Джимми Карсон: «Я просто не был Уэйном Гретцки»
20 июля 1968 года в семье юриста города Саутфилд штат Мичиган родился Джеймс Чарльз Карсон. Любопытно, что фамилия Карсон появилась вследствии того, что его дед американизировал свою греческую фамилию Карьязопоулос (ориг. Kyriazopoulos). Джимми с детсва стал увлеаться хоккеем, его кумирами были Лефлер и Дионн. Он естественно болел за «Красные Крылья», часто ходил на матчи в «Олимпию» и был практически уверен, что когда-нибудь сыграет за эту команду. Позже, когда «Олимпию» сравняют с землей, Карсон заберет себе один из ее кирпичей, который по сегодняшний день храниться в его кабинете. До исполнения 16 лет Джимми играл за различные команды Детройта и попутно учился в местной высшей школе Гросс Пуэнт Вудс, а затем решил перебраться в QMJHL.
В QMJHL Джимми провел два отличных сезона за «Верден». Уже тогда его отличали мягкие руки и точный бросок. В первом сезоне, набрав 116 (44+72) очков, в 68 матчах, Карсон выиграл «Мишель Бержерон Трофи» (награда лучшему новичку лиги). Во втором сезоне, 153 (70+83) очка позволили ему стать обладателем «Майк Босси Трофи» (самый многообещающий проспект) и «Фрэнк Дж. Селки Трофи». Попутно Джимми принял участие в МЧМ 86, где в 7 матчах набрал 5 (4+1) очков. Помимо игры в хоккей он продолжал свое образование, учил французский, старался приобщиться к новой для себя культуре.
Его успехи в QMJHL привели к тому, что Карсон очень высоко котировался на драфте 1986 года. Первый пик был у «Детройта». Джимми был буквально в шаге от осуществления своей детской мечты, но «Крылья» сделали выбор в пользу правого крайнего Джо Мерфи. Карсон был взят следом «Лос-Анджелесом». Больше всего на том драфте повезло, выбиравшим шестым «Торонто», остановившему свой выбор на Винсенте Дамфуссе, и «Рейнджерс», задравтовавшим под девятым номером Байана Лича.
«Оглядываясь назад, это было самое лучшее, что случилось со мной», – скажет потом Карсон.
Свою НХЛовскую карьеру Джимми начал с места в карьер. Он был самым молодым игроком лиги (18 лет и 2 месяца), однако это не помешало ему вместе с другим новичком «Королей» Люком Робитайлом сразу стать лидерами команды. В своем первом сезоне он принял участие в 80 матчах и набрал в них 79 результативных баллов, это был третий показатель среди игроков «Кингс» выше оказались только Люк Робитайл и Берни Николс. Забросив 37 шайб, Джимми стал вторым среди снайперов «ЛА», больше него забросил только Люк. По обоим показателям Карсон был вторым среди всех новичков лиги, уступив все тому же Робитайлу, которому в итоге достался «Колдер». Оба форварда естественно были включены в символическую сборную новичков, где им компанию составил еще один «король» – защитник Стив Дюшен. После окончания НХЛовского сезона Джимми сыграл на взрослом чемпионате мира, где в 10 матчах забил 2 шайбы и сделал 3 голевых передачи.
(Юные звезды «Королей» Люк Робитайл и Джимми Карсон)
В своем втором сезоне Карсон разразился пятью хеттриками (чаще провернуть «трюк со шляпой» по ходу сезона удавалось лишь Уэйну Гретцки, Марио Лемье, Бретту Халлу и Александру Могильному – прим. LAKings), а всего на его снайперском счету значилось 55 шайб. Только Уэйну Гретцки отметка 50 голов за сезон покорилась в более юном возрасте, чем Джимми (Карлону было 19 лет и 8 месяцев, Гретцки 19 лет и 2 месяца – прим. LAKings). С 55 голами он стал лучшим снайпером «Королей», да что там «Королей», во всей НХЛ больше забросили лишь Марио Лемье (70) и Крейг Симпсон (56). Помимо этого наш герой сделал еще 52 результативные передачи на своих партнеров, что в сумме позволило набрать ему 107 очков – 8-ое место среди бомбардиров лиги. Эти достижения были лучшими на тот момент для игроков, рожденных в США (через несколько лет Кевин Стивенс, также выбранный на драфте «ЛА», повторит результат по голам в сезоне и превзойдет по очкам). Ударно Карсон провел и матчи ПО, вернее серию против «Калгари», несмотря на поражении у него на счету в пяти матчах пять шайб, всего восемь очков – лучшие показатели в команде.
