8 мин.

«Каролина» взорвала межсезонье в НХЛ оффершитом игроку «Монреаля». Это месть за такую же попытку два года назад

Проблемный контракт для обоих.

Конец августа – самое мертвое время межсезонья НХЛ. 85% свободных агентов уже получили свои контракты (даже в коронаврусном сезоне со смещенными датами), составы почти укомплектованы, неопределенность остается у совсем небольшого количества игроков. Генеральные менеджеры уезжают греться на пляжи, как и их многочисленные ассистенты.

Сонную лощину взорвали какие-то придурки – ведь имя «банда придурков» стало почти официальной идентификацией «Каролины». Они предложили контракт Йеспери Котканиеми – 21-летнему финскому центру «Монреаля». Причем контракт очень необычный – на 6 млн и всего один год. Прибавка после 925 тысяч долларов, которые финн получал по контракта новичка, очень серьезная. «Каролину» не смутило даже то, что в укороченном сезоне Котканиеми набрал лишь 20 очков, а в плей-офф иногда вообще выпадал из состава.

Мы уже рассказывали, что такое оффершит. Так что вкратце напомним: его могут получить ограниченно свободные агенты, отыгравшие определенное количество матчей, закрепленное в коллективном соглашении. Поэтому «Миннесота», например, может не беспокоиться насчет Кирилла Капризова – он провел лишь один сезон в лиге и другие клубы не имеют права бросать ему оффер. 

Клуб, получивший оффершит, имеет одну неделю, чтобы повторить предложение или отказаться и получить компенсацию в виде драфт-пиков, в зависимости от величины контракта. 6-миллионное предложение «Каролины» подразумевает компенсацию в виде пиков первого и третьего раундов. Если бы сумма контракта была на 66 тысяч больше, то комплект включал бы в себя еще и выбор во втором раунде.

Другое важное условие – если клуб повторяет условия контракта, то должен повторить их полностью. Поэтому их пытались делать невозможными для принятия – как «Каролина» в 1998-м выписывала гигантские бонусы Сергею Федорову за проход в финал: «Ураганы» бы туда вряд ли прошли, а вот «Детройт» – да. Но Майк Илич был готов платить – и вряд ли в итоге пожалел. Таким был контракт, который в 2012-м предлагала «Филадельфия» Ши Уэберу – этот клуб мог заплатить 13 миллионов подписного бонуса в один день, а «Нэшвилл» с маленького рынка уже с трудом. Но «Хищники» все же решили повторить предложение.

Это почти весь контекст, но не весь. Два года назад, в день открытия рынка свободных агентов, «Монреаль» сделал оффершит Себастьяну Ахо из «Каролины». Правда, предложение получилось максимально травоядным и беззубым: выдвигались предположения, что финн может спокойно претендовать на 9+ млн и наверняка доставит много головной боли менеджерам «Каролины». 

Вместо этого «Монреаль» выкатил предложение на 8,45 млн и 5 лет. Цифра, скорее всего, была выбрана не просто так: она проходила по верхней черте диапазона, когда за успешный оффер надо платить пики первого, второго и третьего раундов. Если бы генменеджер Марк Бержевен накинул еще десять тысяч сверху, то платить надо было бы уже два первых пика, второй и третий. В общем, «Канадиенс» захотели получить топ-центра, но рискнули только наполовину. 

На пресс-конференции Бержевен убеждал журналистов: «Ахо принял наше предложение. Он хочет приехать в Монреаль. Он видит наших молодых игроков и хочет стать частью этого. Сейчас мы горды, но предстоит немного подождать». Скорее всего, Ахо хотел немножко другого: в оффершите «Монреаля», как и в предложении Уэберу в 2012-м, был зашит солидный подписной бонус в 11,3 миллиона. Возможно, менеджер думал, что «Канадиенс» такие деньги могли выложить легко, а «Каролина» с маленького рынка – с трудом.

Генменеджер «Каролины» Дон Уодделл говорил, что коллега из «Монреаля» только облегчил ему работу. Клуб промолчал неделю и только после этого объявил, что повторил предложение (хотя на самом деле решение было принято мгновенно). Но в «Каролине» это историю не забыли – еще пару лет назад анонимный генменеджер говорил: «Если в пятницу кто-то выйдет на моих игроков с оффером, то я буду на протяжении десяти лет присылать офферы кому-то из этого клуба в ответ». В 2020-м «Каролина» промолчала, а через год ударила.

Почти все журналисты указывают на то, что идея подкинуть свинью исходит даже не от самих менеджеров, а от владельца команды Тома Дандона. Миллиардер запомнился экстравагантными заявлениями и жестами (нежеланием играть в белой форме и драфтовать защитников под высокими номерами), но надо признать: именно после покупки команды Дандоном вечный середняк с полупустыми трибунами превратился в сильную и интересную команду. Теперь Дандон хочет мстить.

