К НАМ НА ПРЕДСЕЗОНКУ ПРИДУТ 1-2 ЧЕЛОВЕКА. ОСТАЛЬНЫЕ — В ЛИГИ ВЫШЕ. ЯРОСЛАВ ЛЮЗЕНКОВ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ КОМАНДЫ
В прошедшем сезоне он привел к первому в истории чемпионскому титулу МХК «Динамо», а теперь ему предстоит собрать новую команду и удержать установленную планку. Как главный тренер динамовской молодежки Ярослав Люзенков намерен выстраивать работу, в чем его «фишка» и какие напутствия он готов дать своим действующим чемпионам.
«Мы подняли планку и ее нужно удерживать»
Начну интервью с цитаты Андрея Скабелки «Чтобы стать чемпионом – нужно обыграть чемпиона». В Вашем случае, 100% попадание.
Точно. Обыграть сильного соперника всегда почетно. Будь то «Локо», «Красная Армия» или СКА-1946. Когда победа достается в хорошей, спортивной борьбе, она всегда ценится.
Что касается «Локо», мы встречались в «регулярке» и тогда получился такой яркий матч, даже между собой потом говорили: хорошо бы встретиться в плей-офф, будет отличный хоккей. Так и получилось.
Особенно в заключительной игре – шквал эмоций!
Согласен. Ребята постарались – порадовали болельщиков.
Сейчас Вы уже полностью в рабочих буднях?
Да, прошло буквально два-три дня и эмоции ушли на второй план. У игроков обычно это чувство победы длиться чуть дольше. У тренера немного иначе. Скажу за себя: я довольно быстро вернулся в рабочие мысли. Тем более, сейчас очень много ребят уйдет из молодежной команды – кто в ВХЛ, кто в КХЛ, и есть над чем думать и работать. Мы подняли планку и ее нужно удерживать, или хотя бы придерживаться этого уровня.
А ведь отстаивать титул чемпионства всегда сложнее, нежели завоевывать. Почему так?
Во-первых, соперник уже настраивается иначе. Каждый хочет победить чемпиона и доказать, что он сильнее. Ну, и во-вторых, каждый сезон так или иначе собирается новая команда.
Влиться в чемпионскую команду, наверное, тоже непросто…
В данном случае, да. У тренерского штаба тоже повышаются требования. Есть понимание, что ребята примерно того же возраста смогли выполнить поставленные задачи, значит, и вновь прибывшим это по силам. И я сейчас не о сравнении тех или иных игроков, скорее об уровне в целом.
Многие хоккеисты в интервью после говорили о «духе победителя» внутри. Что для Вас значит это понятие и как его привить?
Мы ребятам часто рассказывали о динамовских ветеранах, приводили примеры, говорили: смотрите, как они играют. За клуб, за сборную. И это не только в этом году, но и в прошлом. Чтобы они смотрели на старших, брали пример. В конечном итоге, этим начинаешь заражаться, это передается дальше, по цепочке. Может, «дух победителя» — звучит громко, но в каждом матче я знал, как бы ни закончилась игра, ребята будут выкладываться на все сто. Никто не собирался отбывать номер.
«Поражение толкает вперед сильнее, чем победа»
Говоря о великой истории и победах, не могу не провести параллель с нынешним Чемпионатом Мира и поражением сборной России… На Ваш профессиональный взгляд, что не получилось у нашей команды против канадцев?
Сложно так запросто ответить, когда ты не находишься внутри команды. По игре отмечу, что в таких матчах одна шайба – это слишком мало. Здесь нужно иметь запас хотя бы в две, ведь в овертайме одна ошибка может перечеркнуть все. Любой гол – конец игры, шансов на исправление нет. Так что, на мой взгляд, нам не хватило второй шайбы. Забрось ее, ребята бы довели дело до победы.
А моментов было и не на две…
Да, но здесь раз не забил, второй, третий, потом шайба просто не идёт. В таких играх такое часто бывает.