В начале лета 1988 года будущее Карлона в «ЛА» выглядело весьма светлым и радужным. К 20 годам на его счету значилось 92 гола, и до сегодняшнего дня в НХЛ никому не удалось забросить к двадцатилетию больше, чем Джимми. А главное ему нравилось в Лос-Анджелесе, он был всем доволен, в кругу его общения были: бухгалтера, юристы, биржевые маклеры, бизнесмены...Тогда же у команды появился новый владелец Брюс Макналл, с которым он быстро нашел общий язык, можно даже сказать, что они подружились. Макналл хотел подписать с Джимми новый многолетний контракт и посоветовал купить и обставить ему дом. Тот последовал совету и приобрел себе отличный дом в Рондо-Бич.
(Одна из газет того времени. Джимми Карсон крупным планом.)
Но не успел Карсон отпраздновать новоселье, как все перевернулось с ног на голову. В июле раздался звонок от Макналла, который сообщил, что «Короли» собираются приобрести Уэйна Гретцки. В офисе Карсон узнал, что «Эдмонтон» хочет получить в качестве компенсации именно его. Макналл заверил, что изучает любые иные возможности, но через три недели Карсон стал участником обмена. 9 августа 1988 года привычный хоккейный мир перестал существовать. В этот день произошла величайшая сделка в истории мирового хоккея. Ничего подобного до этого не случалось и вряд ли когда-либо случится. Именно в этот день стало понятно, что обменять могут любого. Итак, величайший игрок в истории Уэйн Гретцки вместе со своим телохранителем Марти Максорли и силовым форвардом Майком Крушельницки перешли из «Эдмонтона» в «Лос-Анджелес». Появление в Калифорнии «Великого» предало невероятный толчок хоккею в США. Компенсацией за Гретцки и компанию стали: 15 млн. $ (гигантская сумма по тем временам); выборы в первом раунде драфтов 1989, 1991 и 1993 годов; свежизадрафтованный проспект Мартин Жилина (7-й номер драфта 1988 – прим. LAKings); и наш герой.
«В идеальном мире, я бы остался с «Королями», забросил бы еще несколько раз по 50 голов в сезоне и выиграл Кубок Стэнли или два. И был бы свидетелем того как мой свитер выводят из обращения».
Для Джимми обмен стал очень неприятной неожиданностью. У него не было никакого желания перебираться в канадскую глушь, которую покинула единственная достопримечательность. Вспоминая первую пресс-конференцию, он говорил, что почувствовал онемение...
«Это был культурный шок. Большинство игроков «нефтяников» из небольших сельских городов, они думают, что Эдмонтон это Париж. Им нравиться веселиться в баре ночи напролет. Но я не такой. Как вписаться мне в эту команду?»
Помимо этого на него в самом Эдмонтоне обрушилось мощнейшее психологическое давление, видимо это в конечном итоге и надломило его, но обо всем попорядку. Первый сезон за «нефтяников» никак нельзя назвать провальным. Карсон, забив 49 шайб, стал лучшим снайпером команды. Всего на его бомбардирском счету значилась вполне привлекательная цифра 100 очков – 9-ое место по этому показателю в НХЛ. Из партнеров результативнее сыграл лишь Ярри Курри, обошедший Джимми на 2 пункта. Карсон впервые попал на матч всех звезд. Однако в плей-офф «Эдмонтон» выступил неудачно, уступив в первом раунде в семи матчах и проиграли они не просто кому-то, а именно «Кингс» во главе с Уэйном. Карсон отметился всего 3 (2+1) очками.
