Как Россия смотрела ЧМ по хоккею? Лучше финала ЛЧ, топ-матчей РПЛ и футбольной сборной
В этом году ЧМ получился таким, что не заинтересовал даже хоккеистов. Павел Дацюк на церемонии закрытия сезона сказал: «Я не смотрел чемпионат мира. Он был без зрителей, а мы играем ради болельщиков. Когда их нет, для меня скучно.Я не считаю это за чемпионат. Просто турнир какой-то. Когда тебе кричат: «Россия!», готов бежать с любой травмой».
Самый высокопоставленный игрок страны тоже за турниром пристально не следил. Журналисты не раз спрашивали Дмитрия Пескова о том, смотрит ли Путин матчи, но он отвечал по-разному: сначала пресс-секретарь говорил, что времени на это нет, потом (после игры с Беларусью) – вообще не смотрел из-за занятости, а после четвертьфинала Путин расстроился – но смотрел ли президент матч, тоже не совсем понятно.
Но есть самый надежный и простой способ установить, кто и чего смотрел – телерейтинги. Методика их подсчета, как мы писали раньше, регулярно подвергалась критике, но здесь работает цитата Черчилля о демократии – это худшая система, если не считать остальных. Других систем измерения в принципе нет.
Цифры телевизионных рейтингов гораздо проще хоккейной продвинутой статистики, они используют всего два показателя:
Доля – процент зрителей, смотрящих канал, от количества зрителей, которые смотрят телевизор в данный момент времени.
Рейтинг – процент зрителей, смотрящих канал, от всего количества российских телезрителей старше 4 лет. Судя по вычислениям компании Mediascope, телевизионную аудиторию старше этого возраста они оценивают приблизительно в 71 миллион человек – пожалуй, маловато, но будем отталкиваться от этого числа, других нет.
Итак, начнем – собственно, с рейтингов чемпионата мира и начнем.
Конечно, важен соперник и канал. Фактор Первого добавлял к базовому рейтингу где-то процент, потому что три игры на «Матче» отличаются по просмотрам в рамках статпогрешности, но игру с Великобританией не спас и главный канал страны.
Четвертьфинал кошмаров, конечно же, стал самым просматриваемым – но это хуже предыдущих лет. Последний на данный момент финал взрослого ЧМ Россия – Канада срезонировал аж на 11% аудитории, решающие матчи плей-офф последних лет стабильно набирали 7-8% - сейчас не получилось дотянуться и до шести.
Возможно, сыграла свое гнетущая атмосфера турнира (давайте честно – без зрителей реально не то, это касается и Кубка Стэнли в пузыре). Возможно, в составе России не было реально медийных людей – это касается не только Овечкина, но и хотя бы Капризова, Тарасенко мало играл за сборную и в масштабах России сильно уступает остальным звездам. Возможно, «двухнедельная» аудитория понимает, что Бантинги и Дэнфорты – это все-таки не те люди, которые приезжают на турнир обычно.
Что интересно – при том, что два четвертьфинала (наш и Финляндия – Чехия) шли параллельно, рейтинг матча без наших не пострадал, хотя он и не был очень большим. Возможно, эти люди смотрели хоккей на двух экранах: увы, интернет-просмотр рейтингами пока не посчитать никак. Отметим и цифры финала без России: в контексте можно увидеть, что они весьма достойные.
Причин достаточно – но интересно то, что хоккейную и футбольную сборную без бонуса Первого на Матче смотрит все-таки одинаковое количество людей. И статус турнира не особо влияет – групповой этап ЧМ на футбольные «деньги» – это как раз отборочный этап ЧМ или ЧЕ:
Теперь сравним с клубным футболом:
В 2016-м, в первый полноценный год вещания Матч ТВ, рейтинги решающих матчей ЛЧ доходили до 2% от совокупной аудитории – сейчас они упали почти вдвое. Не будем снова пинать Канделаки и Ко – снижение рейтингов национального спортивного телеканала вяжется с параллельным падением рейтингов у всех крупных каналов.
Финал ЛЧ, впрочем, пострадал чуть меньше – в 2016-м игру «Реала» и «Атлетико» видели 2,1% аудитории, а сейчас этот показатель – 1,6%. Получается, что финал Лиги чемпионов в России смотрели ненамного больше людей, чем финал ЧМ, всячески оплеванного в этом году всеми, кем можно было (и давайте признаемся – интересных игроков в финале было дико мало).
Телерейтнги клубного хоккея всегда смотрелись сиротски (из-за того, что в хоккее даже близко нет своего «Спартака» ну или хотя бы «Зенита»), но в контексте они выглядят достойно:
Как ни странно, но рейтинги КХЛ упали меньше, чем рейтинги РПЛ – возможно, там и так было нечему падать, сыграл эффект низкой базы. Но если мы опять будем натягивать, то получится, что решающий матч РПЛ («Зенит» – «Локомотив») посмотрело лишь ненамного меньше людей, чем решающий матч финальной серии КХЛ – и это при несравнимой доле освещения в медиа.
В общем, хотя бы по доле телесмотрения чемпионат мира показывает, что проводить его в этом году стоило даже таким. Впереди самые раскрученные турниры года – и после них мы уже можем подвести предварительные итоги телеспортивного 2021-го.
P.S. Вам ведь интересно, как там рейтинги хоккея в сравнении с главным ТВ-трэшем. рассказываем: матчи Россия – Канада и Россия – Швеция входят в топ-5 телепрограмм на своей неделе, конкурируя в основном с выпусками новостей на «Первом» и «России». Матч с белорусами – 47-й по рейтингу, между вечерними новостями и «Вечером с Владимиром Соловьевым». Со Швейцарией – 31-й на своей неделе, уступая игре 1/8 КВН, но опережая «Ментовские войны-10». Со Словакией – 55-й, с Данией – 60-й, обгоняя как раз на строчку финал Лиги чемпионов (но выше их программа «Звезды сошлись» на НТВ).
Какой состав Канады обыграл Россию (и взял золото ЧМ)? Мы прикинули – примерно седьмой
На Кубок Гагарина нанесли имена двух топ-менеджеров «Газпрома». Это нормально, в НХЛ тоже так делают
Фото: REUTERS/Ints Kalnins
И матч Россия-Канада пипец как удобно было смотреть - в рабочий день и матч начинался в 00-15 по местному, про ДВ я вообще молчу.
В таком случае рейтинги сборных по хоккею, футболу и водному поло не отличались бы.
А в части тв, им главное рейтинги, больше рекламы продать смогут, поэтому первый и показывает эти матчи