Сергей Розин о карьере в КХЛ и переходе в любительскую лигу
Сергей Розин — воспитанник ленинградского хоккея. Он играл в командах «Сибирь» (Новосибирск), «Авангард» (Омск), «Салават Юлаев» (Уфа), «Северсталь» (Череповец), СКА (Санкт-Петербург), ЦСКА (Москва), «Торпедо» (Нижний Новгород), «Нефтехимик» (Нижнекамск), «Витязь» (Подольск), «Рубин» (Тюмень).
С 2017 года Сергей выступает в Санкт-Петербургской Хоккейной Лиге, а в сезоне 2020/2021 он стал чемпионом дивизиона «Премьер» в составе «Красной Звезды».
В интервью пресс-службе СПбХЛ Сергей Розин рассказал о профессиональной карьере, неожиданной смене деятельности и поделился секретом успеха его команды в этом сезоне:
— С чего начался ваш хоккейный путь?
— Я познакомился с хоккеем в первом классе. К нам зашел бородатый дядя, пригласил желающих попробовать после уроков поиграть в хоккей. У каждой школы тогда была своя ледовая площадка. Не знаю почему, но сначала я хотел быть вратарем. Мне было лень бегать, и я сразу встал на ворота. Но в то время хоккейной формы почти не было, а вратарской экипировки тем более. Поэтому я стал полевым игроком. Не знаю, получился бы из меня голкипер. Сначала был нападающим, но защитников не хватало, и тренер перевел меня в оборону. Могу играть и там, и там. Например, если нужно выскочить в нападение, то всегда помогу. Летом у нас был футбол, зимой хоккей. Плюс того времени, что я ходил в школу сам, и тренировался там же. Все было удобно и близко. Сейчас ребята ездят в разные районы города на учебу и тренировки вместе с родителями. К тому же, раньше ты если хоккеист, то не обращали внимание на оценки. А сейчас нужно успевать везде быть лучшим.
— В какой момент поняли, что хотите профессионально заниматься хоккеем?
— Сложно сказать. Просто мне всегда хотелось играть в хоккей, поначалу не задумывался об этом именно как о работе, не узнавал о зарплатах и т.д. Я любил даже просто смотреть хоккей. С друзьями ходили на матчи команды «Ижорец», а по ночам я смотрел игры НХЛ по телевизору. Сейчас все стало доступнее, можно любой хоккейный обзор найти в интернете. Меня начали привлекать в команду мастеров в 16-летнем возрасте. Играл по своему году и во взрослой команде. Первые игры я был в нападении. Передо мной ставили простые задачи — выйти на лед, побегать, не ошибиться и смениться. Затем команда 1977 г.р. повзрослела, и на профессиональном высоком уровне смогли заиграть всего несколько ребят. В том числе, я.
— Какой период считаете самым удачным в игровой карьере? Какие команды могли бы отметить?
— Время, когда был в ЦСКА. Тогда мне повезло поработать с великим тренером Вячеславом Быковым. Его отличало спокойствие, хотя сейчас принято повышать голос. В ЦСКА я провел достаточно много времени и больше всего играл. Уровень команды был по-настоящему профессиональный. Этот профессионализм заключался в том, что никто никого не заставлял ничего делать. Все понимали, что если не будешь работать, то не будешь играть. Хотя где-то оставалось такое, что на сборы ехали из под палки, может потому что раньше зарплаты были не такими большими. Но в основном, ребята не считали, сколько кто получает, а просто любили хоккей. Также мне посчастливилось играть в «Авангарде» под руководством Ивана Глинки, тренировочный процесс строился с европейским уклоном. Команда в Омске была хорошая. Я играл с такими мастерами как Александр Прокопьев, Максим Сушинкий, Томаш Власак, Павел Патера и др. Задача в Омске была отобрать шайбу и отдать нападающему. Я рад, что удалоcь поработать с такими игроками и тренерами, российскими и иностранными специалистами. В «Сибири» поиграл немного, но вспоминаю это время с теплом. Болельщики везде хорошие, но в Новосибирске лучшие, поддерживают команду всегда. Вообще в таких городах как Новосибирск, Тюмень сами жители добрые и отзывчивые, а на матчах всегда царит приятная атмосфера.
— Можете назвать партнеров, с которыми было наиболее комфортно играть? Ваше символическое звено
— В защите я долго играл с Константином Корнеевым. Нас как вместе поставили, так и не меняли. Если выбирать из нападающих, то это Денис Паршин, Сергей Широков, Александр Никулин. Еще бы отметил Вадима Епачинцева, он настоящий центральный нападающий. Вообще когда находишься в команде, нужно уметь играть со всеми партнерами. Хотя на бригады большинства и меньшинства обычно выходят определенные хоккеисты. Вспомнил интересную закономерность. Когда мы забивали в формате 5 на 3, то обычно всегда побеждали в этом матче. А если не реализовывали такое большинство, то в 99% случаев проигрывали. Вот такая статистика.
