8 мин.

Тахир Мингачёв: Сейчас я уверен в себе и могу приносить пользу команде

Лучший новичок 13-й недели КХЛ рассказал о первых набранных очках в Лиге, как успокаивали партнеры по команде, когда не удавалось забрасывать, о переезде в Москву, первой смене в ЦСКА, о реакции на улице на «улыбку Овечкина» и родной Самаре.

«Когда тебя поднимают из ВХЛ в КХЛ, то на тренировках тяжело в психологическом плане»

- Тахир, что испытывает игрок, который весь прошлый и нынешний сезон боролся за место в составе основной команды, и тут вдруг прорвало – дебютная шайба в КХЛ, 3 (2+1) очка в двух матчах подряд?

- Моя работа на тренировках оправдалась. Я много тренируюсь, как все, но более опытные игроки забивают, а я переживал, почему все не забрасываю. Если я сейчас забил, то, наверное, в чем-то прибавляю, есть к чему стремиться. 

- В день матча с Ригой у тебя было предчувствие, что забьешь?

- Я проснулся с мыслью, что забью рижанам, но и раньше были такие мысли, однако я не огорчал голкиперов в КХЛ. В тот день мой брат сказал своей жене, что я забью. В итоге так и получилось. 

- После гола Матвей Гуськов привез тебе памятную шайбу. Где ее хранишь? 

- Она находится в отеле, где я сейчас живу. Шайба останется у меня дома, чтобы я потом мог показывать ее своим детям. 

- Часто берешь ее в руки, рассматриваешь? 

- Нет, она лежит на полке, смотрю на нее. Из-за игр я дома не так часто бываю. 

- Через день после встречи в Риге в матче с лидером чемпионата «Металлургом» ты играешь еще круче – сразу ассист и гол. В космос не улетел? 

- Моя результативность в этом матче была только за счет партнеров. Ассист – удачно остался в зоне, перехватил шайбу, отдал ее Максу Соркину, а он обратно хороший пас отдал. А момент с голом – отличная передача все от того же Макса, и мне оставалось только собрать всю свою мощь и направить ее в сторону ворот. 

- Матч получился огненным - 10 шайб, 6 голов в последние 13 минут. Какие эмоции от него испытал?

- Этот матч игрался после встречи в Риге, где я впервые забросил, поэтому был максимально мотивирован, плюс появилась большая уверенность в себе. На сегодняшний момент это был лучший матч в моей карьере. 

- Ты же понимаешь, что это пока локальный успех, нужно много работать, чтобы продолжать набирать очки и прогрессировать? 

- Я это прекрасно понимаю, как и то, сколько кандидатов сейчас на мое место. Так что прекращать работу не собираюсь, буду только больше тренироваться. Эти голы мне только добавили уверенности, в остальном ничего не поменялось. Я также хочу помогать команде зарабатывать очки. 

- В первой команде ты с прошлого сезона. Ты как-то рассказывал, что не очень комфортно себя чувствовал, когда долго не мог забить. Как психологически с этим справлялся? 

- Многие ребята в команде меня успокаивали, говорили: «Все нормально, работай, и все придёт». Не раз я это слышал, старался меньше думать о хоккее за пределами арены, как-то мысленно переключаться. 

- Сложно себя мотивировать, когда после выступления за главную команду играешь потом в ВХЛ?

- Когда после первой команды играю за Вышку, понимаю, что за мной внимательно следят, потому что ждут результата. Я же был в первой команде, в которую все стремятся пробиться, значит, я должен давать результат. Поэтому расслабляться было некогда. Старался выполнять установку тренеров и максимально реализовывать моменты. 

- А обратная ситуация – есть сложность с переходом из Вышки в КХЛ?

- Когда тебя поднимают, то в психологическом плане тяжело на тренировках. Ты боишься отдать неточный пас, потерять шайбу, боишься за любую свою ошибку. Морально это очень тяжело, но я понимаю, что надо с этим бороться, чтобы расти дальше. 

- В ЦСКА сложно пробиться в состав. Что ты в дальнейшем планируешь делать, чтобы продолжать много времени проводить на площадке?

- Сейчас все в моих руках, я себя прекрасно чувствую, нахожусь в хорошей физической форме, хорошо знаю, что я могу забивать. Я уверен в себе, могу приносить пользу команде. Буду продолжать упорно работать. 

«Моя дебютная смена в ЦСКА длилась 4 секунды» 

- Давай вспомним, как ты начал свой путь в хоккее. Ты же ведь с детства армеец, первые шаги делал в Самаре в команде ЦСК ВВС. 

- Я всю жизнь жил в Самаре, в 4 года родители отдали меня в хоккей. Помню, мы находили какую-то форму, не было изысков, если рвалось, зашивали, форма не была новой. Моим первым тренером был Валерий Михайлович Додаев. Он мне постоянно помогал, выпускал меня играть, у меня все получалось. Я был в Самаре на слуху. 

- В 2019 году ты хорошо себя проявил на юниорском чемпионате мира U-18. Тогда в полуфинале вы обыграли США (3:2 Б), но в главном поединке уступили в овертайме хозяйке турнира Швеции (3:4). Обидно было?

- Были такие эмоции… Мы до этого прошли месяц сбора с ребятами, каждый день тренировались, смотрели друг на друга, а тут в решающий момент мы проиграли (вздыхает). Было опустошение. Я понимал, что без поражений нет побед, но все равно это был шок. 

