Гений большинства Шафранов теперь работает в СКА. Пока мешает большая текучка, новых лидеров приходится встраивать на ходу
Константин Шафранов – главный специалист по большинству в КХЛ. Этим летом он, транзитом через сборную, оказался в СКА. Вы наверняка слышали, как Шафранов ставил игру и улучшал реализацию лишнего во всех своих предыдущих командах. Пришло время посмотреть, как у него получается в Санкт-Петербурге.
СКА усиливается по ходу сезона, бригады большинства постоянно меняются
Главное, о чем нужно упомянуть сразу: в спецбригадах происходят постоянные перестановки из-за трансферов по ходу сезона и ротации. Основным защитником в большинстве на старте был Ожиганов, дальше – Фальковский и Пыленков. К началу октября подъехал Робинсон, в конце месяца появился Лехтонен, и теперь именно легионеры закрывают место на синей линии в бригадах большинства. После такого усиления СКА располагает едва ли не лучшей парой атакующих защитников в лиге.
С нападением все гораздо запутаннее. Если не брать в расчет эксперимент с Мичковым и вычеркнуть уже покинувшего клуб Хендемарка, то все равно остается полтора десятка нападающих, выходивших на большинство. Новички Гусев, Зыков и Волков играли с листа, как и вернувшийся из ВХЛ Морозов.
Уместить столько игроков довольно сложно. В СКА пытались дать время всем, в одной смене можно было увидеть Воробьева и Марченко, а в другой – на их месте в той же бригаде появлялись Галимов и Морозов. Ждать серьезных результатов и взаимопонимания при такой текучке практически невозможно. Сейчас с этим чуть попроще, ведь Бурдасов вне игры уже три недели, Вей не всегда попадает в состав из-за перебора иностранцев, Зыков приболел, а Марченко и Кузьменко по очереди пропускали матчи.
Несмотря на весь хаос, по реализации армейцы держатся сразу за группой лидеров. Особенно ценно, что результат относительно стабилен, примерно каждое четвертое удаление приводит к голу – это хороший показатель. Лидеры после очень удачного старта немного сдали: у «Металлурга», «Салавата Юлаева», «Динамо» и «Витязя» в октябре случился провал, только «Автомобилист» разогнался в октябре. СКА сильно не впечатляет, но играет ровнее.
Бурдасова двинули налево, там ему некомфортно
На первый взгляд здесь все та же схема 1-3-1, что была у СКА и раньше. Главное отличие – нападающие с левым хватом стали располагаться слева, а с правым, соответственно, справа. В «Автомобилисте» при Шафранове была обратная ситуация, а в «Авангарде» праворуких игроков было не так много. Можно вспомнить похожую историю с Шумаковым справа, но она быстро закончилась.
Для бросков сходу после поперечных переводов такое расположение не очень удобно (хотя попасть в пустой угол, если никто не мешает, все еще можно). Зато так удобнее контролировать шайбу и бросать после вертикальных пасов от лицевой линии.
В СКА эта система закрепилась на постоянной основе, что сказалось на роли Антона Бурдасова. Форвард, обычно завершавший атаки броском из правого круга вбрасывания, оказался в непривычной позиции. В прошлом сезоне лишь 1 гол из 11 в большинстве он забил слева. В этом он оказывается справа лишь ситуативно.
Кроме того, слева ему пришлось больше двигать шайбу, в чем он не так хорош. Розыгрыш замедлился, острых передач не было. Во второй бригаде на этом месте выходил Хуснутдинов и выглядел куда лучше. Небольшой, подвижный и техничный игрок, с хорошими руками, понимающий, когда и куда нужно отдать шайбу. В схожем амплуа Шафранов «открыл» в «Авангарде» Толчинского.
Ключевая фишка – на пятачке подвижные праворукие игроки
На месте главное оружие шафрановского большинства – передачи на линию ворот. Это помогает разрывать оборону соперника еще со времен «Автомобилиста». Раньше тренеры предпочитали иметь статичного крупного игрока на пятаке, который большую часть времени просто закрывал вратаря. При Шафранове место под воротами отдается совсем не гренадерам, а умным хоккеистам: в СКА там чаще всего оказывались Кузьменко, Вей или же Морозов.
