Кучеров пропустил весь сезон, но вернулся в плей-офф. 20 лет назад так сделал Форсберг – и он был неудержим
Никита Кучеров пропустил всю регулярку-2021 и ударно отметил возвращение на лед: дубль в первом же матче плей-офф. Травма у нападающего, скорее всего, была, но в лиге все равно с подозрением глядят на «Тампу», которая с помощью такого маневра смогла почти полностью сохранить чемпионский состав с минимальными издержками.
Мы не знаем точных обстоятельств этой истории, но самое главное здесь – даже после 8 месяцев простоя Кучеров в полнейшем порядке. «Он словно ребенок, который ждет открытия магазина сладостей, придя за полчаса до открытия и ожидая снаружи. Он просто сгорал он нетерпения вернуться в игру», – сказал после игры босс «Тампы» Джон Купер.
В истории лиги был случай похожего успешного возвращения топ-игрока (только о потолке зарплат тогда даже не думали): Петер Форсберг получил тяжелейшую травму в полуфинале Запада, пропустил почти год, вернулся – и выдал лучший по результативности плей-офф в жизни.
В розыгрыше Кубка Стэнли-2001 «Колорадо» со всеми своими суперзвездами сначала довольно легко прошел «Ванкувер», а потом попал на молодой и голодный «Лос-Анджелес», который выбил мощнейших «Ред Уингс». «Лавины» проиграли первый матч, потом повели 3-1. Форсберг увидел непонятную отметину около ребра после пятой игры, но никаких ощущений не было.
«Колорадо» выиграл серию в семи матчах, после чего команда отправилась на поздний ужин – и Петера скрутило уже в ресторане. Он начал жаловаться на спазмы в животе, а генменеджер Пьер Лакруа сказал, что его игрок полностью побелел. Форсберг был немедленно госпитализирован, в больнице врачи определили разрыв селезенки и внутреннее кровотечение – хоккеиста немедленно прооперировали.
Потом Форсберг говорил, что это была самая сильная боль в его карьере – если такое говорит профессиональный хоккеист, значит, ощущения действительно кошмарные. Петер вспоминал: «Я пережил несколько крайне сложных часов, но рядом со мной было множество докторов, которые говорили мне, что все нормально. Я и не волновался сильно».
Поврежденную селезенку пришлось удалить. Командный доктор «Колорадо» уверял, что и без этого органа человек может прекрасно жить, но ясно было, что в плей-офф Форсберг уже не вернется. В том Кубке Стэнли «Колорадо» терял Сакика и Бурка, но их травмы настолько тяжелыми не были – суперзвезды возвращались после пары пропущенных игр.
Точный срок восстановления Форсберга не назывался – говорилось, что потребуются месяцы и процесс выздоровления будет весьма болезненным. Болезненным был и путь «Колорадо». Как потом вспоминал Рэй Бурк, тот Западный финал с «Сент-Луисом» был одной из тяжелейших серий в его карьере: «Как они прессовали наших защитников! Думаю, что против меня никогда не применяли такого количества силовых приемов».
«Колорадо» в итоге выиграл Кубок Стэнли, а свитер Форсберга висел в клубной раздевалке во время решающих матчей. Летом из той команды ушел Бурк, и в новом сезоне приходилось обходиться без двух суперзвезд. «Колорадо» в сезоне-2001/02 забил почти на 60 шайб меньше, чем в предшествующем, зато Боб Хартли организовал лучшую оборону в лиге. Благодаря этому «Лавины» в очередной раз выиграли дивизион.
Ну а Форсберг вообще не выходил на лед в это время. Позже он рассказывал прессе, что первые месяцы был подавлен и вообще толком не мог ничем заниматься. В отличие от современной НХЛ, LTIR (список травмированных на долгий срок) тогда еще не придумали – поэтому зарплату Форсберг не получал, но вряд ли это заботило его в первую очередь.
Зимой 2002-го хоккеисту сделали еще и операцию на голеностопе – ожидалось, что он пропустит еще четыре месяца. Но в конце марта, за две недели до старта плей-офф, еще не до конца восстановившийся Форсберг вышел на первую тренировку.
«До того, как я снова начал играть, у меня была лишь одна контактная тренировка. Одно упражнение «2 на 1» – говорил хоккеист.