«В конечном итоге я просто не был Уэйном Гретцки», – спустя несколько лет констатирует Карсон.
Джимми не нравилось в Эдмонтоне. Он отказался от предложения «нефтяников» продлить контракт, дело было не деньгах, Карсон хотел играть в городе, где было бы ему комфортно жить. Еще во время звездного уикенда он позвонил Глену Сатеру (в ту пору генеральный менеджер «Эдмонтона» – прим. LAKings) и попросил обмена. Но Сатер не спешил проворачивать сделку. Закончился сезон, и начинался новый, а Карсон все еще оставался игроком «Эдмонтона». В новом сезоне Джимми провел всего 4 матча и те без особого энтузиазма (2+1=3 очка), после чего покинул расположение «Ойлерс», за что был нещадно раскритикован местной прессой. В газетах его описывали как маленького богатенького избалованного мальчика, называли лодырем, американским плаксой... Заголовок одной из статей звучал: «Yankee Go Home». Тот же факт, что 8 месяцев назад он просил Сатера обменять его, естественно был опущен.
2 ноября 1989 года пожелания Джимми были удовлетворены. Карсона вместе с Кевином Макклелландом и пятым раундом драфта отправили в родной для него штат Мичиган. В обратном направлении проследовали Петр Клима, Джефф Шарплз, Адам Грэйвз и Джо Мерфи (тот самый Мерфи, которого «Крылья» предпочли Карсону на драфте 1986 года – прим. LAKings).
Сделка эта не принесла пользу ни «Крыльям» ни Карсону. У «Детройта» уже был один супер-центр – Стив Айзерман, а через год появился еще один – Сергей Федоров и Джимми оказался только третьим центром команды. Нельзя сказать что Карсон играл отвратительно, многие о таких результатах могут мечтать, но от него ждали гораздо большего… За неполные четыре сезона, проведенные в «Детройте», он сыграл 240 игр, в которых забил 100 голов и отдал 102 голевых передачи. Тем временем «Эдмонтон» взял свой очередной кубок, далеко не последнюю роль в победе сыграли, перешедшие из стана «Детройта»: Клима, Грэйвз и Мерфи.
29 января 1993 года Джимми вернулся в «Лос-Анджелес». Его, Марка Потвина и Гэри Шачака обменяли на Полла Коффи, Джима Хилера и Сильвена Кутюрье (отец игрока «Филадельфии» Шона Кутюрье – прим. LAKings). Этот переход позволил ему установить рекорд по количеству сыгранных матчей в регулярном чемпионате НХЛ за сезон. Дело в том, что до обмена Джимми успел сыграть 52 (25+26=51) встречи за «Детройт», а «Лос-Анджелесу» на тот момент оставалось провести еще 34 (12+10=22) матча (регулярный чемпионат тогда состоял из 84 встреч – прим. LAKings). Таким образом, в сезоне 92/93 Карсон принял участие в 86 играх – рекорд держится по сегодняшний день (в сезоне 93/94 повторить это достижение удалось Бобу Куделски, который по ходу сезона поменял «Оттаву» на «Флориду» – прим. LAKings).
По иронии судьбы в «Кингс» его ждала встреча с хорошо знакомым ему по «Эдмонтону» Ярри Курри, а также с Марти Максорли и Уэйном Гретцки – игроками из-за которых пять лет назад Джимми отправили в Эдмонтон. Все вместе они смогли добиться лучшего результата в истории клуба, а именно выхода в финал Кубка Стэнли, где, к сожалению, «Короли» были биты «Монреалем». Сам Карсон в том розыгрыше набрал 9 (5+4) очков – личный рекорд.
Второе пребывание Карсона в Калифорнии оказалось еще более коротким, чем первое. По ходу сезона 93/94 Карсона в очередной раз обменяли. Он и тренер «Королей» Барри Мелроуз (сейчас ТВ аналитик – прим. LAKings) не поладили, Барри был недоволен им:
«Он потерял огонь».