Заслонять обзор киперу имеет смысл непосредственно перед броском, в остальное время можно уходить в сторону, предлагая себя в качестве направления для продолжения атаки. Все форварды на этой позиции праворукие, это удобно для приема шайбы. Игра переходит в опасную близость к воротам, сопернику приходится разворачиваться и прижиматься, чтобы защитить пятак. Остается только поймать момент и найти линию для передачи в противоположный круг вбрасывания или на пятак.
После попыток получить контракт в НХЛ вернулся Гусев, его нужно было встроить в существующую схему. Сначала им просто заменили игрока по позиции, так Никита попробовал сыграть справа и под воротами – там же, где выступали остальные праворукие форварды. Мгновенного результата это не принесло, Гусев выглядел неважно, и уже через матч его поставили на привычное место на левом краю.
Ключевого игрока не стали зажимать в рамки, а просто сменили фланги у крайних форвардов первой пятерки. Бурдасов переехал обратно направо, но получил травму и больше (пока) на знакомой позиции сыграть не успел. На смену ему поставили Хуснутдинова, и тут он уже заменить Бурдасова не смог. Роль разыгрывающего слева у Хуснутдинова получалась органичнее, чем быть наконечником атаки справа – несколько классных пасов Гусева он запорол, хотя оставалось лишь попасть в пустой угол. Поэтому в последних играх там стал появляться Волков.
Переход Гусева добавил хороших передач внутрь, в район усов. Кемппайнен не особо задействовался в розыгрыше – на его счету были лишь две шайбы за полтора месяца, обе с подставлений после броска от синей линии. В последних матчах финн забросил уже три, но при таких пасах это и не удивительно. Комбинационная игра дальше должна только прогрессировать.
Есть проблемы на вбрасываниях, против топ-соперников не хватает контроля
Однако и проблемы есть. Все начинается со вбрасываний, на которых центры СКА нестабильны. В большинстве они могут разгромить на точке «Куньлунь» или рижское «Динамо», но с остальными в лучшем случае сыграть 50 на 50. Для контроля шайбы, конечно, лучше иметь стабильные 60-65% с большинством соперников.
Хватает и технического брака: неточные передачи в простых ситуациях, потери, даже когда соперник не оказывает большого давления. С увеличением уровня сопротивления владение в чужой зоне только ослабевает. В октябре СКА провел по паре матчей с «Йокеритом» (88,8% в меньшинстве, 1 место) и московским «Динамо» (83,0%, 6), в обоих случаях шайба примерно половину времени большинства находилась вне зоны нападения. С «Металлургом» (88,7%, 2) было получше, но тоже трудновато. Когда с хорошими командами не получается подолгу держать шайбу в зоне – это плохой знак.
Еще одна слабость обнаружилась в последних матчах – точность бросков от синей линии. Статистика приведена общая (КХЛ не дает отдельно броски в большинстве), но она все равно показательна – в неравных составах соотношение примерно такое же. Микко Лехтонен наносит больше дальних бросков, чем остальные игроки обороны, а его точность в первых матчах катастрофически низкая. После гола в первой игре Лехтонен поражает только ближайших к нему игроков и стекло за воротами. Это точно надо поправить, поскольку игра вблизи ворот гораздо эффективнее.
Но главная проблема была озвучена в самом начале. Отработка большинства начинается еще летом и дальше розыгрыш только оттачивается. Здесь мы видим, как игроки (в том числе ключевые, вроде Гусева, через которого идут все комбинации) подъезжают один за одним в разгар сезона, когда игры идут через день. Вместо устоявшихся сочетаний все играют со всеми.
Но до плей-офф еще много времени, плюс будет пауза на Олимпиаду, так что Шафранов наверняка успеет определиться со спецбригадами и даже что-то наиграть. По первой вопросов мало, скорее всего, в оптимальном составе она будет выглядеть так: Кузьменко, Гусев – Кемппайнен – Бурдасов, Лехтонен. А вот со второй будет сложнее. У СКА слишком много игроков, возможно, будут недовольные, кто выпадет из большинства, а может и вовсе из состава. Но выпускать игроков по очереди и тасовать их дальше – тоже плохой вариант.
Перерыв в чемпионате как раз кстати: будет время спокойно поработать, разобраться с тем что есть, полноценно встроить новичков. По своему потенциалу СКА должен подниматься в тройку лучших по большинству, предыдущими результатами Шафранов высоко задрал планку ожиданий, теперь даже средний результат будет считаться неудачей.
Фото: ska.ru