- Как отошел?

- Из Швеции поехал в Самару. Там я смотрел на все вокруг – на людей, было все новое. А в родном городе перешёл к обычному для себя ритму. Тогда я уже знал, что меня забирают в ЦСКА. 

- Когда ты узнал, что ЦСКА тобой интересуется?

- Я играл в Самаре в ЦСК ВВС, перед чемпионатом мира агент сказал, что мной интересуются. Я долго думал об этом, но считаю, что принял правильное решение и вовремя уехал. 

- И как тебе в таком огромном городе, как Москва?

- Мне тогда было 17 лет. Я приехал 1 июля за месяц до восемнадцатилетия. Нас поселили через дорогу от дворца. Познакомился с парнями, которые также только приехали. Самыми близкими для меня были Серега Сулев и Егор Брютов. Мы, как иногородние, стали друг за друга держаться и сразу сдружились. Вместе всегда легче - на тренировке вместе, сходить в кино, поесть вместе. Поэтому переезд мне дался легко. 

- В столице для молодого парня много соблазнов, смог сохранить фокус на хоккее? 

- Я прекрасно знал, куда еду и для чего. Я ехал играть за команду ЦСКА, у меня была своя цель - пробиваться, быстрее доказывать, что могу, других вариантов не было. А на соблазны я не обращал внимания.  

- Ты сразу стал в «Красной Армии» своим?

- Я прошел сборы со «Звездой», но меня отправили в начале сезона в «Красную Армию». Александр Георгиевич Левицкий, царствие ему небесное, сразу сказал, что хочет видеть во мне лидера и этим меня хорошо мотивировал. Я с ним был хорошо знаком еще по сборной. Он дал мощный толчок моей карьере, постоянно доверял мне игровое время.  

- Со «Звездой» ты завоевал золотые медали Вышки. Получается, первое значимое достижение для тебя?

- Да. Я, наверное, все-таки прекрасно понимал свои возможности, надо было попасть в первую команду, необходимо было много работать, золотые медали - это хорошо, но перед глазами была цель, и я к ней шел. 

- И пошел на повышение – в начале прошлого сезона ты дебютировал за ЦСКА в матче против «Амура» в Хабаровске. 

- Моя первая смена длилась четыре секунды. Я был крайним, меня поставили к Сереге Андронову. Я правый нападающий в зоне атаки в левом круге вбрасывания. При выигранном вбрасывании я должен был блокировать игрока, который выбегал бы на нашего защитника. Но это была моя первая смена, и я его не заблокировал. Он выбежал, и Рык (Егор Рыков) из-за этого удалился. 

- В том матче ты провел на площадке 7 минут, значит, все-таки справился с волнением?

- Тот момент был для меня каким-то мигом. Вбрасывание, игрок выбегает, я стою как будто ошарашенный, глаза большие, я не знаю, что делать, свисток, я еду на лавку и думаю: «Что вообще происходит?». Потом вроде пришел в себя и матч доиграл. 

«На улице спрашивают: «Ты хоккеист, что ли?»

- Ты парень открытый, любишь давать интервью. Тебе это помогает более раскрепощенно действовать на льду?

- Я никогда не был закрытым, всегда разговаривал, заводил новые знакомства. Что для меня было бы лучше: молчать или быть открытым, как сейчас, – не знаю. 

- У тебя «улыбка Овечкина». Пока не торопишься идти к стоматологу? 

- У меня есть съемный зуб, который называется «бабочка». Я его надеваю на фотографии или на серьёзные встречи.

- А так тебе это не мешает?

- Я уже второй год так хожу – привык. Не парюсь на эту тему. Раньше все время старался ходить с этой «бабочкой», но сейчас уже нет. Все, кто меня видит на улице, спрашивают: «Ты хоккеист, что ли?». 

- В конце декабря стартует молодёжный чемпионат мира. Найдешь время на его просмотр?

- Всегда приятно, когда сборная России с кем-то играет, и неважно, какой это год рождения. Тем более, ребята мои ровесники. Будет особенно приятно, если поедут наши парни из ЦСКА. 

- По каким местам повез бы человека, впервые приехавшего в Самару? 

- На въезде в город находится Вертолётная смотровая площадка, это место на горе, там сейчас так хорошо все сделали, с этой площадки открывается вид на Волгу, там красиво и высоко, приятно находиться. Второе место – я бы отвез в Космический музей, потому что наш город славится ракетостроением. Еще у нас есть очень красивая обустроенная набережная. Там много разных развлечений. 

- Скоро Новый год. Есть ли у тебя какие-то планы на 31 декабря, если отпустят, полетишь в Самару? 

- Не знаю, отпустят ли нас, но если это произойдет, то полечу домой. У нас игра 30-го декабря, но если нам дадут выходные, то вернулся бы 1 января вечером в Москву. 

Блиц 

Любимая тренировка 

Игровая. Лучше играть, чем тренироваться. 

Любимая часть подготовки к матчу 

Обед 

Любимый хоккеист 

Павел Дацюк 

Любимый литературный персонаж

Винни-Пух 

Любимое блюдо 

Картошка по-французски, которую делает моя мама. До моего отъезда в Москву она всегда ее готовила. И когда я прилетаю домой, она все время ее делает. Наверное, это мой идеал в еде.