Само оформление показывает, что «Каролине» Котканиеми не очень-то и нужен: если бы был нужен, то, скорее всего, предложение прилетело бы уже в первые дни рынка (с Ахо так и было). Но в «Харрикейнс» дождались конца августа – и по эффектности и эффективности это можно сравнить с военным наступлением на рассвете, прямо на невыспавшегося противника.  

Зубоскальство соцсетей «Каролины» прямо показывает, зачем все это придумано. Заявление об оффершите сделано на французском и в точности повторет твит «Монреаля» двухлетней давности. Комментарий Дона Уодделла слово в слово повторяет слова Бержевена об Ахо. В размер зарплаты (6 млн 100 тысяч 15 долларов) зашит номер Котканиеми (15-й), сделка предусматривает подписной бонус в 20 долларов (номер Ахо). 

В общем, вся обстановка показывает, что это не хоккейное решение. Очевидно, что Котканиеми сейчас не стоит 6 миллионов. Очевидно, что у «Каролины» нет нужды в центрах – там есть Ахо, Джордан Стаал, Трочек, может сыграть Нечас. Среди молодежи выделяются Друри, младший Сузуки, Пономарев. «Каролине» явно нужен вингер, по сообщениям инсайдеров, она приценивается к Тарасенко, но вместо этого клуб тратит время и место под потолком на месть «Монреалю».  

Далее, если «Канадиенс» не станут повторять предложение, то «Каролине» через год, чтобы продлить Котканиеми, нужно будет сделать квалификационное предложение – и оно не может быть меньше предыдущего контракта. То есть финн теоретически может провалить сезон, но ему надо будет как минимум сохранить зарплату – или он станет неограниченно свободным агентом.

А что «Монреаль»? Позиция у него отвратительная. Один из лучших сдерживающих центров лиги Дано ушел, как и арендованный под плей-офф Эрик Стаал – сразу минус половина оси, добравшейся до финала. Если Котканиеми отпустить, то из центров остается безумно талантливый Сузуки – но один. За его спиной есть пахарь, но не талант Эванс, пока проваливающий переход на взрослый уровень MVP МЧМ Пелинг и в теории Друэн, которого когда-то безуспешно пытались сделать полноценным центром. Это не линия центров для команды плей-офф. 

Чтобы не опускаться в увлекательный процесс погони за драфт-пиками, «Монреалю» надо повторять предложение. Но вот загвоздка – его платежка уже забита до краев, а через год тоже надо будет давать Котканиеми 100% от контракта. А еще – продлевать Ника Сузуки, который блистал в плей-офф. И его агент теперь сможет просить сразу 8-9 млн – почему нет, если у Котканиеми уже 6? 

Также была информация, что «Каролина» подловила «Монреаль» еще и с потолком: в межсезонье клубы не могут превышать его более чем на 10%, и принятие контракта Котканиеми выводит клуб за эту грань. Однако источники в клубе сказали Sportsnet, что такой проблемы нет – даже с контрактом Котканиеми у клуба останется немного места до разрешенной границы.  

В любом случае «Монреаль» попал в цугцванг. Отпустить игрока – значит остаться без центров, получив взамен средние драфт-пики (вряд ли «Каролина» вдруг пропустит плей-офф в новом году). Повторить предложение – сильно переплатить юниору, скорее всего, переплатить ему еще раз через год, плюс искать варианты разгрузки платежки, чтобы впихнуть туда не только Котканиеми, но и упомянутого выше Сузуки. 

При этом руководство «Каролины» провело средненькое межсезонье. Разогнали всю старую бригаду вратарей и подписали на их место двух травматов, отпустили на рынок свободных агентов топового защитника Хэмилтона – а теперь, как в анекдоте, находят свое счастье в том, чтобы спалить хату соседу, при этом не решив собственных проблем.

Хотя сосед, конечно, сам виноват в этой ситуации. Никто не заставлял Марка Бержевена кидать оффершит, который «Каролина» гарантированно повторяла, при этом утаивая злобу. Никто не заставлял его выписывать Джошу «одна шайба за сезон» Андерсону почти 6 млн – и так далее, и так далее.  

Дубина уже пролетела мимо головы «Монреаля» в эпизоде с Прайсом, которого не защитили на драфте расширения, но хитрый план сработал. Сейчас клубу предстоит принять решение, которое определит ближайшие пять или даже больше лет развития. В постлокаутной НХЛ из девяти оффершитов не был повторен лишь один – Дастина Пеннера в 2007-м. Сделка Котканиеми вполне может стать второй.

Молодых звезд НХЛ можно увести с помощью оффершита. Этот трансферный прием ненавидят вcе

 «Такого турнира, как на Олимпиаде-1998, больше не будет никогда». Чешский вратарь 8 лет играет в России и обожает Екатеринбург

Здесь начинали Скотти Боумэн и Майк Кинэн – два из топ-10 тренеров НХЛ. История одной отставки

Фото: globallookpress.com/Ryan Remiorz/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Elsa Hasch/Allsport, Minas Panagiotakis/Getty Images, Bruce Bennett