— Как пришли к решению заканчивать игровую карьеру?
— Это случилось само собой. Я принимал решение о завершении карьеры дважды. После сезона 2013/2014 в «Витязе» закончил, но в конце августа меня пригласили в «Рубин». Подумал один день и согласился. Я начинал в ВХЛ и завершил игровую карьеру там же. Меня хорошо приняли в Тюмени. Как оказалось, меня все знали. Была всего неделя на подготовку, а потом вливался в процесс непосредственно в играх. Меня поставили в пару с молодым защитником Кириллом Адамчуком, который сейчас закрепился в Северстали. Хороший парень, очень рад за него. Почему решил завершить карьеру? Потому что надо было давать дорогу молодым, старички были не нужны. Свои возможности нужно рассчитывать, где-то уже не успевал в скорости. Травм серьезных не было, только зубы и колени, но это ерунда, по сравнению с тем что было у ребят. Помню, как напротив меня у парня в раздевалке плечо вылетало.
— Чем занялись после завершения игровой карьеры?
— Меня занесло почти на два года совсем далеко от хоккея. Не то чтобы я устал, но просто хотел отдохнуть. Работал в крупной сети автосервисов, специализирующейся на шинах. Начал с грузчика и дошел до начальника склада. Здорово было познакомиться со структурой компании и получить совершенно другой опыт. Работа интересная, но тяжелая. Наблюдал за людьми, которые обращались в сервис. Кто-то слишком эмоционально на все реагировал, кто-то спокойно себя вел – прям как в хоккее. Будучи начальником склада собирал всех, давал задачи, координировал работу. Наверно так я готовился к тренерской деятельности. В какой-то день коллега, который был любителем хоккея, спросил у меня: «Серега, а что ты вообще тут делаешь?». Я тоже задался этим вопросом. После чего нашел контакты «Ижорца». И спустя полтора года после завершения игровой карьеры я вновь вернулся в хоккей.
— А в этот период вы как-то тренировались или играли?
— Работа у меня была не сидячая, в день проходил по 20-30 км. Поэтому это были своего рода тренировки. Но я даже не смотрел хоккей одно время. Оказалось, что заканчивать со спортом тяжело. На лед не выходил почти два года. Потом, наверное, соскучился. Организм отдохнул и сказал: «Сергей Владимирович, давай!».
— Были ли варианты поработать в другой стране?
— Особо не было возможностей. К тому же, я много поездил в свое время. Переезды в последние годы давались тяжело. Это сейчас у всех чартерные рейсы, а мы иногда несколько дней ехали на автобусе. Когда я играл, то отпуск был 1-2 месяца. В это время нужно было решить много жизненных вопросов и побыть с семьей, а затем снова уезжать. После завершения игровой карьеры времени свободного стало больше, но по привычке охватывал страх ничего не успеть. Сейчас уже это чувство отпустило, и я никуда не бегу. Хотелось бы остаться на одном месте в своем городе.
— Расскажите о тренерской работе в «Ижорце»
— Я тренирую команду 2006 г.р. У нас в 8:30 лед, а потом дети идут в школу. Также я помогаю коллеге по 2014 г.р. Когда я пришел в хоккейную школу, то оказалось, что знаком со многими. Например, я и ребята 85-ого года рождения — воспитанники одного тренера. С детьми работать интересно. С 2014 годом нужно больше терпения. Кажется на них иногда действуют магнитные бури, потому что юные спортсмены просто нас не слышат. Но они еще дети, только делают первые шаги на льду. Если я бы начинал как они, в 4-5 лет, то наверно не начал бы играть в хоккей. Просто не понял бы, зачем это нужно. Со старшими все по-другому. У ребят 2006 г.р. уже идет понимание игры. Сейчас они сами между собой начинают договариваться в каких-то игровых моментах.
— Как вы попали в СПбХЛ?
— Меня пригласили в команду «Аэро Пулково», где играло много знакомых по «Ижорцу». Это и Антон Малышев, и Роман Сычев. Затем Валерий Покровский позвал в ГЭС. В командах все ребята опытные. Все другу друга знаем, приятно играть и тренироваться. В этом сезоне Валерий Афанасьев предложил поиграть в «Красной Звезде», с ним вместе выступали в «Ижорце». Потом он уехал с ребятами в Мексику, а я удивился тому, что там есть хоккей. Я сыграл немного матчей, потому что часто работа совпадала с играми. Но когда детский чемпионат завершился, то уже смог полноценно присоединиться к команде.
— Каковы отличия любительского хоккея от профессионального?
— Во-первых, нет силовых приемов. Хотя они иногда проскакивают. Во-вторых, игра поспокойнее, нет напряжения. Выходишь на лед и просто получаешь удовольствие. Тут главное не забывать, что сейчас головой хоть и хочется побежать побыстрее, но уже не получается. К этому надо привыкать. Уровень команд в «Премьере» хороший, много молодых и активных ребят. Нам часто везло, что они не всегда забивали свои моменты.
