Фильм о погибшем «Локомотиве» = сериал на «России-1». Выпускать такое к 10-летию трагедии – стыдно
Головин не советует.
9 сентября в прокат вышел фильм «Небесная команда» – драма, посвященная ярославскому «Локомотиву», который разбился в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года. Съемки проходили в Ярославле, Москве и Минске, консультантом выступил Вячеслав Фетисов, музыкальным консультантом – Михаил Козырев, а на экране часто мелькали известные актеры.
Объясняем, почему все это не спасло фильм от провала.
В фильме не показывают игроков – сюжет вертится вокруг фанатов, а хоккеисты есть только на архивных видео
«Небесная команда» начинается со сцены пробуждения. Хоккеист молодежки «Локо» Артем (Антон Рогачев) понимает, что опоздал на тренировку, мчит на нее под оханье бабушки, тренер-директор (Алексей Гуськов) в наказание заставляет его отжиматься, но на этом проблемы не заканчиваются. На занятии Артем дерется с партнером, за что тренер вызывает в кабинет. Там он объясняет, что Тема – невероятно одаренный хоккеист, но из-за постоянных косяков в поведении его судьба решится на педсовете.
Неожиданно тренеру сообщают, что у жены случился инфаркт. Он убегает в больницу, но перед этим сообщает Артему, что завтра планировал в Минск на игру-открытие сезона КХЛ – «Динамо» против «Локо». И уехать не просто так, а чтобы привезти вместо заболевшего фаната баннер – тот самый, при котором «Локомотив» не проигрывает. Эти слова магически действуют на Артема: он решает наплевать на педсовет и сам отвезти баннер в Минск вместо удалившегося в больницу тренера. Хотя у Артема нет на это денег, а еще против бабушка.
Приключения молодого хоккеиста – основная линия фильма, которая занимает около половины времени. Другие – тоже главные, но менее прописанные персонажи – администратор «Локо» Маня (Ирина Розанова), невеста хоккеиста Кирюхина Юля (Янина Третьякова), фанатка Барселона (Анна Уколова), фанат Странник (Андрей Мерзликин), фотограф Володя (Никита Волков). Все они, как и Артем, тащатся от команды из Ярославля, но у каждого есть сложность, из-за которой они могут не поехать в Минск.
Дальше будут спойлеры. Если вы собираетесь смотреть фильм, пропустите один абзац.
В итоге герои встречаются в одном поезде, поют и веселятся, а через несколько часов на станции узнают, что команда их мечты разбилась при вылете из Ярославля. Но они все-таки доезжают до Минска и со слезами на глазах растягивают баннер. Дальше – кадры с посвящением «Локо» и конец.
Вероятно, главный минус для тех, кто собирается на кино о том самом «Локомотиве», – в фильме нет команды. Игроки появляются или на архивных кадрах матчей КХЛ (10-секундные фрагменты в те моменты, когда Маня, Артем, фотограф или другие болельщики вспоминают, как топили за «Локо» с трибуны), или на траурных портретах за две минуты до конца. Все остальное время прототипов погибших хоккеистов показывают исключительно со спины – даже в сценах знакомства с женами или в момент, когда они делают предложение. Еще мы слышим их голос, но в реальности это, конечно, актерская озвучка.
Получается, фильм, который названием намекает, что он о той самой команде и трагедии, – совсем не о «Локомотиве». Он – о болельщиках.
Это не проблема, потому что о болельщиках снято много качественных фильмов. Причем необязательно скатываться к теме хулиганов (фанатские фильмы в основном о них), достаточно просто добавить к драме спортивную составляющую. Например, «Дело Ричарда Джуэлла» о теракте на Олимпиаде-1996 (режиссер – Клинт Иствуд) ни разу не спортивное кино и даже ни одного спортсмена в кадре там нет, но без связи со спортом ничего бы не получилось.
«Небесная команда» – не «Ричард Джуэлл», не «Яшин» и даже не «Стрельцов». Она дотянула по уровню максимум до низкобюджетных «мувиков» «Матч ТВ», которыми очень гордилась Наталья Билан.
Проблема 1. Фильм не тянет на драму: сюжет высосан из пальца, а все переживания героев созданы из ничего
Во-первых, у фильма нет жанра.
