12 мин.

Роман Любимов: «Мы играем там, где дают шанс и нуждаются в нас»

- Роман, как ты готовился к нынешнему сезону? Успел подтянуть физическое состояние?

- У меня был контракт с «Ак Барсом». Но так получилось, что я оказался им не нужен и мы расторгли контракт по обоюдному соглашению за неделю до старта регулярного чемпионата. Это самое неприятное время, чтобы остаться без работы. Уже все команды были практически укомплектованы, и мы долго искали с агентом какие-то варианты, чтобы играть в хоккей. Полтора месяца я был без команды и сам тренировался насколько мог. Мне помогал Павел Маркидан. Я с ним тренировался, пока у него все наши ребята готовились к сезону НХЛ. Я с ним начал работать 31 мая, потом на месяц съездил на сборы и вернулся опять к нему. Он уехал в отпуск, я искал лёд и работал с Александром Шибаевым. Он раньше играл в КХЛ и совсем недавно завершил карьеру, помогал мне тренироваться. Но всё равно, одному работать без команды достаточно тяжело. Поэтому на данный момент физическое состояние оставляет желать лучшего, но я каждый день стараюсь набирать форму. Через матчи форма как раз набирается, тем более что тренеры предоставляю достаточно игрового времени. Стараюсь приносить пользу команде. Что-то получается, что-то нет, но работаем и двигаемся вперёд.

 - Мог когда-нибудь представить, что будешь играть за «Амур»?

 - Хоккей – непредсказуемая вещь. Я воспитанник «армейской» школы. Очень много лет играл в ЦСКА и спустя какое-то время я попадаю в «Спартак». Многие армейские болельщики, с которыми я общался, не приняли мой выбор, кто-то понял, что это профессиональная работа и мы играем там, где дают шанс и где нуждаются в нас.

- Ты родился в Твери. Помимо хоккея были предпочтения в других видах спорта? Ведь в Твери есть также и футбольная команда, и другие секции.

- Суворовское училище очень хорошее в Твери (смеётся). У меня папа огромный фанат хоккея. В своё время у него не было возможности заниматься хоккеем. Поэтому решил меня направить на стезю, которую сам очень любит, вложил в меня много сил и времени. Можно сказать, вся семья сделала всё для того, чтобы я мог играть в хоккей.

- Что можешь сказать о своём родном городе?

 - Я каждое лето приезжаю в Тверь. У моих родителей есть дом в деревне и туда я часто езжу. Детям очень нравится, и мы часто с семьей туда приезжаем. Там мы бываем минимум две недели, но в прошлом году на два месяца приехали и всё было хорошо. Семья у нас большая, но как это бывает, все родственники находятся в разных городах, и тут за два месяца смогли со всеми увидеться, и очень хорошо сплотились как одна большая семья.

- Тверь также известна тем, что в этом городе родился Михаил Круг. Являешься поклонником его творчества?

- Конечно! Очень многие песни наизусть знаю. Это была трагедия, когда его не стало. Очень приятно, когда в Москве с женой гуляем, проезжают машины и из их окон играют песни Круга.

- После Твери ты оказался в ЦСКА. Какие были твои первые впечатления от перехода в такой титулованный клуб?

- Это было в детстве. Я в семь лет за «Зеленоград» играл, в десять лет за «Русь» — это команды чемпионата Москвы. Оттуда пригласили в ЦСКА и играл с 11 лет в этой команде. В детстве еще не понимаешь величия клуба, а вот когда попадаешь в команду мастеров и смотришь, кто из легендарных игроков заходит в раздевалку, среди которых ещё хоккеисты, которыми восхищались наши родители - это очень круто.

 - В сезоне 2009/2010 ты дебютировал в МХЛ за «Красную Армию». Что можешь сказать об этой команде?

