6 мин.

Иван Федотов: «Сломанный на Олимпиаде зуб – плата за выход в финал»

Вратарь красно-синих о серии с «Локомотивом», спасении после броска Шалунова и отсутствии грусти от казуса после полуфинала Игр-2022.

– Если бы утром 1 марта тебе сказали, что с таким сильным, колючим соперником как «Локомотив» серия завершится со счетом 4:0, поверил бы?

– Не знаю, если бы играли так, как эту серию, то, наверное, да. Думаю, на одну победу они наиграли. Хорошо, что все для нас закончилось со счетом 4:0, потому что в плей-офф очень важно количество матчей. Если проводишь четыре игры, а не семь, то у тебя есть дополнительное время на восстановление и подготовку. 

– Какой матч в этой серии, на твой взгляд, стал ключевым?

– Это не секрет, все понимали, что это третий поединок. Потому что, когда ты играешь семь периодов, понимаешь, что именно этот матч переломный и счет будет или 2:1 или 3:0. Когда такой большой объем работы за спиной и это не приносит плоды, то это эмоционально переносится тяжело. Одни выходят победителями и получают дополнительный всплеск эмоций, им проще физически и психологически настроиться на следующий матч, другим – наоборот. Поэтому, я думаю, если бы мы третий матч сыграли не так удачно, было бы немного тяжелее, нужно было бы сегодня обязательно выиграть. И возвращаться в Москву – играть как минимум еще один матч. Хорошо то, что хорошо заканчивается, поэтому после прошлого матча все уже понимали, что, если мы правильно сыграем, сделаем правильные вещи, у «Локомотива» не будет шанса. 

– Что ощущает вратарь все эти марафонские 126 минут? 

– Физиологическое и физическое состояние подготовлено под три периода плюс-минус овертайм. И когда заканчивается по количеству времени уже вторая игра, понятно, что падают скорости, качество игры ухудшается. Тут уже идет простота действий и надежность, поэтому ты понимаешь, что любая ошибка и любой удачный или неудачный момент может закончиться не в твою пользу. И ты играешь момент за моментом. Действуешь максимально сконцентрировано, чтобы принести победу, потому что важно в таких матчах уйти победителем, а не проигравшим. 

– Матч начался 5 марта в 19:30, а закончился на следующий день в 00:42 ночи. В сон не клонило? 

– Сонных точно не было. Измотанный вид, огня в глазах уже не было. Я спокойно относился к этому. Я после каждого периода меняю термобелье. У меня оно заканчивается, уже майки какие-то в ход идут, у ребят что-то берешь, постоянно сушишь вещи. Как дежавю – идет период за периодом, игра не заканчивается. В какой-то момент думаешь – ну ладно надо будет до утра играть, будем играть до утра. В таких матчах, конечно, главное выиграть. Это важно с психологической точки зрения.  

– Одним из ключевых моментов серии стало твое спасение после броска Максима Шалунова на старте овертайма. Как тебе тогда удалось спасти команду?

– Был бросок, трафик перед воротами, отскок и там так удачно шайба отскочила, практически идеально. Он стал ее обрабатывать, понимал, что у него большое пространство для броска и решил сделать себе более удобный момент для броска, переложил на удобную сторону и у меня появилось время среагировать, сыграть по моменту, сделать «last save» – последний шанс. Условно, пришло решение, что надо «спасать родину».  

– Тебя этот эпизод вдохновил? 

– Эмоционально и физически плей-офф – это длинная серия, длинный путь. Ты играешь момент за моментом, сконцентрирован. Раньше я иначе к этому подходил, сейчас смотрю на это более просто. Здорово, что так сложилось. 

– В этом матче ты установил личный рекорд по количеству сэйвов в карьере – 66 отраженных бросков. И был признан игроком дня в КХЛ по итогам голосования болельщиков. Тебя это мотивировало перед четвертым матчем? 

– У меня есть за спиной определенный опыт. Когда тебе 20 лет, ты, конечно, реагируешь более эмоционально и воодушевленно – классно, тебя отметили. Приятно, что есть такой опыт, столько сыграли периодов и все сложилось в нашу пользу. Это для определенной истории и полочки в моем портфолио. А так понимаю, что это очередной матч и впереди еще долгий путь. И неважно потом будет 120 ты бросков отбил, 300 минут сыграл, если в конце ты не получаешь заветного трофея, не получаешь той выполненной задачи, все выходит впустую. И все эти промежуточные результаты становятся уже неважными. Сейчас реалистичнее смотришь на вещи. Радоваться будем, когда возьмем кубок и выдохнем полной грудью, а пока это все маленькие победы, которые приводят к большим. 

– Олимпиада в Пекине завершилась почти три недели назад. Когда все эмоции уже улеглись, как можешь оценить свою игру на турнире?

– В целом был хороший турнир. Олимпиада сложилась для меня хорошо. Тут нечего скрывать. Не так благоприятно сложился для нас финальный матч. Но в целом это хороший турнир и опыт, благодаря которому я стал иначе смотреть на многие вещи и такие турниры все-таки для вратарей и игроков важны. 

– На что именно ты стал смотреть иначе? 

– На восприятие ситуации, какие-то моменты, голы, психологическое давление. Все это в совокупности. Как жизненный опыт. Ты его проходишь и понимаешь после Олимпиады, что не все так страшно вокруг. Понимаешь, что не стоит бояться своей тени и нужно смотреть всегда прямо, не отводить глаза от тех мыслей, которые окружают. Не расплескиваешься по сторонам, тратишь эмоции только на то, что надо.

– Если сравнить Олимпиаду и КХЛ, где играть сложнее? 

– Олимпиада – это скоротечный турнир, где не так много матчей. И в каждая игра может стать решающей. Сыграл немного не так удачно, результат получился не таким хорошим, потерял очки и уже вышел не на более удачного соперника, сетка иначе сработала. 

В плей-офф КХЛ ты понимаешь, что много матчей. Если каждую серию по семь игр, это много поединков за два месяца, чтобы прийти к трофею. Ты осознаешь, что сильнее та команда, которая играет на длинной дистанции. Здесь нет, наверное, места, чтобы расплескивать эмоции. Ты должен играть рационально, правильно и надежно. Здесь плей-офф и нет места сантиментам, излишествам. Кто сыграет хладнокровнее в том или ином моменте, сыграет проще, тот и выиграет. Нужно проявлять свое мастерство, как делают наши ребята. Сейчас та стадия, в которой весь набор навыков приносит свои плоды. 

– На одной из фотографий после полуфинала Олимпиады было заметно, что у тебя изменилась улыбка. 

– После буллитной серии, когда ребята радовались, Нестер (Никита Нестеров) и Як (Егор Яковлев) вроде, навалились и так получилось, что мне шлемом попало в зуб. И откололась его часть. Я не расстроился и сразу понял, что это плата за выход в финал. Достаточно был тяжелый матч. Все решалось в малейших деталях. Где-то нам везло, а где-то сопернику. И так получилось, что потерял половинку зуба. Перед финалом сказал: «Надо будет, перед финалом заберите у меня полчелюсти, только давайте выиграем». 

– Нестерову с Яковлевым ничего не сказал? 

– Они молодцы, на эмоциях. Побежали сразу радоваться, поддерживать. Многие побежали к кудрявому – Грицюку. А ребята побежали ко мне. Им большое спасибо за это, что такой эмоциональный момент разделили со мной. А потом мы уже начали радоваться все вместе. 

Фото: ФХР