Плевок в вечность. Прощание «Вегаса» с Флёри — то, чего вы не хотите видеть со своим клубом
Пре-прескриптум: я начал писать этот пост до того, как в Неваду перебрались Евгений Дадонов и Лоран Броссуа, поэтому цифры, возможно, где-то я недостыковал. Если да, то заранее прошу прощения.
Прескриптум: посмотрите ещё раз, что делал для нашей команды этот улыбчивый парень хотя бы в последнем сезоне.
Те, кто читают мой блог давно, наверное, замечали, что особую отдельную теплоту из всех «рыцарей» я всегда питал к Марку-Андре Флёри. Не самый оригинальный вкус, но самый логичный и объяснимый. Больше восхищаться его эффектной игрой за «Вегас» нам не придётся. И, увы, попрощались с Марком совсем не так, как могли, должны были и как стоило.
Конечно, обмену Цветка в «Чикаго» можно найти массу объяснений. На длинном контракте Робин Ленер, а в фарме в этом сезоне блистательно играл Логан Томпсон. Флёри 36 лет, а он провёл сезон жизни — после таких перформансов менять игроков проще всего, потому что охочие всегда найдутся. Тем более когда вратарь берёт Везину и Дженнингс. Платёжка, как всегда, битком, на свободных агентов не хватает, а в поле у команды на решающих стадиях плей-офф вдруг наступает, простите, тотальная импотенция. Команда находится в режиме win now (как считают владелец и фронт-офис). В конце концов, замажь все фамилии в платёжке и спроси любого неглупого человека, как улучшить ситуацию в ней, и он ответит: ну, старого меняй куда-нибудь, чё тут думать-то. Казалось бы, всё логично и даже правильно.
Некоторые «инсайдеры», которые к команде отношение имеют меньшее, чем уборщицы на T-Mobile Arena, говорят, что Флёри просто обнаглел в край, не захотел уходить «по-хорошему» в прошлом межсезонье (напоминаю, тогда Цветка даже с неплохой доплатой никто не взял), повёл себя в прошлом плей-офф чмошно (напоминаю, это агент #29 Аллен Уолш, а не сам Флёри, запостил ту картинку с мечом в спине), да и вообще «ненавижу этого урода, привёз с “Монреалем”, из-за него вылетели, и Галлана тоже из-за него уволили». Пускай считают именно так — негоже рушить уютный мирок людей: если помните «На дне» Горького, то помните, к чему иногда приводит крушение мечты. С последним аргументом даже спорить не хочется, он слишком смешной.
Безусловно, я, как и большинство людей, болею за команды, а не за игроков. Конечно же, я всегда буду поддерживать именно «Вегас», а не теперь «Чикаго», «Тампу» с моим любимым игроком Никитой Кучеровым или кого-то ещё. Но сколько бы ложечек ни нашлось, осадочек теперь навсегда остался.
Четыре года назад легенда «Питтсбурга» Марк-Андре Флёри добровольно отказался от запрета на перемещение, чтобы его родные «птички» смогли сохранить молодого и на тот момент лучшего своего вратаря Мэтта Мюррея. Поехал в неизвестность, оставил всё знакомое и привычное и отправился на противоположный конец страны, перевёз семью. Не будь в лиге запрета на нашивку у вратаря, именно он стал бы первым капитаном «Вегаса», в этом нет никаких сомнений. Самый статусный игрок в составе, заведомо будущий член Зала хоккейной славы и всё прочее — сложно переоценить масштаб личности, которая сама предпочла стать частью новой команды.
Естественно, легендарного вратаря полюбили все и сразу. Открытый, весёлый и добрый канадец мгновенно стал тем, ради кого многие стали болеть за «Вегас». Даже с болельщиками «Питтсбурга» у нас сразу после его перехода сложилось взаимное уважение. Марк, ко всему прочему, ещё и заиграл великолепно, обретя вторую молодость.
Да, у Цветка действительно плохо складывался прошлый сезон. Возможно, его как-то надломила смерть отца, возможно, просто годы начали брать своё. Поэтому вскоре впервые за свою карьеру в Неваде Марк потерял место в основе — взятый из «Блэкхоукс» Ленер заслуженно занял последний пост обороны «Найтс», но в кубке Стэнли это не помогло.
В прошедшем же сезоне Ленер надолго сломался, а Флёри устроил феерию в рамке, и сложно сказать, кто же был лучшим игроком в составе «рыцарей» в регулярке — Стоун, заслуживший номинацию на Селке, космически крутой в этом году Алек Мартинез или же Флёри. В этом плей-офф основным был уже он, но итог тот же — всего лишь полуфинал.
