Хартли — это целое явление. Большой тренер и человек, которого будет не хватать не только «Авангарду»
Боб Хартли больше не главный тренер «Авангарда». Эта информация, которую сам канадец донёс до журналистов на пресс-конференции в понедельник, не носит характер внезапности (к уходу Хартли были готовы более-менее все), однако всё равно оставляет глубокий след в сердцах болельщиков «ястребов». И всех тех, кто с удовольствием работал с Бобом все эти годы.
Кто-то лишь через некоторое время поймёт, какая глыба была у руля «Авангарда» последние четыре сезона. А кто-то уже сейчас осознаёт, что Хартли — это целое явление, причём не локального масштаба, а масштаба, как минимум, всей КХЛ. Невероятный профессионал, делавший лучше всех, с кем работал, и дававший стабильный результат. Нет, никто не говорит, что после ухода Хартли у «Авангарда» наступят какие-то тяжёлые времена, и всё будет хуже, чем раньше. Речь лишь о том, что Боб — неповторим и уникален. И всем нам очень повезло, что целых четыре года мы существовали с ним в одном медиапространстве.
Что в первую очередь запомнится о работе Хартли в «Авангарде»? Безусловно — результат. С Бобом омичи дважды за четыре года играли в финале плей-офф, а прошлой весной взяли долгожданный Кубок Гагарина. Трофейная коллекция пополнилась ещё и двумя Кубками Открытия — мелочь, а приятно. В любом случае, таких стабильных и продуктивных отрезков «Авангард» не выдавал со времён Валерия Белоусова.
Хартли поставил «ястребам» тот хоккей, который вернул их в топ КХЛ. Не на словах, как было раньше, а на деле. За эти четыре года болельщики «Авангарда» забыли про комплекс второго раунда и регулярные поражения от «Ак Барса» в плей-офф и вновь вернулись в ту атмосферу середины нулевых, когда самый стабильный клуб России априори претендовал на победу в любом чемпионате. Хартли выложил фундамент уверенности, приправил его понятным болельщику стилем игры, сдобрил высоким уровнем внутриклубной культуры и этики и подал болельщику идеальное блюдо, которое они смаковали все эти четыре сезона.
Хартли дал «Авангарду» солидность и системность. Заново превратил «ястребов» в серьёзный клуб, в котором каждый игрок хочет и может решать серьёзные задачи. Разумеется, за четыре года команда Боба не избежала спадов и кризисов, а сам он допускал ошибки. Как и любой тренер, любой человек. Но при этом Хартли приучил болельщиков омичей не гнаться за сиюминутным результатом, преисполняясь понимания того, что когда надо, весной, всё будет хорошо и в порядке. За четыре года этот закон не сработал лишь раз — в сезоне-2019/2020. Но я уверен, что именно та обескураживающая неудача в первом раунде с «Салаватом» стала новым вызовом для Хартли, без которого не было бы Кубка уже в следующем сезоне.
Однако если бы Боб был просто крутым тренером, то вряд ли он запомнился, как явление в КХЛ. Мало ли в лиге работало сильных специалистов? Но Хартли раскрылся для всей нашей публики ещё и как Человек с большой буквы, далёкий от того, чтобы зацикливаться на себе и выполнении только своих прямых обязанностей.
Всегда бодрый, подтянутый и приветливый, уважающий любую профессию — Хартли не отказал медиаслужбе «Авангарда» ни в одной активности, а на пресс-конференциях отвечал на любые вопросы журналистов, причём как правило развёрнуто. Да, Боб мог «налить воды» и не ответить по сути, но он ни разу не позволил себе нахамить или нагрубить корреспонденту, ни разу не отделался от него, как от назойливой мухи, фразой типа «без комментариев». Хартли прекрасно понимал, что пресса, медиа — это такие же важные части хоккейной культуры, как и тренеры, и хоккеисты, и с удовольствием принимал эти правила игры. За это Бобу отдельная благодарность от всех журналистов.
Вообще, культура — это второй главный посыл (после системы), который нёс Хартли в массы каждый день. Культура общения с подопечными и окружающими, культура работы на тренировках и во время матчей (об этом многое могут рассказать помощники Боба), культура воспитания молодёжи (Михеев, Семёнов, Чинахов, Грицюк, Костин — все они вышли на качественно новый уровень при Хартли). Наконец, при Хартли в «Авангарде» создалась клубная культура, культура франшизы, если говорить на североамериканский лад. Хартли был её центром, а вокруг слаженным механизмом работали его коллеги, подопечные, начальники. «Дорогие друзья», как на чистом русском языке говорил сам Боб.
А ещё Боб подкупал тем, что искренне пытался интегрироваться в русскую культуру. Он интересовался и Россией, и Омском, и Балашихой, ему было интересно узнавать обычных людей в нашей стране, путешествовать по её самым укромным уголкам вместе с командой. Хартли с первого же дня стал относиться к работе в России не как к высокооплачиваемой «времянке», а погрузился в неё с головой и с сердцем. И в награду за такой подход получил невероятное приключение длиной в четыре года, в которое он взял с собой огромную армию поклонников «Авангарда».
Сейчас «Авангард» остался без тренера. Но мало сомнений, что этот вопрос будет решён руководством «ястребов» в ближайшее время, а пока же хочется просто сказать огромное спасибо Хартли за всё. И подержать в памяти как можно дольше все славные моменты уходящей великой эпохи.