«У летчиков, как и у вратарей, есть хладнокровие в действиях». Голкипер «Агидели» влюблена в авиацию
Мария Сорокина рассказала, почему нанесла на шлем портрет погибшего летчика.
От редакции Sports.ru: вы находитесь в блоге «Хозяйки льда» − официальном блоге Женской хоккейной лиги. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы посты о действительно красивом хоккее чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.
Социальные сети вратаря «Агидели» Марии Сорокиной наполнены публикациями об авиации. Хоккеистка часто приводит на аэродром своих друзей и посещает все авиасалоны, проходящие в России. Мы узнали, как началось ее увлечение авиацией, что объединяет летчиков и хоккеистов и почему в полетах важен страх.
− В 2007-м впервые попала на авиасалон МАКС, проходящий раз в два года в Жуковском. Еще тогда, в 12 лет, я была впечатлена масштабом праздника и разнообразием авиационной техники. Были представлены не только отечественные самолеты, но и зарубежные.
После выставки началась воздушная часть показа. Запомнились вертолеты и «Кубинский бриллиант» − ромб из девяти самолетов. Он составлен из четырех МиГ-29 авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» и пяти истребителей Су-27 АГВП «Русские Витязи». Но особенно сильно отложился в памяти одиночный пилотаж командира группы «Русских Витязей» − Игоря Ткаченко! Завороженно смотрела на то, как он выворачивал наизнанку самолет и плавил воздух форсажами! И вот отстрел тепловых ловушек, пару бочек…Ткаченко уходит на аэродром базирования, а я… я остаюсь на земле, смотря ему вслед, и понимаю, что хочу так же, как он. Теперь мне нужно узнать об этом все!
− Со временем это получилось осуществить?
− Так сложилось, что теперь у меня есть возможность посещать аэродром гораздо чаще и вне авиационных праздников. Там я просто отдыхаю, отвожу душу по полной. Увлекает общение с людьми, которые причастны к большому миру авиации. Мне встретились очень порядочные люди среди летчиков, технического состава. В местном аэроклубе всегда царит душевная обстановка. Самостоятельно я пока летать не могу. Для себя решила, что нельзя этим заниматься впопыхах. Я найду для этого время и сделаю все, как положено, так как авиация не терпит безответственного подхода. Пока у меня есть возможность летать с моими друзьями – и я этому безумно рада. Коплю потихоньку знания.
− Нет страха перед полетами?
− Он есть абсолютно у всех! Даже у самых опытных летчиков. Если ты не боишься – не подходи к самолету! Иначе расслабленность может сыграть злую шутку. Пилотажники себя вообще специально накручивают перед полетом, чтобы максимально сосредоточиться на каждом моменте. И самоуверенным быть нельзя. Как правило такие и бьются, потому что излишне верят в свои действия. У летчиков, как и у вратарей, есть хладнокровие в действиях, но еще раз: без страха нельзя.
− Что еще объединяет авиацию и хоккей?
− Подход к делу. Что у летчиков, что у хоккеистов − он одинаков. В обоих случаях все начинается с земли. У нас тоже тренировки в зале и на улице, изучение теории. У них ежедневное штудирование заданий, изучение матчасти и прокрутка летного задания по методу «пеший по-летному». Это когда летчик на земле с помощью модели самолета имитирует упражнение, которое будет делать в воздухе, чтобы там уже не забыться.
Также в обоих случаях коллектив обязательно должен быть хорошим. И в хоккее, и в авиации ничего не получится, если будут разногласия внутри. Еще здоровье нужно, чтобы было на высшем уровне. Мы переносим очень тяжелые нагрузки, у летчиков они не легче. Говорят, если к 30 годам нет диагнозов, то ты не летал! Можно найти много общего в этих профессиях. Летчики, кстати, сильно увлечены хоккеем и сами в него играют не менее двух-трех раз в неделю.
− В твоем инстаграме чаще всего можно увидеть именно пилотажную группу «Русские Витязи». Как ты попала к ним?
− Просто все удачно сложилось. Пришло время, и мы все встретились, сошлись на общих темах и интересах. Они очень увлечены хоккеем, я − авиацией. Периодически достаю им билеты на матчи КХЛ или сборной, приезжаю к ним на хоккейные тренировки, подсказываю что-то. Вот и они поддерживают мой интерес к самолетам! Могу сама приехать на аэродром или с удовольствием привезти кого-то из родных и знакомых.
Кстати, 8 июля «Русские Витязи» прилетают в Уфу, и я приглашаю «Агидель» на встречу с летчиками. Покажу самолеты, пообщаемся, сделаем фотографии и наконец-то они чуточку поймут, что постоянно видят в моем инстаграм и за что я так люблю авиацию. А 10 июля состоится праздничный показ над городом, который мы тоже все вместе посмотрим возле памятника Салавату Юлаеву.
− У тебя на шлеме был портрет Игоря Ткаченко из этой пилотажной группы. Это все впечатления после первого авиасалона МАКС?
− Мне хотелось почтить память Игоря Валентиновича. Он погиб в тренировочном полете перед очередным МАКСом в августе 2009 года. С того момента хотелось узнать о нем как можно больше. На мой взгляд, это хороший пример, каким должен быть мужчина. Истинный руководитель, полководец. С блестящим чувством самолета. Но, к сожалению, жизнь отмерила ему не так много.
Хотя однажды судьба уберегла его от гибели в 1995 году, когда в группе произошла самая страшная трагедия, где они потеряли четырех летчиков. Во Вьетнаме при заходе на посадку на аэродроме Камрань три истребителя Су-27 врезались в гору. Он мог быть в одном из них, но все обошлось.
Сейчас растет и прогрессирует его сын. Скажу честно, я была поражена их сходством. Услышала его голос, а он один в один как у отца. Дальше уже стало заметно, что и в повадках они очень схожи. Дай бог, чтобы у Игоря Игоревича все сложилось успешно. Чтобы ему хватило здоровья достичь высокого уровня в этой профессии.
− Стала бы пилотом, если бы не хоккей?
− В 16 лет я по-настоящему об этом задумалась. Однажды сказала отцу, что хочу летать, но он не воспринял эту идею серьезно. Он был для меня авторитетом и у меня как-то опустились руки. Я продолжила уделять все время хоккею, но не переставала думать и мечтать о самолетах.
− Какие у тебя любимые модели самолетов?
− У меня есть два любимых самолета: это классика малой авиации. С них свой путь начинают все будущие пилоты. Это Як-52 и Як-18Т. Раньше вообще был ДОСААФ, куда принимали молодежь в юном возрасте, обучали и выпускали в самостоятельный полет. Сейчас же обучение стоит от 800 тысяч рублей. Еще мне нравится самолет-амфибия Л-42. Он может взлетать и садиться с любой поверхности: будь то бетонная полоса, грунтовая или водная поверхность какого-нибудь озера. По-настоящему уникальный и практичный аппарат.
− Какие дальнейшие планы, связанные с авиацией?
− Пока буду изучать теорию. А там уж как сложится, так сложится.
Российская хоккеистка − звезда TikTok. У нее почти 150 тысяч подписчиков
Красотка-вратарь из ЖХЛ сделала свой календарь – полученные деньги отдает детям из следж-хоккея
А потеря Игоря Валентиновича нелепая была, конечно. Совсем немного он не дожил до почетного ухода из группы. Уговорили на последний МАКС и такая вот трагическая ошибка на тренировке от ведомого...