Вам знакома работа в сборной. Вы входили в штаб Юрия Румянцева на ЮЧМ-2015. Тогда турнир для нас сложился неудачно (Сборная России уступила Швейцарии в 1/4 прим. автора). Чему учат такие поражения и как сделать из них правильные выводы?
Да, так сложилось, что мы в группе обыграли всех, даже американцев, которые впоследствии стали чемпионами турнира. У нас тогда был очень неплохой состав: Капризов, Сергачев, Гурьянов – ребята, которые сейчас весьма успешны в НХЛ. И в команде была отличная атмосфера. Юрий Михайлович смог создать сплоченный коллектив. Но в том конкретном матче где-то расслабились. Вообще, отмечу, что стадия четвертьфинала – самая тяжелая. Если ты ее пройдешь – ты в полуфинале. То есть уже борешься за медали. Рубеж пройден, можно выдохнуть. А так, занял первое место в группе, но оступился в четверти и… Непонятно, как ты прошел турнир, что сделал… Осадок очень неприятный. Конечно, мы ребят успокаивали: да, вот такой горький опыт, дай Бог, что он не повторится.
Юрий Михайлович тогда очень переживал. Для него это было настоящей трагедией. Он старался не показывать вид, но я это знаю. Все говорили, мол, Швейцария – не самый сильный соперник, но тогда они выступали на домашней арене. Мы играли на холодном катке, переехали к ним… Все эти нюансы, которые на первый взгляд не важны, там играют большую роль. Ведь чемпионат мира – это скоротечный турнир. Любая мелочь — от режима до времени восстановления — крайне важна.
Я для себя из того чемпионата очень многое вынес. Понял, что нужно готовиться по-другому. И, наверное, поражение толкает вперед еще сильнее, чем победа. Просто нужно уметь пересмотреть свою работу, сделать выводы: если ты проиграл, значит, что-то сделал не так, нужно меняться.
В этом году за ЮЧМ следили? Кого бы отметили для себя?
Следил по мере возможности, так как у нас в тот момент тоже были игры. Если кого-то выделять, отмечу игру Никиты Новикова. Парень очень здорово прибавил. Еще год-два назад он был не особо заметен, а сейчас он в сборной играет в первых двух звеньях, выходит на большинство. Очень хорошая работа, я считаю. И, если он потом это прочтет: «Никит, главное не останавливаться!»
Глеб Иванов, Чибриков, Лазутин неплохо выступили, очень неплохо. В финале чуть-чуть не хватило. Показалось, что ребята стали играть на удержание счета в какой-то момент, но не буду вдаваться в рассуждения, так как не знаю нюансов работы внутри команды, а это все немаловажно.
Еще один турнир — Кубок Черного Моря. Здесь есть кого отметить, кого бы хотелось видеть в своей команде?
Такие есть, но не буду называть фамилии. Обычно клубы их уже так просто не отпускают (смеется) Могу отметить Диму Овчинникова, с которым мы работали еще в «Сибирских Снайперах». А если говорить об игроках «Динамо», то выделю Сашу Кисакова. Ваня Дидковский результативно выступил. Вася Мачулин хорошо выглядел. Переживал за Егора Смирнова. Его частенько подводят удаления, но он молодец, справился. А вот, что касается Богдана Тринеева, знаю, что он может сыграть сильнее. И я думаю, он будет прибавлять. Ему только мышцами чуть обрасти. Кто еще мог выступить лучше? Дима Злодеев, но он в этом сезоне много пропустил, были травмы, поэтому есть объективные причины того, что парень на набрал пока форму.
Александр Кисаков в этом сезоне дебютировал и за олимпийскую сборную. Неплохой сезон у парня…
У него отличные задатки и он неплохо развивается в заданном темпе. Он обладает нестандартным катанием, умением набрать скорость на виражах, может хитро обыграть соперника. Самое главное, не торопиться. Не рваться в ВХЛ, в КХЛ.