Впрочем, это всё вы все знали и так. К чему я это, собственно, всё писал? К тому, чтобы вы, сторонние зрители или болельщики «Вегаса», вспомнили эти четыре сезона Флёри и оценили масштаб личности, которая вчера была обменяна в «Чикаго» за воздух — в обратную сторону направились права на Микаэля Хяккярайнена, но не он сам.
Заслуживает ли такой игрок обмена в разваленный (простите, болельщики «Хоукс», но это ведь факт) клуб? Заслуживает ли он того, чтобы узнавать о смене своей принадлежности через, прости господи, твиттер? Как вообще можно поступать так с игроком основного состава? Даже в фильме «Манибол» («Человек, который изменил всё» в нашем прокате — но здесь важно “money”) игроков меняли, говоря им в лицо: «Прости, мы обменяли тебя. Желаем успехов в новой команде». Неужели Марк не заслужил хотя бы этого?
Нет, если вам так дороги эти семь миллионов под кепкой, вы же могли попросить Марка завершить карьеру, дать ему хорошую должность в структуре и приплатить за лояльность — благо, платёжка от этого не пострадает, а Фоули не обеднеет. Но M&M's захотели и рыбку съесть, и в пруд не лезть — ну что ж, деньги считаете вы, а не мы, а кто платит, тот и музыку заказывает.
Марк был первой легендой в истории клуба, а учитывая его масштаб и значимость, неизвестно, когда в Неваде появится следующий такой игрок. С легендами нужно уметь прощаться. Это тонкое мастерство. Кого-то нужно отпустить на рынок, кого-то сохранять до конца карьеры у себя даже в ущерб платёжке. Деньги — это, конечно, многое, но есть же что-то ещё.
Такое некрасивое, мерзкое прощание с Флёри — на мой взгляд, лакмусовая бумажка для нынешнего фронт-офиса «Вегаса». Люди всегда запоминают первое и последнее. Цветок — первое значимое расставание в истории команды, и это точно не то, что будет приятно вспомнить. В первую очередь, оправдывая действия Маккриммона и Макфи непомерной зарплатой Флёри, помните, что эту зарплату они выписали ему сами. Этот обмен — камень, брошенный ими самими в собственный же огород. И брошенный максимально некрасиво.
У Флёри остался один сезон по контракту, после этого Ленер будет с тремя сезонами плюс Томпсон наверняка продлился бы, став бэкапом. Чемпионское окно в нынешнем виде «Вегаса» (я написал этот абзац до подписания Дадонова, которое наверняка повлечёт за собой ещё несколько сделок) закрыто ставнями, заколочено и забетонировано. Нужно серьёзно менять состав. Флёри выкинули — экономия $7 млн. Мартинез забрал $5,25 млн — и теперь камни в огород M&M's начну кидать уже я.
Да, Марти шикарно провёл последний сезон, но если он хотел пять — тогда один сезон, если хотел три года — четыре миллиона максимум. Ему 34, он только что провёл лучший сезон в карьере и вряд ли сможет сохранять этот уровень все три года контракта, который он получил — и что, новый якорь в платёжке? Затем выкинем его так же, как сейчас Флёри? Флорентино Перес одобряет. Но путь величия — это ещё и умение бережно обращаться со своими лучшими игроками. И «Вегасу» этому научиться пока только предстоит.
Да, Мартинезу нет альтернативы в команде прямо сейчас. Но в ближайшем резерве есть Кедан Корзак, готовый уже выбить с ноги дверь в основу. Это действительно серьёзная потеря в качестве, глупо отрицать, но где гарантии, что Мартинез после $5,25х3 сохранит свой уровень прошедшего сезона? Зато скидка в 4 с лишним миллиона с использованием Корзака или даже, чёрт с ним, $3,5 млн с Холденом (которого уже нет, потому что есть Дадонов, что почти наверняка означает, что на выход отправится Смит) дала бы шанс усилить атаку, которая у «Вегаса», мягко говоря, дохлая, когда дело доходит до поздних стадий кубка.
Маккриммон наконец-то обрёл своего любимого Нолана Патрика. Нет никаких сомнений, что он не обидит своего бывшего капитана (Маккриммон был тренером и владельцем «Брэндон Уит Кингз», где по юношам играл Нолан), выдавая ему этим летом контракт. Это точно будет мост, вероятно, на пару лет, с суммой, полагаю, в районе $1,5-2,25 млн. Хотя Патрик этих денег сейчас, хоть убей, не заслуживает — провальный последний сезон, в котором он набрал очков меньше, чем Глэсс, сыгравший вдвое меньше матчей и сейчас примеряющий джерси «Нэшвилла», не даёт разумных оснований давать ему больше, чем сумму контракта новичка.
