Good job, мистер Хартли
В марте у болельщиков Авангарда было не так много поводов для радости: их команда вылетела из розыгрыша Кубка Гагарина во втором раунде, уступив Металлургу, а их тренер покидает команду, чтобы проводить больше времени с семьей. Конечно, будь их воля, они бы в жизни не отпустили Хартли. Да и, наверное, никто из нас не хотел бы прощаться с Бобом Хартли. За эти четыре года мы все привыкли к пресс-конференциям, где он много говорит о банальных и очевидных вещах, мы все прониклись и с нетерпением ждали почти «запатентованную» фразу «Good job, guys». Даже судьи, наверняка, будут скучать по нему и общению с ним во время матчей. За эти четыре года просто не осталось равнодушных к Бобу: кто-то его любил, кто-то ненавидел и желал отставки, но безразличных к нему людей не было. И это не удивительно, потому что человек полностью отдавался своему делу и за весь прошлый сезон взял лишь один выходной.
Если сейчас оглянуться назад и провести ретроспективу четырех лет, что Боб провел в нашей лиге, то перед глазами невольно будут всплывают картинки из прошлого: 13 побед в первых 15 матчах сезона 2018/2019; а еще победа над Динамо 1:5, где Авангард просто растаптывал клуб из Москвы; а еще новогодний камбэк в игре с Барысом, где за один период команда ушла со счета 3:0 и одержала победу; а еще гол-лакросс Шумакова в серии с Ак-Барсом; а еще гол Бондарева во втором овертайме в серии против Уфы; а еще противоречивый сезон 2019/20, где команда весь сезон боролась с травмами; а еще пас Хохлачева на Каски в овертайме седьмого матча. А еще. А еще. А еще... Кажется, что этот ряд можно продолжать бесконечно, но одно воспоминание стоит особняком.
Меньшинство в формате пять на три в шестом матче финала. Береглазов, Найт и Шарипзянов ни разу не ушли со льда за ту минуту сорок три секунды, что команда была вынуждена обороняться. А от тех блокшотов Шарипзянова проходят мурашки по коже. Сам Хартли говорил, что то меньшинство — лучше, что он видел в хоккее за всю свою жизнь, и с этим нельзя не согласится. В том меньшинстве не было никаких тактических изысков, но, кажется, именно оно олицетворяет команду, которую четыре сезона назад приехал строить Боб. Команду, где порядок бьет класс, а игроки готовы проводит на льду по 10, 20, 30 минут без смен, чтобы выиграть кубок. И ведь сейчас мало кто помнит о том, что Дамир Шарипзянов ехал в Авангард не как лучший домосед лиги, а как защитник, который отлично двигает шайбу и может помочь в атаке. Если пример Шарипзянова находится на поверхности, то помнит ли кто-нибудь, чтобы прирожденный голеадор Илья Ковальчук бросался под шайбы в своей зоне на регулярной основе? А Береглазов, который паник после поездки в НХЛ, но при Хартли не просто вернул свою прежнюю форму, а вышел на новый уровень? А примеры Хохлачева и Толчинского, когда креативные форварды, которые никогда до этого не стремились отрабатывать в обороне, выгрызают шайбу у бортов и не боятся играть плечо в плечо против игроков, которые на одну-две головы выше? Сейчас кажется, что практически каждый игрок в том Чемпионском составе где-то переломил себя во благо системы и команды, и именно это позволило клубу не просто вытерпеть практически две минуты в меньшинстве, а отыграть их спокойно с полной уверенностью, что ЦСКА им больше не забьет. Ему словно доставляло удовольствие работать со странными, характерными, харизматичными людьми. Емелин, Ковальчук, Медведев, Буше — это все непростые личности, с которыми не каждый будет общаться в жизни, но Хартли умело находил к ним подход, выводя на передний план их лучшие качества. Боб как-то сказал, что Ковальчук — его хоккейный сын. Мне кажется, он немного лукавит и в определенной степени считает каждого игрока, с которым работал, своим ребенком, точно также, как они считают его своим отцом. Дотошным, грубым, неуступчивым, но отцом. Точно также, как состоявшиеся игроки открывали в себе новые возможности, молодые игроки прогрессировали семимильными шагами.