Это не спорт – оттуда только архивные кадры. Не приключения – похоже, если смотреть только на линию Артема, но неожиданных поворотов и интриг в ней меньше, чем на выборах. Не комедия – отдельные реплики вроде обыгрывание армянского акцента – что-то из репертуара комедий с Михаилом Кокшеновым. Например: «Только иди как мишка. Не мишка (показывает медведя), а мишка (показывает мышь). Или «Какой Ашот? Поезд на Баку уходит с другого пути».
На афише написано, что «Небесная команда» – драма, но драмы в ней почти нет.
(дальше – снова спойлеры. Пропустите семь абзацев, если не хотите видеть их)
Вот самая фактурная линия – хоккеиста молодежки Артема: убежал из дома от бабушки, через окно залез в кабинет тренера за баннером, приехал в грузовом вагоне в Москву, отбивал баннер у бомжа, потерял рюкзак с документами, попал в полицию, сел в поезд до Минска. Наблюдать за этим просто скучно. Доставка баннера на матч, какие бы пафосные слова о нем ни говорил тренер в начале, – так себе интрига, а побег от бабушки впечатлит разве что зрителей ТНТ перед начальной школой.
Что предлагают другие линии? Жена тренера, которую свалил инфаркт, сразу приходит в себя, тренер успокаивается и исчезает до конца фильма, чтобы появится в нем пару раз на 30 секунд в вагоне с болельщиками.
Проблема администратора Мани – боязнь летать. Она обозначает это парой реплик в первые 15 минут, дальше просто садится в электричку до Москвы, оттуда – в поезд до Минска.
Фанатку Барселону не отпускают дети (две реплики в стиле «Мама, тебе что, команда дороже нас?») – дальше она тоже садится в поезд.
Фаната Странника по этой же причине пилит жена (одна сцена), он не отвечает и едет на вокзал.
Фотограф просто радуется, что его отправили на матч.
Где здесь драма? Она появляется только в момент, когда болельщики узнают о гибели команды, но все, что придумал режиссер – просто минуту водить камеру по ошарашенным лицам. Дальше – конец фильма.
Проблема 2. Вокруг «Локомотива» выстраивают миф, но переживать за команду не хочется
Во-вторых, из фильма непонятно, почему фанаты так сильно любят «Локомотив».
Казалось бы, не получается драма – сними про фанатскую любовь, которая сильнее религии. Ради которой Барселона оставляет дома детей, ради которой Артем кидает бабушку, ради которой Странник готов развестись с женой. За что тот состав «Локо» обожали? Фильм не отвечает на этот вопрос.
Точнее, пытается, но ничего не выходит. Хоккеисты вроде как обозначаются добрыми рыцарями. Например, всем составом дарят администратору Мане часы на юбилей. Для проникновенности действие происходит на темном льду в центре арены, во время вручения весь состав в полном обмундировании бьет клюшками по льду. Возможно, этот момент впечатлит самых сентиментальных, но по факту он – обыденность, которая показана пафосно и неправдоподобно.
Другой момент: команда приходит в больницу к девочке, которой шайба попала в лицо. Каждый игрок, выходя из палаты, демонстративно желает Вике выздоровления. Снова пафос (в спорте сотни атлетов каждый сезон навещают больных и переводят миллионы на благотворительность) и неправдоподобность (ну зачем всей командой?).
В середине фильма выздоровевшая Вика (тоже фанатка «Локо») поможет Артему попасть на поезд до Минска и между ними случится следующий диалог: «Это же для «Локо», а не для кого-нибудь. Ты их видела?» – «Видела» – «И они всегда такие».
В качестве подтверждения «таких» режиссер показывает 10-секундный фрагмент, как Йозеф Вашичек дарит свитер болельщику на инвалидной коляске. Артем Ребров и Дмитрий Комбаров регулярно дарили игровую форму фанатам и фотографировались с инвалидами, Георгий Джикия оплатил сотню горячих обедов пенсионерам, Даниил Куликов помог приюту для собак. Или они тоже «такие»? Вообще-то взаимодействовать с фанатами и жертвовать на благотворительность – нормальная практика.