Нолан, полагаю, займёт место в центре третьего звена, между Кребсом и Таком — помимо боттом-лайн, у «Вегаса» теперь будет и «Бикини Боттом»-лайн. Все парни молоды, быстры и умны, Патрик получит полное время без ссылок в «Хендерсон» и в комфортных условиях наверняка начнёт оправдывать свой второй пик драфта. Но пока на позиции первого центра его использовать точно не вариант.
В итоге у «Найтс» осталось $212 тысяч (мы ж ещё Дадонова взяли, вау! И ещё Броссуа не пойми зачем), а 1С у нас по-прежнему Стивенсон. Наверное, вскоре мы узнаем, что Смит отправляется куда-нибудь в обмен на место в платёжке, что даст нам $5,2 млн свободных в итоге. Смотрим на рынок: Гецлаф, Крейчи, Бонино, Фолиньо... Бросьте, смешно. Ни один из этих людей, равно как и других вышедших на рынок, не способен на целый сезон закрыть позицию первого центра в контендере. Вариантов фактически хватит на пальцы одной руки: Айкел (стоит как крыло самолёта, а в платёжке места под него уже нет), Стэмкос (можно взять значительно дешевле, но надо ли это ему самому и надо ли это «Тампе»), Кузнецов (непонятно, как он адаптируется к новой команде и вообще готов ли он ещё играть на высочайшем уровне, либо же он уже вышел в тираж), Малкин (которого почему-то отчаянно несколько лет хотят убрать из «Питтсбурга», хотя на самом деле как будто бы и нет). Каждый из этих парней и получает много, и обойдётся недёшево.
Ну и кем в итоге усиливаться? Строумом, о котором активно говорят журналисты? Кесселом, на которого придётся работать всем фастфудням и шаурмешням Лас-Вегаса? Смешно. Фактически есть только один игрок, который действительно стоит того, чтобы забить им платёжку — Айкел. Ради него придётся отдать минимум двух игроков основы, а скорее даже трёх. Места под потолком, чтобы забить их места, будет ещё меньше, чем было до обмена Флёри. Да его и сейчас уже нет. Стоит овчинка выделки?
Забавно: в тот же день, что «Вегас» отправил Флёри в Иллинойс, Овечкин подписал пятилетний контракт с кэпхитом $9,5 млн с «Вашингтоном» и тем самым похоронил ведомость столичных. Не поймите сейчас превратно: я считаю, что «Кэпс» сделали всё абсолютно правильно. Главная легенда команды закончит карьеру там, где и начала. Можно спокойно гоняться пять лет за Гретцки, а если этого срока не хватит — дальше по обстановке смотреть. Вот вам и разница в отношении к своим легендам. Не то чтоб Маклеллан — генмен здорового человека, но уж точно сделал красивый и правильный ход.
Я уверен, что Айкел в итоге не окажется в «Вегасе». Во-первых, для этого нужно ещё платёжку освободить, во-вторых, мнение Айкела «Баффало» спрашивать не обязано, а кто-то, кто предложит больше «Найтс» (по слухам, предлагают невадцы Смита, Хейга, Кребса и первый пик), наверняка найдётся. За кем тогда гоняться?
Если в итоге получится, что Флёри покинул команду, в которой хотел закончить карьеру (спойлер: не исключено, что он её закончит прямо сейчас — говорят именно об этом, поскольку Флёри из Вегаса уезжать совершенно не хочет), ради того, чтобы первый центр в команде так и не появился, а без него, как мы все уже убедились, кубок не взять, даже если ты «Вегас» и у тебя свой, особый путь (я так не считаю, а вот фронт-офис «Найтс» год назад именно так, видимо, и думал, когда вместо 1С приземлил в городе Пьетранджело), думаю, в городе и в стане болельщиков «Найтс» не останется ни одного человека, который отзовётся о Маккриммоне и Макфи положительно.
Марку — удачи и успехов. Ты навсегда в наших сердцах, и ты заслужил свитер под сводами арены. Маккриммону и Макфи, надеюсь, ты больше руки не подашь. Хотя ты добрый и незлопамятный, так что, наверное, подашь.
Отказ от чего-то во имя высшей цели — это круто. Но надо ещё и думать, от чего ты отказываешься. И уметь отказываться. И обретать взамен что-то большее. Отказываться от легенды нужно хотя бы красиво. Как болельщику ещё и футбольного «Локомотива», мне уже второй раз за полтора года довелось увидеть, как из моей любимой команды выкинули её лицо. Два плевка разом: один в вечность, по заветам несравненной Фаины Раневской, другой в лицо каждому из болельщиков команды.
Что ж, окей, нам, болельщикам, не привыкать. Хотя бы налейте нам водички в кубок Стэнли, чтобы смыть ваш плевок, господа Маккриммон и Макфи.
А за материал спасибо