- Всё очень сильно изменилось с того времени. Когда были «ЦСКА-2», «Спартак-2» и так далее, то там не было ограничения по возрасту. И мы в 16–17 лет играли с «мужиками» и очень хорошо прогрессировали. Затем была образована Молодёжная Хоккейная Лига. Там появились ограничения по возрасту, но, тем не менее уровень, был очень хорошим.

 - Ты был рад появлению лиги, где соревнуются твои сверстники и появляется шанс закрепиться во взрослом хоккее?

- Безусловно! Можно сказать, что это правильная вертикаль. Если раньше в фарм-клубах не было ограничений по возрасту, то даже сейчас в Высшей Хоккейной Лиге это есть. Но в любом случае, когда играешь со взрослыми хоккеистами, то быстро «набиваешь шишки». И МХЛ к этому тебя ведёт, чтобы ты был готов ко всему.

- Один из первых крупных международных турниров в твоей карьере — это Юниорский Чемпионат Мира. Наверное, мечта каждого начинающего хоккеиста – это выступление за национальную команду. Так ли это?  

- Именно так. Играть за сборную и представлять свою страну всегда почётно, независимо от возраста. Это был мой первый крупный турнир, до этого были разные соревнования – Турнир Четырех Наций и другие. Мы даже ездили с тверской командой в 2001 году во Францию на турнир на автобусе.

 - Сколько добирались?

 - Сейчас не вспомню. Ехали через Польшу, там останавливались и играли две игры с местной командой. Нас по семьям разбирали, чтобы отель не снимать. А родители, кто с нами ездил, в автобусе ночевали.

- Общаешься ли сейчас с кем-нибудь из той юниорской сборной?

 - Да. Глеб Зырянов, Лёша Марченко, Максим Шалунов, Дима Архипов. Мы с Димой рядом сидели в раздевалке. Там было много ребят, кто сейчас играет на высоком уровне – Андрей Василевский, например.  

- В сезоне 2010/2011 ты стал капитаном «Красной Армии» и заработал за сезон 56 очков. Это капитанство на тебя так повлияло или какие-то другие факторы?

 - Это всё возраст. Стал чуть постарше, а среди парней в возрасте 16–19 лет, каждый год имеет большое значение в плане приобретения навыков. В других командах ребята играли помоложе и мне было проще. Но и не будем забывать, что парни, которые были немного постарше в команде, помогали друг другу и все набирали много очков. У нас была очень хорошая команда.

 - Помнишь свой дебют в КХЛ?

 - Конечно, и даже помню, как меня вызвали в главную команду. Просыпаюсь в интернате утром от телефонного звонка, до этого день назад отыграл матч. Мне звонит администратор и говорит: “Собирай вещи. Вылетаешь в Астану”. Я сразу думаю, что, наверное, сыграл плохо и меня обменяли, сразу паника. Прихожу на арену, собираю форму, дают билет и говорят – “Езжай в аэропорт”. Сказали, что кто-то травму получил в ЦСКА, и поэтому меня вызвали.

 - А свою первую шайбу? 

- Играли на выезде в Подольске. Не помню, как игра закончилась. Во втором периоде я гол забил. С угла простреливал Брэндон Рид, и я подставил клюшку.

- Какие эмоции были?

  - Облегчение (улыбается). Наконец-то смог забить. Потому что очень давно не получалось забросить шайбу в ворота соперника, и это был не первый мой сезон в КХЛ. Я был «лимитчиком», игры шли, а статистика никак не улучшалась.

 - В дальнейшем в твоей карьере были весьма неплохие сезоны, и в 2016 тебя пригласили в сборную России на этап Евротура. Уже тогда появились мысли о том, что есть шанс попасть на домашний Чемпионат Мира?  

 - Этого я себе не представлял. Просто хотелось выйти, показать хорошую игру. В итоге оказался на Чемпионате Мира.

- Сборная выступила достаточно неплохо. Но начала турнир неуверенно и только потом набрала форму. Чего, на твой взгляд, не хватило нашей сборной для победы на том Чемпионате Мира? Ведь команда была близка к чемпионству, и состав был хороший.