Следующей остановкой стал «Ванкувер», с которым Карлон опять дошел до финала. Впрочем, это слишком громко сказано, «Ванкувер» действительно вышел в финал Кубка Стэнли, а вот сам Джимми в плей-офф вышел на лед только в двух матчах (0+1=1). По окончанию сезона «Ванкувер» и Карсон попрощались.
Последним НХЛовским клубом в карьере Джимми стал «Хартфорд», где он провел два сезона. Если первый год Карсон появлялся на льду относительно стабильно, 38 матчей (сезоне был сокращенным до 48 матчей из-за локаута – прим. LAKings), набрал 19 (9+10) очков, то второй год он играл лишь по большим праздникам. От былой звездности не осталось и следа – 11 матчей и всего 1 гол – просто удручающие показатели. Все это привело к тому, что заканчивать сезон ему пришлось в швейцарской Лозанне (13/3+4=7).
Летом 1997 года, Карсон пытался пробиться в состав «Айлендерс», но попытка получилась неудачной. Он был вынужден продолжить карьеру в ИХЛ, где два года защищал цвета «Детройт Вайперс» и даже выиграл Кубок Тернера (высшая командная награда ИХЛ – прим. LAKings).
(Свитер, в котором Джимми Карсон играл в тренировочном лагере «Островитян»)
В 30 лет Джимми попрощался с хоккеем. Травмы плеч и колена сыграли в этом не последнюю роль, однако больше всего похоже на то, что он так и не смог отправиться от своего первого обмена, да и хоккей к 30 годам ему просто надоел. Громадный потенциал остался так и нереализованным.
«Странно, но я знал, что длительная хоккейная карьера не для него. Он сильно отличался от других игроков, не пил, не курил, не праздновал с друзьями по команде. Он был интеллектуальный многогранный парнем, читал Wall Street Journal, большинство игроков не имеют своих интересов», – вспоминает Брюс Макналл.
«У меня было несколько хороших возможностей для бизнеса, и я просто решил: «Эй достаточно, хватит»», – вспоминает Джимми. «Да это неприятно, это разочарование, но я не собираюсь провести остаток жизни, оглядываясь назад».
После ухода из хоккея Карсон начал карьеру финансового консультанта в страховой компании Northwestern Mutual Financial Network. Впервые его эта компания заинтересовала еще в 1989 году.
«Я подошел к Гэри Холвику, он посоветовал мне приобрести один из полюсов компании… Я был настолько впечатлен профессионализмом Гэри, что понял будущую карьеру, буду строить в этой компании. Сейчас я горжусь тем, что представляю интересы этой организации».
Летом 1992 года будучи действующим игроком Карсон сделал первые шаги в этом направлении, он прошел обучение и получил лицензию финансового представителя.
Сейчас Джимми является одним из владельцев небольшого инвестиционного банка. Он живет со своей супругой Полой в 45 минутах езды от Детройта, и воспитывает четверых детей.
За «Лос-Анджелес» Карсон провел 219 игр и набрал 219 очков (108 голов).
Всего в НХЛ 626 матчей, 561 очко (275 голов).
В статье были использованы материалы из следующих источников: latimes, sportsillustrated, lakingslegends, thehockeywriters, eliteprospects.
Беда Карсона не только в том что его обменяли, а в том, что его обменяли на самого Уэйна и в Эдмонтоне на него как на игрока который пытается заменить Гретцки, кроме того Макналл можно сказать его предал, ну или как минимум серьезно подставил. Ну а патом еще и травля канадских журналюг после ухода и «Нефти» - короче много моментов, не каждый выдержит.
Кстати, о влиянии этого блога, на мой разум - вчерашняя история - звонит знакомый мне и говорит, что летит в ЛА скоро, спрашивает - привезти тебе что-нибудь от Кингз? Я, сначала, отказался, а потом вспомнил про блог, и сказал - подумаю)))