МСА Лужники. Для эстетов и ретро-матчей
22 декабря в 19:30 хоккейный клуб «Спартак» Москва отпразднует своё 75-летие – традиционным ретро-матчем с уфимским «Салаватом Юлаевым». Не упустите возможность поздравить «народную команду» и стать частью великой истории на ретро-матче ХК «Спартак» – билеты доступны по ссылке!
Символично, что предстоящий ретро-матч «Спартака» пройдёт именно на малой спортивной арене «Лужники».
Когда с детства ощущаешь ауру места, перестаешь воспринимать слова и мысли тех, кому оно не нравится или же тебе будет абсолютно до лампочки кто и что думает относительно твоего личного места силы, которое запало навсегда в твою душу – человека, рожденного на стыке эпох.
Малая спортивная арена «Лужники». Ретрограды меня поймут, скользя пальцами по табличкам внутри арены с указанием секторов и посадочных мест, вдыхая аромат нынешнего времени, ощущая сильное влияние абсолютного прошлого. Если не считать совсем уж аутентичный остров советского хоккейного представления в виде «Сетуни», МСА – последнее прибежище жаждущего эмоций прошлого горожанина.
Не было лучшего осознания места хоккейной силы, чем старая Лужа. Большая футбольная арена очень правильно примыкала к Малой, чтобы повенчанные на век футбольно-хоккейные люди могли без ущерба для времени, перемещаться из одного места в другое. Отсмотрел пару периодов хорошего советского хоккея в МСА, и дуй себе на БСА, там начинается угощение иного качества. Для пущей затравки, по пути попадались различного вида мужички, которые интересовались, как там хоккейные клюшкари играют с условной Ригой? И если не сильно удачно, то футбольный матч «Спартака» с, например, «Памиром» из Душанбе, вполне походил на расплату за хоккейные неудачи того времени.
Или наоборот, если футбол не очень, то срочно беги на хоккей, МСА ждет тебя со своими бабушками, проверяющими билеты на входе, со своими бутербродами с сыром и с колбасой (зернистой, сырокопченой), со своим мороженым в вафельном стаканчике, с ситро или томатным соком, который, как и чернючий растворимый кофе, был лакомством для взрослых. А далее, в фойе, продавались значки, вымпелы и программки к матчу. Это была чуть ли не самая важная экспозиция или выставка-продажа, чем сам хоккей. Коллекционеры меня поймут. Уйти с хоккея без трофея? Никто бы себе такого не позволил. Маленький, какой-нибудь значок-гвоздик, обязательно нужно было урвать. С любой игры должен был остаться артефакт.
Не было никакого смысла сразу бежать на трибуну, сшибая по дороге все, что попадалось на пути. Дорога прошлого на хоккей – это святой ритуал любого пацана, рожденного в конце 70-х – начале 80-х. Так как станция «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»), в течение пары десятков лет была закрыта, вся спортивная толпа вываливалась на «Спортивной». Оттуда и начиналось увлекательное путешествие на хоккей. По дороге, как дорожные знаки, стояли люди: одни просили лишний билетик, другие предлагали купить хорошие места. Удивительно, но эти люди, которых разделяло пару метров, никогда не пересекались. Далее, проход под железнодорожным мостом, где протекала своя жизнь. Там продавались газеты, семечки и, порой, клубная атрибутика. Там же можно было в пространственном эхо услышать произнесенные мысли людей, их прогнозы, их пожелания к будущей игре. Могли там и крепко поколотить, место такое, усиленная арка, само провоцировало желание криминала. Вечер, под мостом, фонарь, кулак.
Заходишь на обширную территорию Лужников, и бредешь вдоль своего исторического экстаза, потому что здесь прошло почти все детство, здесь я потерял шапку, а здесь выпали перчатки, а там милиционер не пускал прыгнуть через забор и уйти окольными путями. Подходишь ближе, и открываются эти широченные окна и стены здания МСА, то ли в сталинском, то ли еще каком стиле. Ранее, в 50-60-е гг., малая Лужа была открытая, на ней очень редко гоняли шайбу московские команды, больше играли в теннис, волейбол или баскетбол. Шел прогресс, и к Олимпиаде-80 назрело решение подарить дворцу окна и стены. Именно таким, с тех самых пор, он и остался. Внутри еще прикручивали винтики созревания во что-то более современное, в виде разноцветных кресел или аппаратов с кофе и сэндвичами, снаружи – воздух застойных времен, и желание крикнуть: «Леха Ткачук, на тебя Касатонов летит, отдай шайбу Баркову, иначе беда будет!».