо» было в десятке, а ярославский «Локомотив» не без труда удерживал 14-ю строчку. Континентальная Хоккейная Лига уверенно держалась в пятёрке, занимая второе место после злополучных швейцарцев. На данный момент средний показатель посещаемости лиги крайне мал – 2382 болельщика. Сейчас это седьмое место в Европе. Звучит грустно. Особенно когда выше тебя на три позиции футбольная Англия и Финляндия, которая в 27 раз меньше по численности населения. Но от пандемии пострадали все, не только Россия. Количество болельщиков снизилось в Германии (-53%), Швеции (-22%) и значительно повлияла на и так небольшую Словакию – 68%. Трезво оценить эти цифры достаточно трудно, потому что в октябре 2021 правительство РФ ещё требовало QR-коды для посещения массовых мероприятий. Дальнейшая отмена подобного рода мер, как мы видим, не особо помогла лиги и седьмое по счёту место в крайнем сезоне КХЛ обеспечило себе сполна.

Средняя посещаемость европейских команд на сезон 2018/2019.
Средняя посещаемость европейских лиг на сезон 2018/2019
Средняя посещаемость европейских команд сезона 2021/2022
Средняя посещаемость европейских лиг на сезон 2021/2022

Говоря об активности в соц.сетях, мы видим, что всё достаточно неплохо. Ни Чикаго с Монреалем конечно, но команда редакторов большинства команд грамотно выполняет свои обязанности. Тут мы видим и доступное освещение событий, вне зависимости от того предсезонное оно или нет, инсайды «из раздевалки» и интерактив со зрителем. А хорошая работа хорошо оплачивается. Как минимум фидбэком от болельщиков. Тройку популярных аккаунтов зацементировали хоккейные медиа-гиганты: СКА, Ак Барс и Салават.

Активность фанатов команд в интернете на данный момент (за основу взят Instagram)

По интернет-упоминаниям тоже трудно сказать, что имеются какие-то проблемы. Суммарно более 13.500.000 запросов, если сложить все команды лиги. Лидером по этим показателям, без удивления, стал питерский СКА, который постоянно сметает всё на своём пути и вообще в принципе является командой-лидером чемпионата, о котором трудно не упомянуть в любом заголовке. Магнитогорский Металлург, который также не любитель пренебрегать победами, поднявший наравне со СКА два Кубка Гагарина и неоднократно становившись первым в дивизионах и конференциях. Также своё место в тройке получил новоиспечённый (по сравнению с вышеперечисленными командами) Сочи. Ну а как ещё? Когда твою команду тренирует Андрей Назаров, такое чувство, что по-другому никак. Только за последние пару дней все хоккейные заголовки что и делают так это пестрят информацией об очередной массовой драке под предводительством первого русского тафгая в истории НХЛ.

Упоминания команд в интернете на данный момент

РПЛ Для Премьер-лиги весёлого тоже мало: ограничения, связанные с коронавирусом, бойкоты из-за внедрения FaceID, бан еврокубков – все эти факторы особо настроения не поднимают. Посещаемость лиги за эти два года значительно упала. Не так конечно, как в КХЛ, но весёлого тоже мало. До начала ковида сезон 19/20 ничем необычным для РПЛ не запомнился: стабильно хороший показатель лиги по посещаемости, очередной трофей питерского «Зенита» и радужные мысли о дальнейших перспективах. Жаль, что не всегда получается так, как ты хочешь. Последствия пандемии начали ощущаться мгновенно. В следующем сезоне средняя посещаемость упала до 8239, а крайний сезон показал совсем удручающие цифры – 7439. Понятно, что цифры не совсем объективны. Всё-таки ковидные ограничения до сих пор дают о себе знать, но и лига, и болельщики, настроены положительно, о чём говорят показатели посещаемости за весну-2022 и цифры первых туров РПЛ.

По социальным сетям РПЛ разорвало хоккейного оппонента в клочья. Практически в полтора раза клубы Российской Премьер-Лиги стали сильнее своих конкурентов в этом показателе. Если кого-то это удивляет, у меня есть встречный вопрос: почему? Три команды Спартак-ЦСКА-Зенит должны ответить на все ваши вопросы, демонстрируя свои цифры в соц.сетях, которым бы могли позавидовать некоторые клубы топ-5 мировых лиг.

Количество подписчиков всех команд РПЛ (за основу взят Instagram)

По запросам в интернете перевес колоссальный. Более чем в полтора раза футбольные монстры перебили рыцарей в шлемах. ~31 миллион запросов суммарно. КХЛ есть куда расти. Очевидными лидерами среди всех команд выступило уже известное всем трио Спартак-ЦСКА-Зенит. Браво!

Упоминания команд РПЛ в интернет-пространстве

Сравнение и итоги: По всем показателям выиграл футбол. Россия по праву может считаться футбольной страной. А это мы ещё не учитывали MFL, которая разрывает все рейтинги по количеству зрителей. По средней посещаемости, даже в тяжелый для страны ковидный период, Премьер-Лига оказалась лучше. В медийном плане РПЛ также показала своё превосходство, став сильнее суммарно в соц.сетях и по упоминаниям в интернет-ресурсах. Трудно сказать, что это удивительно. Как мы уже упоминали, футбол – главная игра во всём мире, для России этот фактор не стал исключением. Но несмотря на это, стоит отметить, что в лучшие времена хоккей показывал хорошую заинтересованность у людей. Сборная России становилась многократным призёром Чемпионата Мира и Олимпиад. Российские хоккеисты играют в лучших клубах мира. Самое важное, что с каждым годом этот показатель повышается. Футбольная Российская лига хоть и уверенно держит показатель неплохой посещаемости, но на мировой арене похвастаться ничем не может. Ни как сборная, ни на клубном уровне. В клубном рейтинге команд «Зенит» занимает 37-е место, а сборная страны по футболу может «похвастаться» 35-м местом в рейтинге ФИФА. Безусловно, на региональном уровне футбол популярнее хоккея, но если мы говорим про результат, то здесь очевидно выигрывает «Красная машина». «Ногомяч» популярнее чем любимая забава канадцев, но самым успешным соревновательный спортом для России с точки зрения побед, конечно, остаётся хоккей.

Диаграмма средней посещаемости двух лиг в сезоне 2021/2022