Партнеры были поражены. «Мое главное воспоминание о нем – тот плей-офф. Петер даже толком не тренировался с нами, но когда он выходил на лед, то был самым доминирующим игроком, которого я видел», – говорил тогда еще молодой Алекс Тангуэй. «Не играть весь год, выйти на лед без практики и лидировать среди бомбардиров – это говорит все об уровне таланта Петера», – восторгался капитан Джо Сакик.
В первых двух играх серии против «Лос-Анджелеса» Форсберга берегли и давали играть только по 15 минут за матч (за три года до этого он выходил на 24 минуты за игру), но в них Петер набрал 1+4. Ну а Боб Хартли после игры больше радовался другому: «Лучшее сегодня – он был готов к физическому контакту. Он не избегал силовой игры, не прятался и был похож на старого доброго Петера».
На пик формы швед вышел в серии против «Сан-Хосе» – за семь матчей он набрал 6+6, ни в одной игре не уходил с площадки без набранных очков. Даже удивительно, что при такой форме своей звезды «Колорадо» трижды уступало в счете по ходу противостояния – но победные шайбы в шестой и седьмой играх забил, конечно же, сам Форсберг.
В плей-офф-2002 Форсберг набрал 27 очков – «Колорадо» забросил 54 шайбы. Несложные вычисления: швед поучаствовал ровно в половине голов своего клуба. «Когда-то я был потрясен тем, что он делает. Но теперь ничего из того, что он делает, меня не удивляет», – говорил Крис Друри, который в том плей-офф центрил Форсберга и Стивена Райнпрехта.
В финале конференции всех ждал новый эпизод сериала «Колорадо» – «Детройт» – и пять игр Форсберг был выше похвал: набрал 4 очка во второй игре, забил победный гол в овертайме пятой игры – после него «Лавины» повели 3-2, а сайт ESPN назвал шведа «возможно, лучшим игроком в мире». Но после этого «Детройт» выключил свет соперникам: шестую игру «Колорадо» проиграл всухую, в седьмой получил убийственные 0:7. Но Форсберг не был на льду ни при одной шайбе «Детройта» в решающей игре – маленькое утешение.
Хотя «Колорадо» не прошел в главный финал, Форсберг все равно стал лучшим бомбардиром плей-офф, на четыре очка обогнал Стива Айзермана, который сыграл больше матчей с большим игровым временем (впрочем, Айзерман тоже играл через боль). Впереди был сезон-2002/03, где швед выбьет 109 очков, завоюет «Арт Росс» и «Харт» – но это, как и другие возвращения Форсберга после травм, уже совсем другая история.
Кучероооов! Лечился весь сезон, вернулся к плей-офф – и сразу дубль (и победа «Тампы»)
«Вашингтон» проиграл в овертайме и потерял важного центра. Овечкин полезен, но пока не забивает
Фото: Gettyimages.ru/Brian Bahr, Tim DeFrisco/NHL Images/Allsport; East News/Bruce Bennett
Что значит LTIR тогда еще не придумали и поэтому зарплату Форсберг не получал? У него был контракт и контракт шикарный. С учётом инфляции его тогдашние $11 млн и Макдэвиду не снились. Неплохо тогда зарабатывали))
Играли они просто безалаберно. Видно вышли на рассблоне и получили. .
Показательный момент был в первом периоде, они уже вели 1:0 получили ПП на 1.5 минуты 5 на 3 и вместо того чтобы снять все вопросы, сначала получили выход 2 в 1, результатом чего стало удаление Сундина (который грязно сыграл против именно Копатя), а затем тут же гол после вбрасывания, играя 4 на 3, потому что Нэслунд посчитал не царское это дело мешать бросать Романову и лениво обозначал игру клюшкой.
А через пару минут Рассолько раздел Йонссона и тот тоже сфолил и отправился к Сундину у Беларуси было пару сек игры 5 на 3 и они его реализовали и вышли вперед. Уже матч пошел не по плану и шведы с большим трудом в ПП смогли сравнять.
В начале третьего периода Олунд дважды в одной смене облажался при выходе из зоны, и со второго раза был наказан. Беларусь опять повела 3:2, но шведам повезло сравнять легко, там кто-то из Панковых подарил выход 1 в 0 Сундину.
И только потом ляп Сало.
Ну и Мезин, конечно тащил.