4 мин.

«Он не единственный, кто не брал меня на Олимпиаду». Как лучший бомбардир КХЛ Мозякин остался без Игр в Сочи

Олимпиада в Сочи-2014 повидала немало странных и неожиданных вещей, которые не поддавались объяснению даже самых опытных экспертов. Одна из таких случилась в сборной России по хоккею: главный тренер национальной команды Зинэтула Билялетдинов не пригласил в сборную одну из главных звёзд российского хоккея.

В сезоне-2013/14 Сергей Мозякин, нападающий «Металлурга» из Магнитогорска, не знал себе равных. В клубе он выступал в компании с Данисом Зариповым и Яном Коваржем — эта троица быстро стала грозной силой КХЛ, которую абсолютно заслуженно прозвали лучшей в лиге. Результативность кричала о том же.

Сомнений, что и Мозякин, и Зарипов поедут на юг России, чтобы отстаивать честь национальной команды не возникало практически ни у одного зрителя. Тем не менее ни одному мощному россиянину, ни второму в составе олимпийской сборной места не нашлось. И такое решение Билялетдинов преподнёс как стратегическое:

«Отсутствие двух лучших бомбардиров текущего сезона Континентальной хоккейной лиги Даниса Зарипова и Сергея Мозякина в составе олимпийской сборной России связано с тем, что я не могу приглашать только игроков атакующего плана. Нужны люди, которые способны обороняться и действовать в меньшинстве. Ведь такие ситуации обязательно будут. С этим связано включение форварда Сергея Соина. Он может нейтрализовать кого-то из лидеров соперников. Что касается Зарипова и Мозякина, то у нас и сейчас всего три пары нападающих, готовых действовать в меньшинстве. Причем ни Владимир Тарасенко, ни Александр Овечкин, ни Евгений Малкин у себя в клубах в таких моментах на лед не выходят», — объяснял специалист.

Решение наставника прокомментировали и в высшем руководстве. Александр Медведев, глава КХЛ, например, итоговому составу без Мозякина ничуть не удивился:

«После того, как Мозякина и Зарипова не взяли на Кубок Первого канала, было понятно, что их попадание в олимпийский состав маловероятно. Хотя, я думаю, ни один специалист не поставит их мастерство под сомнение. Они продолжают забивать в КХЛ, но это спорт. Посмотрите на состав канадской сборной — в олимпийскую заявку не попала целая плеяда великих игроков. То же самое касается и американской команды. У нас, конечно, любят говорить, что если бы поставили того, а не этого, а вместо того — другого, все было бы лучше. Но это — абсолютно неправильный подход!»

Сергей же историю с отсутствием приглашения воспринял нейтрально:

«Вопрос о том, почему меня не взяли на Олимпиаду, не ко мне. К тренерам сборной. Пресса удивляется тому, что меня не вызвали в сборную? Не думаю, что удивлены этому только вы. А я уже смирился с тем, что так случилось. Все понял седьмого января, когда увидел список. Согласен с мнением, что меня не взяли бы, даже если бы у меня было 100 очков. Что-то к этому добавить я не могу. Приеду ли в Сочи, если вдруг кто-то получит травму и я получу вызов? Конечно. Почему нет? Будет семь выходных дней. Отдохну — и приеду свеженький».

Однако грустить за Сергея не пришлось — нашлись новые поводы. Выступление команды на домашней Олимпиаде было по меньшей мере неудовлетворительным, а по мнению некоторых экспертов так и вообще позорным. Впрочем, и вылет подопечных Билялетдинова заставил болельщиков обратиться к уже ушедшему в историю мини-скандалу с Мозякиным: представители медиа снова принялись расспрашивать тренера-неудачника, могло ли что-нибудь измениться при лучшем бомбардире главной европейской лиги. Тренера такие вопросы совсем не радовали, как не порадовал журналистов и его ответ:

«Я других игроков для сборной не видел. Те, кто у нас был в составе — это лучшие. По всем позициям — вратари, защитники, нападающие. Поэтому я и сейчас не думаю ни о каких других возможных кандидатурах. Назовите мне, кого я не взял в сборную на Олимпиаду? Мозякина? Он бы тут до ворот не доехал» — резко ответил специалист.

СМИ тут же нарекли Билялетдинова одним из главных злодеев, которому не знакомо понятие этики или политкорректности. Но вот самого Мозякина слова наставника национальной команды снова не задели — никаких комментариев он не давал, а потому обсуждение в прессе продлилось не очень долго. К ней вернулись только четыре года спустя, когда сборная России (уже с Мозякиным в составе) добралась-таки до первой ступени пьедестала почёта.

«Мы никогда не ссорились с Билялетдиновым и не ругались. Ту фразу Зинэтула Хайдярович сказал журналистам, а не мне. Мы с ним всегда были в нормальных отношениях и по-прежнему общаемся. Для меня в этом не было ничего нового. Билялетдинов — не единственный тренер, который не брал меня на Олимпиаду. И не надо на этом зацикливаться», — ответил игрок на один из самых популярных вопросов после большой победы.

Стал бы Мозякин тем самым спасительным прутиком, который помог бы сборной России выбраться из пучины поражений на ОИ-2014? Этого мы уже никогда не узнаем. Однако сам Сергей от своего мини-отпуска точно не пострадал и не потерял ни грамма величия и значимости для российского хоккея.