Говоря о задатках, как в юниоре разглядеть талант? Ведь каждый развивается в свое время, кто-то в этом в возрасте, кто-то позже
Честно, сейчас с этим сложно. Если раньше было видно: этот неплох, этот вообще с отличными данными, то теперь средний уровень игрока заметно вырос. Возможно, это связано с тем, что сейчас есть дополнительные занятия, катание, броски. Ребята занимаются, подтягивают уровень. А вот от среднего уровня до высокого — пока пробелы.
Тут надо смотреть на то, как игрок работает, как он переносит трудности, что он делает, когда у него что-то не получается. Это невозможно увидеть за одну тренировку, за неделю. Даже месяца мало. Тот же Кисаков. В прошлом сезоне я бы даже не сказал, что он так шагнет вперед, а видите, как он прибавил. У каждого есть свой шанс, мы на всех смотрим и даем возможность себя проявить.
«Наши ребята знают, предсезонка у нас тяжелая»
Вы уже не первый год в МХЛ. Как изменился молодежный хоккей и подход к работе у самих хоккеистов?
Во-первых, ребята приходят более подготовленные. Конкуренция, которая есть на детских соревнованиях видимо дает свой результат. Плюс те самые дополнительные занятия, о которых мы говорили. Второе – целеустремленность. Ты, работая с ним, уже понимаешь, чего он хочет. На месте никто не стоит. Да и сам хоккей прогрессирует, становится быстрым, молниеносным и подготавливает к этому ребят, заставляет их стремиться.
У каждого тренера есть какая-то своя «фишка» при выстраивании тренировочного процесса, какое-то любимое упражнение, как баллоны Крикунова. Вы в своем арсенале что выделите?
Ну, баллоны не только у него были. Мы тоже бегаем баллоны, жилеты. Не могу назвать какие-то «фишки». Мне, может, нравиться какое-то упражнение, а ребятам – нет. Вообще, я приверженец того, что без хорошей базовой подготовки на земле, которую мы закладываем летом, в сезоне будет тяжело. Поэтому наши ребята уже знают, что предсезонка у нас тяжелая.
Может, для взрослых игроков какие-то упражнения на земле не нужны, потому что многие профессионалы сейчас сами готовятся к сезону. Как говорится, контракт подписал и иди готовься. А вот молодых ребят нужно готовить, развивать. Они у нас должны быть и бегунами, и велосипедистами. Борцами. Пловцами. Должны уметь все. Нас в принципе, в свое время так же готовили. Единственное, сейчас всю подготовку нужно проецировать на особенности современного хоккея. Советская школа остается лучшей, но под современные реалии все же стоит подстраиваться.
Между тем, все чаще в СМИ появляется критика о подготовке. Вроде того, что сейчас так уже никто не тренирует, не работает, и вообще, пора все менять…
Я считаю, что ответом на всю эту критику должен быть результат. Если есть результат, то критики сами собой перестанут появляться. Я все равно убежден, что та школа была и остается одной из самых сильных. Мне удалось поработать с Дмитриевым, с Цыгуровым, я был на предсезонке с Тихоновым. Мне их подготовка очень нравилась.
Да, какие-то упражнения «на выживание» не нужны, ну так их давно уже никто и не использует. Сейчас множество современной техники, которая позволяет все отслеживать, корректировать нагрузки. В нашем случае не стоит забывать и то, что мы работаем с детьми. Их тоже нужно переключать. Когда-то дать нагрузку, когда – нет. Когда вообще сделаешь бассейн, где они поплавают, уберут лишние эмоции и расслабятся.
А во времена Вашей игровой карьеры как выстраивался тренировочный процесс, что требовали от хоккеистов?
Главное, что отмечу – от нас требовали без причины не терять шайбу, чтобы был постоянный контроль. Если сейчас чаще играют через вброс, то раньше попробуй вбрось, любой ветеран сказал бы: ну и беги теперь за ней! Сейчас конечно хоккей меняется, но все равно, если ты делаешь вброс, он должен быть направленным. Сделай так, чтобы она все равно осталась у команды. Вот это как раз к теме, как соединить современный хоккей с советской школой.