— У многих любительских команд все как у профессионалов — есть свои тренеры, администраторы и т.д. Как все устроено в «Красной Звезде»?
— Есть ребята, которые ответственны за майки, воду. А так все знают, что надо делать и ничего не нужно контролировать. Четкого распределения обязанностей нет, все зависит от возможностей. У всех ребят хорошая самоорганизация и опыт, поэтому в этом плане нам наверно легче, чем начинающим любителям.
— Как оцените выступление «Красной Звезды» в этом сезоне?
— У нас хорошая команда в плане совместимости молодости и опыта с сильным тренерским штабом во главе с Валерием Афанасьевым. Я считаю, нам очень повезло с вратарем Алексеем Ивановым. Вытащил нас во многих моментах, надежно играл. Даже когда я выступал на высших уровнях, не было такой уверенности во вратаре. Здесь было спокойно и приятно выходить на лед, зная, что даже если ты ошибешься, он подстрахует. С таким вратарем в защите можно было вообще не играть. Чувствовалась сплоченность команды, хотя мы почти не тренировались все вместе. Не получалось собраться в связи с занятостью. Я приезжал только на игры. Но мы были друг за друга.
— Спустя годы не пробовали себя в амплуа голкипера, как мечтали в детстве?
— Нет, я что дурак сейчас идти на ворота? (смеется) Получил бы в голову на старости лет и ходил бы улыбался. Когда начал играть в поле, то уже не задумывался о желании стать вратарем.
— Поздравляю с чемпионством! Ожидали ли золотых медалей в этом сезоне?
— Спасибо! Каких-то глобальных целей как в КХЛ мы не ставили. Но все равно была задача попасть в плей-офф, а там пройти как можно дальше. В итоге прошли совсем далеко. Всегда на льду хочется выигрывать. После первой победной финальной встречи мы подумали, а почему бы и нет. Лучше еще один матч сыграть, чем два, потому что сил могло бы не хватить. Думаю, что если бы «Банк РОССИЯ» сравнял счет в серии, то потом они бы и стали чемпионами. Там отличные ребята, многих знаю. Нападение хорошее. Нам повезло, что у соперников где-то не получалось забить и использовать свои моменты. Потому что у них и команда моложе, и состав поровнее.
— Есть ли у вас определенные пятерки или все происходит по ходу матча?
— Валерий Васильевич обычно обозначает звенья перед игрой, иногда меняемся местами. Со всеми ребятами интересно и комфортно. Пробовал себя в нападении, но уже сложно бежать вперед. Меня приятно удивил Александр Виноградов, который в 50 лет играет просто отлично. Понятно, что скорость снижается, но руки шикарно работают, чутье голевое присутствует. Посмотрим, как я буду выглядеть на льду через 5 лет.
— Как долго планируете оставаться в хоккее в качестве игрока?
— Пока здоровье будет позволять, то буду играть. Приятно, когда тебя все знают, и ты всех знаешь. Настоящее удовольствие быть в своей стихии. Хотелось бы, чтобы состав команд чуть больше регулировался по возрасту. Потому что нам уже тяжело противостоять молодым ребятам.
— Собирались ли всей командой, чтобы отпраздновать золотые медали Кубка Банка РОССИЯ?
— Да, конечно. Валерий Афанасьев пригласил нас всех в свой ресторан. Послушали музыку и хорошо посидели. Обычно встречались только на играх, обменивались несколькими фразами, но наконец-то смогли спокойно поговорить обо всем.
— Если говорить о тренерской карьере, хотите ли попасть в команды МХЛ, ВХЛ, КХЛ?
— Пока нет ни желания, ни возможности работать со взрослыми командами. На сегодняшний мне нравится работать с детьми. Уже хочется основаться на одном месте.
— Планируете отдать сына на хоккей?
— Пока непонятно. Мы хотим, но он пока сам не хочет. Один раз ездил со мной на работу, посмотрел. Ему понравилось, но сказал: «пап, я тренироваться не буду, а работать в хоккее буду». И как быть? В Пушкине уже катались вместе на льду. Ему нравится футбол и хоккей, будем пробовать и то, и другое. Заставлять не хочется, но где-то нужно будет направить. Потому что его сверстники 2016 года уже начинают тренироваться.
— Чему вас научил хоккей?
— Прежде всего, хоккей научил дисциплине. Я привык соблюдать режим во всем. Например, сейчас если есть свободное время днем, могу поспать часик. Я научился правильному отношению к работе и к себе. Теперь передаю все это детям. Необходимо, чтобы они слушали тренера и родителей. Помню, как мой тренер говорил, что время пролетит незаметно, нельзя его упускать. Будучи детьми чаще всего махали на этой рукой. А сейчас понимаю, хорошо, что мы все-таки его услышали, усердно трудились и старались достичь большего. Хоккей всегда поможет в жизни, даже если не заиграешь на высоком уровне.
Автор — Наталия Сгибнева