После этого момента еще сильнее кажется, что режиссер пытается выбить сочувствие к команде дешевыми методами (если все время показывать голодную собаку с перебитыми лапами или ребенка из детдома – конечно, им сочувствуешь, но фильм должен состоять из чего-то большего) и лепит миф (фрагменты со свитером или приходом в больницу – неужели не нашлось чего-то более солидного?)
Когда фанаты узнают о гибели команды, им очень хочется сочувствовать. Но не выходит: как плакать или хотя бы получить ком у горла, если за 80 минут тебе три раза со спины показали шаблоны, словно из FIFA-2005 – без характеров и объемных характеристик? Все, что можно сказать про игроков по итогам сцен с ними: они – добрые.
Фильм пытается очеловечить хоккеистов, на несколько минут фокусируясь на четверых – Александре Калянине, Никите Клюкине, Сергее Остапчуке и Андрее Кирюхине. Зрителю показывают их знакомство с женами, период отношений, момент предложения, но все это проходит в формате слайд-шоу – по 15 секунд на событие. Что говорит о человеке предложение, сделанное на берегу озера рядом с каретой? А что – обещание купить в подарок дорогие часы, если команда попадет в плей-офф? Наверное, снова показывают доброту. Другими качествами игроков не наделили.
Некоторые моменты и вовсе остаются незаконченными. Например, в первые пять минут тренер замечает грязную руку Артема. Спрашивает, почему юноша не моется. Тот отвечает, что моется, просто эту руку ему пожал Галимов, вот и не мочит ее много дней. Больше фамилия Галимова в фильме вообще не всплывает. Кто это? Почему после его рукопожатия человек не моет руку? Даже намеков нет.
В финале, конечно, больно от трагедии, но так и не становится ясно: почему тот «Локо» безумно любили? Почему даже московские полицейские, узнав, что Артем – фанат ярославцев, рвут протокол и отпускают его из отделения? Скорее всего, ответ знают в Ярославле, но фильм снимали для всей России. Как узнать о причинах любви зрителю из Тюмени, Сочи и Москвы?
Если кто-то думает, что сближать героя со зрителем умеют только в Голливуде, – это абсолютно не так. В «Докторе Лизе» сложную героиню за два часа превратили в ту, которой невозможно не сопереживать, – без единой смерти и показав всего один день из ее жизни. В более низкобюджетном «Кто-нибудь видел мою девчонку?» абьюзер, наркоман и еще кинокритик Сергей Добротворский умирает от передоза примерно через 80 минут, но ему сочувствуешь, потому что он показан человеком, а не трафаретом. Даже Сарик Андреасян научился создавать характеры: в «Землетрясении» герои не просто куклы, погребенные под обломками домов, а персонажи с микрокосмом.
Проблема 3. Игра актеров и музыка – провал
В-третьих, фильм с первых секунд напоминает дешевые мелодрамы на «России-1».
Администратор Маня (Ирина Розанова) будто перепутала съемки и сыграла роль еврейской мамы из «Одессы» Тодоровского – комедийный говор, карикатурные присказки, деревенский напор. Ее партнеры по стартовым минутам (работники ледового дворца) – такие же нелепые. Вот реплика в сторону Мани полуалкаша, который управляет заливочной машиной: «Могли бы замутить что-нибудь вместе! Знаешь, сколько от меня зависит? Я могу на победы влиять». Он точно не сбежал из массовки «Заколдованного участка»?
Фанат Георгиныч внешностью напоминает мужика из рекламы «Сеалекс», а поведением – безумных дедов из фильмов вроде «Крымского моста». Почему-то российские режиссеры часто считают, что слушать поток сознания от пожилых – это смешно. Но выглядит все же жалко.
Фотограф Володя изображает радость от того, что поедет на матч «Локо», и робость перед Вячеславом Фетисовым примерно так, как изобразил бы ее каждый из нас – нелепо и робко. Он именно что играет эмоции, а не живет ими, отчего ему вообще не веришь.
Сцена встречи жен хоккеистов в баре – отдельный кринж. Девушки разговаривают, будто на вступительных в театральный, а сценарист (он же режиссер) подсовывает им такие реплики: «Мы с Сережей расстанемся всего на пару дней» – «С любимыми не расставайтесь!»