 - Не хватило нескольких голов в ворота финнов в полуфинале. По игре были шансы. Забивай - выходи вперед, но они сыграли лучше нас и победили.

- Обидно было?

- Конечно. Такой хороший шанс упустили на домашнем чемпионате мира. Расстроились ненадолго, но понимали прекрасно, что нужно брать хоть какие-то медали и в итоге разгромили США. Завоевали бронзу. 

- Поговорим про знаменитое «я не Роман Любимов» во время флеш-интервью в перерыве матча (на ЧМ-2016 во время интервью корреспондент «Первого канала» Александр Лидогостер назвал защитника сборной России Дмитрия Орлова Романом Любимовым – прим. авт.). С юмором отнесся к такой ошибке корреспондента?

- Это уже потом, после игры стало известно. Увидел этот фрагмент в социальных сетях. Скажем так, это была не первая ошибка у этого корреспондента (улыбается). Спокойно отнёсся.

- В том же году тебя приглашают в Национальную Хоккейную Лигу. Когда именно поступило предложение от «Филадельфии Флайерз»?

 - Перед поездкой на Чемпионат Мира. У меня заканчивался контракт с ЦСКА, я был без команды, но переговоры по новому контракту шли не очень активно. Получилось так, что я всё-таки попал на Чемпионат Мира, и после этого турнира позвонил агент и сказал, что есть вариант поехать в НХЛ. Когда я это услышал, то понял, что ждал этот шанс и надо действовать.

- Консультировался с кем-нибудь по поводу переезда за океан? Всё-таки, это очень ответственный шаг.

 -Я у многих ребят узнавал всё, что можно. С Рубеном Бегунцем разговаривал, потому что он много знает про Америку. Он там учился в университете и жил много. Никита Зайцев тоже в этот год собирался уезжать, и я у него тоже что-то узнавал. Только разница в том, что он в Канаду собирался ехать, а у меня были предложения только от американских клубов. Но хоккейное сообщество, можно сказать, тесное, поэтому все готовы помочь.

- Можешь вспомнить самый запоминающийся момент на этом этапе карьеры?

- Первый матч в НХЛ – против «Чикаго». На предсезонной подготовке, после матча приносят протокол, где я был заявлен. Забрал его себе на память. Это такие моменты, которые всегда остаются в памяти и никогда не забываются. 

- С иностранным языком проблем не было?  

- Вообще практически не знал английский язык. Только если школьную программу, и то на «тройку» с натяжкой. Но я всегда знал, что если будет нужно, то выучу. В первое время мне предоставили репетитора, который на русском вообще не говорил. Как-то пытались меня обучить. Вот хоккейную терминологию я более-менее знал, так как в ЦСКА был главный тренер – Джон Торчетти. Но мне было тяжелее, когда с ребятами выходили куда-нибудь и сидели за ужином. Идет разговор, и в этом плане я не был «душой компании», не мог поучаствовать нормально в разговоре.

- Какой матч ты бы занес себе в актив во время выступления за «Филадельфию»?

- Тот, в котором забил первый гол. Игра против «Детройта». Когда ты забрасываешь команде, на которую ты смотрел в детстве на видеокассете – это незабываемо. Полный кайф!  

- Уже успел посмотреть наш город?

-В первый день, когда прилетел, пытался перестроиться по времени. Вставал пораньше и выходил из гостиницы гулять. Шёл до набережной и обратно. Набережная красивая очень – мне понравилась. Люди бегают, на велосипедах катаются. Когда днём лежал, отдыхал, в YouTube смотрел видео – «Что посетить в Хабаровске»? Куда сходить? Но пока не так много времени, чтобы ходить и гулять. Думаю посетить Краеведческий музей.  

- Перелёты не должны тебя пугать? Ведь в США тоже достаточно долго пришлось проводить время в самолете?