Мне всегда нравились упражнения на завершение — 3-2, 2-1. Где нужно перехитрить защитника, обмануть. Я и ребятам своим всегда говорю: вы должны обмануть соперника, защитника, вратаря. Эта смекалка в хоккее очень важна на любой позиции, будь то нападающий или защитник. И мы пытаемся своим ребятам это привить, чтобы они умели выйти из борьбы и отдать шайбу своему партнеру. Конечно, есть такие моменты, когда игрок из раза в раз теряет шайбу на синей, тогда да, ему проще ее вбросить и побороться. Надо подстроиться под ситуацию. Все игроки разные: кто-то быстро бежит, кто-то хитро думает, третий – бросает. Их нужно уметь соединить. Бывает такое, что в связке химия, а бывает наоборот: один бросает и другой. Никто пасом не делится. А потом бубнят на лавке. (улыбается) Вот и думаешь, как их с пользой использовать.
Голова тренера хоть когда-то отдыхает от схем, анализирования?
От схем как раз сейчас отдыхает. Пока голова забита мыслями, как правильно подготовить команду к сезону. А в процессе подготовки уже начинаешь думать о связках и схемах. Представьте: сейчас на предсезонку из тех, кто играл у нас в финале придут 1-2 человека. Остальные идут выше – в ВХЛ и КХЛ. На мой взгляд, это неплохой показатель того, что система выстроена и ребята хорошо отработали сезон. Считай, команда перешла на ступень выше.
В своем интервью Вы отмечали, что в работе со взрослыми нужно больше опыта. С молодежью проще?
Скорее, не опыта, а авторитета. Ты должен найти к ним подход и объединить их общей целью. Тренерский штаб и команда должны шагать в одном направлении. Иначе ничего не получится. А если еще и руководство будет идти третьим путем, то можно вообще не надеяться.
Но мне комфортно здесь, с ребятами. Даже сейчас, когда собирается полностью новая команда. Каждый из них на твоих глазах будет прибавлять, развиваться, а когда что-то получается из твоих задумок, проявляется какой-то рисунок – это настоящий кайф. Именно это приносит удовольствие от работы.
«Потом со стороны подметят, зазвездил – не зазвездил»
Сейчас в спорте введен термин «тренер-педагог». Вы, как человек, работающий с молодежью, согласны с этой формулировкой?
В какой-то степени да. Тренер – это и педагог, и наставник, и старший брат, и даже в какой-то степени отец. Потому что проводятся беседы, какие-то ситуации и трудности возникают не только в спорте, но и в личной жизни, на эту тему тоже бывают разговоры, моменты, когда нужно выслушать, рассказать что-то из собственного опыта. Ну, и как педагоги, мы должны объяснить, донести. Даже те же упражнения. Чтоб ребята понимали, для чего мы это делаем и чтоб не было такого: — Ты понял, чё он хочет? — Неа…
А как насчет критики и похвалы?
Все индивидуально. Нужно прочувствовать игрока. Кто и как относится к критике, кому какие слова сказать. На кого-то можно крикнуть, и он пойдет всю игру сделает, а на кого-то чуть голос повысишь – он вообще сядет и будет сидеть. Нужно уметь найти подход.
И судя по результату, у Вас получается…
Да, первый сезон мы привыкали друг к другу, а на второй год уже понимали с полуслова. И вот он, результат общей слаженной работы. Приходилось и критиковать, и кого-то спускать в звенья ниже, кого-то ставить выше. Не без этого. Но опять-таки все по делу и без обид. Мы старались, чтоб все было по-честному, справедливо. Это дети, они все чувствуют, здесь важно никого не травмировать, не обидеть.
Звание «Тренер-Чемпион» Вас как-то изменило?
Мне за себя трудно сказать, может со стороны потом кто подметит, зазвездил – не зазвездил. Я думаю, что нет. Все здорово. Все прошло, работаем дальше. Есть новые цели…
… вот как раз с точки зрения целеустремленности и уверенности в собственных силах…
Появилась уверенность, что работаем в правильном направлении. При этом не стоит останавливаться. Нужно продолжать анализировать свою работу, шагать вперед, тем более что и хоккей на месте не стоит, но вектор, думаю, задан правильный.