Из-за слабого сценария даже большие актеры выглядят банально, и возникают такие диалоги: «Почему ты Барселона?» – «Да первый выезд был в Барселону, я там так зажигала. А ты почему Странник?» – «Да сам не знаю. Друзья говорили, что странный, вот и Странник».
Из титров выяснилось, что у каждого героя был прототип. Часто человек и его экранное воплощение сильно совпадали внешне, но сыграть взаправду оказалось сложнее.
На фоне профессионалов лучше всех сыграл консультант «Небесной команды» Вячеслав Фетисов. Две минуты он отработал, не выходя из образа чиновника и телеведущего «Звезды», зато сделал так, что ему веришь: ну да, это натуральный Фетисов.
Дешевизной отдает еще и из-за музыкального фона – он сопровождает большую часть сцен. Артем опаздывает на тренировку – волнующая музыка. Невеста Кирюхина ругается с мамой, обсуждая первый матч сезона, – грустная музыка. Тренер отчитывает Артема в кабинете – официозно-нейтральная. Музыкой режиссер будто пытается заретушировать провальный сценарий и слабую игру актеров, добавляя драмы, усиливая эмоции. Получается только хуже: ощущается халтура, в том числе – в самой музыке, которую, кажется, надергали в библиотеки бесплатных сэмплов (композитор фильма – Ярослав Тимофеев, который писал музыку для «Человека из Подольска»).
Во время титров удивление только усиливается: музыкальный консультант картины – Михаил Козырев. Вдвойне странно, что идеолог «Нашего радио», «Нашествия» и «Неголубого огонька» насоветовал такое. Хотя в нескольких местах Козырев все-таки угадывается. Например, когда Артем прямо на улице заклеивает рану, фоном идет «Брошенный богом мир» от «Машины времени», когда лезет через окно в школу – «Медведица» от «Мумий Тролль», когда дерется с бомжом – «Молодые львы» от «Ундервуда». Хороший выбор для фильма из 2005-го или про событие, но не для «Небесной команды».
Кстати, в финале поверх архивных фото с настоящим «Локо» играет «Мы с тобой» от Алсу и Басты – тоже так себе выбор.
Другие странности: нагнетание беды, виды церкви, уход в облака
На протяжении фильма герои несколько раз вспоминают про форум, который в те дни проходил в Ярославле. Очевидно, речь про мировой политический форум под эгидой президента. По одной из заговорщицких версий, он косвенно стал причиной трагедии. На аэродроме ждали посадки самолета Дмитрия Медведева, пилотам Як-42 с хоккеистами «Локо» приказали взлетать немедленно с половины полосы (другая оказалась перекрытой), те действовали в спешке. Самолет не набрал нужную скорость и упал прямо за полосой.
В фильме эта версия не звучит, люди просто произносят: «Форум!» Зачем?
Почти для всех зрителей финал фильма известен, но создателям этого мало. Они с первых минут оставляют зацепки, чтобы особо чувствительные охнули: «Ну вот, святой отец не успел освятить команду, поэтому она и разбилась». Атмосфера трагизма и скорого ухода в небеса создается в том числе визуально: Маня освящает святой водой форму, за окном ее поезда видна церковь, за окном квартиры Странника тоже видна церковь, камера в Ярославле неизменно парит над монастырем.
За несколько месяцев до релиза создателей критиковали за постер: на нем хоккеисты поднимаются по трапу в облака. В интернете шутили: «Не хватает теглайна «здоровья погибшим», а так все ок, конечно» или «На тренировку к небесному Тарасову и Харламову (простите, я не хотел)». В фильме есть почти идентичная сцена: перед титрами игроки «Локо» выстраиваются на льду и едут к дальнему борту, за которым – облака. В них хоккеисты исчезают.
Следом на экране по очереди появляются постеры и имена погибших – самая пробивающая душу сцена. Жаль, что ради нее пришлось смотреть 90 минут.
Фото: кадры из фильма «Небесная команда»
Режиссёром съёмок фильма про Локо явно должен был быть фанат этой команды, знакомый с игроками, лично переживший эту трагедию, и иметь определенный талант, и близость к госбюджету, а сам фильм не должен сниматься под определённое событие, чтобы не довлели сроки. Как это все обьединить- вопрос.
И выпускать такое стыдно не только на 10 летие трагедии, а вообще всегда.