- Не столько перелёты пугают, а самому интересно, насколько мой организм сможет перестраиваться по часовым поясам. В Америке, вроде, три часа была самая большая разница. Здесь это намного больше, но команды постоянно летают и играют. Все стараются, поэтому я думаю, что с этим не должно быть проблем.

- Как тебе атмосфера на домашних матчах?

- Восхитительно! Правда, все очень нравится и во время гимна – «Славься, Амур» … До мурашек.

- Есть свои личные цели на сезон?

- Принести пользу команде и как-то самому перезагрузить карьеру, потому что последние сезоны получались скомканными. Не только по статистике, но и по игре, доверию тренера. Буду стараться. Приносишь пользу – и будет к тебе доверие.

- Болельщики очень хвалят тебя за первые матчи в составе нашей команды. Есть ли какие-нибудь слова для них?

- В первую очередь, пожелания здоровья – это самое главное. Потому что такие игры у нас получаются нервными. Верьте в нас! Мы делаем все, что можем. Иногда и то, что даже не можем, мы стараемся делать. Не всегда все получается, но мы работаем.

- Есть какие-нибудь у тебя ритуалы перед игрой?

- Нет…Покушать да поспать (смеётся)

- Как познакомились с женой?

 - На сборах. Когда приехал со сборной России в Новогорск, там и познакомились. Она чемпионка Мира и Европы по художественной гимнастике. По званиям пока отстаю, но МСМК (Мастер Спорта Международного Класса) есть у нас обоих, наконец-то. Есть шанс выйти вперёд, но это в будущем.

- У тебя двое детей. Дочь Александра и сын Артемий. С их появлением сильно изменилась твоя жизнь? 

- Да. Когда появляются дети, меняется кардинально все. Но я скажу так, что это приятные хлопоты. И когда бывает, что не слушаются и ведут себя плохо – злишься, сердишься. Но и когда с утра к тебя они забегают, начинают на тебе прыгать, смеяться, веселиться – это прекрасно.

- Сын пойдет по стопам отца? 

- Настаивать не буду. Направление мы ему задали. Вот недавно было день рождение – 4 года исполнилось, он сказал – “Папа, я хочу с тренером заниматься”. Я просто не хочу сам его тренировать. Изъявил желание, и пока был без работы, нашёл секцию с тренером. Они учатся кататься, тренируются. 

- Есть любимое хобби?

- Много чем люблю заниматься. Рыбалку люблю. Охоту тоже. Полтора месяца этим и занимался, пока без работы был. Много сериалов смотрю, когда советуют интересные. Последнее «Игра в кальмара» - всем рекомендую.

БЛИЦ.

 ТОП 3 в твоем плейлисте?

- «Порнофильмы» – «Я так соскучился», «Король и шут» – «Кукла колдуна», Михаил Круг – «Кольщик»

- Любимые сериалы?

- «Игра Престолов», «Бумажный дом».

- Красная икра или Тверской пряник?

- Красная икра (улыбается).

-Твой кумир?

- Таких сейчас нет, но в детстве – это Илья Ковальчук.  

- Какие были у тебя или есть прозвища?

- «Люба», «Любим».

- ТОП 3 любимых книг?

- «Богатый папа, Бедный папа», «Граф Монте-Кристо», весь сборник Дэна Брауна.  

- Идеальный отпуск?

- Остров, океан, семья.  

- О чем думаешь, в первую очередь, утром или перед сном? - О семье.

- Самый любимый праздник?

- Новый год.  

- Как поддерживаешь себя в форме?

- Тренировки.

- Любишь сюрпризы и неожиданности?  

- Не очень, но они часто случаются.

- Что хочешь попробовать интересного в жизни?

- Получить удостоверение пилота для малой авиации.  

- Главная мечта?

- Кубок высших эшелонов (Кубок Стенли, Кубок Гагарина, Чемпионат Мира).

- В чем сила?

- В правде.

фото: NHL.com, tverisport.ru