С молодыми игроками у Боба всегда были особые отношения. У нас почему-то многие люди решили, что он не любит работать с молодыми, несостоявшимися хоккеистами. Это звучит немного странно на фоне того, что до этого Хартли открыл миру Гудро, Монахана и не просто задрафтовал Беннета, который ни разу не подтянулся на тестах, а дал ему место в основе. Для Боба талант хоккеиста никогда не был определяющим качеством, он ожидал от молодых определенного характера, страсти, которая бы позволила молодому таланту проявить себя среди ветеранов. Когда в сезоне 2014/15 Калгари посыпался и к декабрю упал на дно таблицы, он без сожаления посадил Гудро в запас, который уже тогда считался восходящей звездой и большим талантом. Джонни воспринял посыл правильно и в первом же матче после возвращения в основу оформил хет-трик, а дальнейшая его игра позволила Калгари все же выйти в Плей-Офф. Так было и в Омске: он постоянно был недоволен Семеновым и Хохлачевым, сажал в запас Грицюка, который забивал и отдавал, Чистяковым. Не потому, что считал их плохими игроками, а потому что понимал, что они обладают талантами, которые нужно сберечь и приумножить. И в своих методах он видел путь к прогрессу для этих молодых игроков. Он определенно был строг к молодым, но он любил их. Клим Костин приезжал в клуб в роли подающего надежды, но затухающего игрока, который не может выйти даже на уровень первых двух троек в АХЛ. Кто из наших тренеров бы поверил в такого игрока? Хартли поверил и весь сезон вытачивал из него форварда, который не похож ни на одного другого в лиге. Пока все вокруг задавались вопросом: "Что Костин забыл в составе?" - Хартли продолжал выпускать его и на выходе получил игрока, без которого нельзя представить чемпионство Авангарда. Вы же помните к кому побежал Костин первым после финального свистка? Видимо, эта любовь была взаимной.
Не редко можно было услышать, что Хартли списанный из НХЛ тренер. Да, в этом есть доля истины, потому что такие люди как Боб уже вышли из моды в НХЛ. Там больше не ценятся тренеры, у которых практически отсутствует грань между жесткостью и жестокостью, а тактические схемы весьма примитивны и не содержат в себе никаких открытий. Из поколения тех тренеров на плаву остался разве что Торторелла. Но у нас в лиге, вопреки мнению ФХР, в цене все еще не мастерство, а упертость. И пусть эту упертость многие преподносили главным недостатком Хартли, но он сам свято верил в свою систему. А как известно, убедить окружающих в своей привлекательности можно только, если ты сам в эту привлекательность веришь. И именно эта уверенность в себе и своей системе привела к тому, что Авангард не просто выиграл кубок, а стал считаться той командой, которая может переработать и перетерпеть любую команду в лиге.
Сушинский вспоминал, что когда он сообщил Бобу о вынужденном сезоне в Балашихе, тренер повернулся к нему и абсолютно спокойно сказал: "Ничего страшного. Мы же вернемся сюда с кубком в конце сезона". Эта уверенность в себе и спокойствие в итоге перенеслась на игроков. В период, когда менеджмент не понимал, сможет ли клуб вообще принять участие в ближайшем чемпионате, тренер спокойно готовил команду к сезону, не обращая внимания на внешние факторы. И пусть в том сезоне был финал с ЦСКА, где прагматичный, безэмоциональный Никитин спокойно разделался с Авангардом и выиграл свой первый трофей в качестве главного тренера, стало ясно, что Авангард изменился. Теперь клуб действительно стал похож на серьезную организацию, а ведь еще не так давно здесь хоккеисты избивали своих жен на корпоративах, тренера предлагали легендам НХЛ выйти один на один, а вратарей забирали из вытрезвителей.
Конечно, Хартли тоже не был идеалом, а в купе со скверным характером, это приводило к перегибам и ошибкам. За примером далеко ходить не надо. Можно вспомнить того же Хохлачева, который просто устал от постоянных нравоучений тренера. Или как Войнов и Шумаков буквально бежали от него. Но разве сейчас это важно? Разве сейчас стоит вспоминать про это? Если бы не сложный характер Боба, то он бы не выигрывал титулы в каждой лиге, в которой работал. И пусть хоккеисты ласково сравнивают его методы работы с ГУЛАГом, но, видимо, он все делает правильно раз продолжает выигрывать титулы из раза в раз.
В случае с Бобом неправильно будет говорить, что он просто тренер-победитель, который привез долгожданный кубок в Омск. Хартли сделал именно то, чего ожидают от иностранных специалистов — он делился с нами опытом. Где-то грубо, где-то пренебрежительно, но искренне и с желанием помочь как клубу, так и лиге в целом. За время проведенное в России он стал для нас своим, и от этого тяжелее прощаться с ним. Потому что есть понимание, что КХЛ потеряла не просто специалиста, а того, кто давал ей импульс для развития. Человека, равных которому по значимости для лиги нет и в ближайшее время, скорее всего, не будет.
Спасибо Вам, Боб, за эти четыре сезона. Мы, конечно, будем по Вам скучать.
Дорогие друзья, если вам понравился текст, то вы можете подписаться на мой телеграмм канал, где контент будет выходить чуть регулярней.