10 мин.

У сборной России на ЧМ часто были проблемы с большинством. Теперь все будет по-другому

Пригласили лучшего специалиста из КХЛ.

Уже понятно, что сборную России ждет очень непростой чемпионат мира. Не приедет Панарин, Шипачев с травмой – поэтому в центре теперь дыра размером с Якутию, а доступных вратарей из НХЛ не отпустили клубы.

На этом фоне довольно рядовая новость о появлении в штабе еще одного специалиста может оказаться решающим фактором. Речь о назначении Константина Шафранова из «Авангарда» – помощник Боба Хартли официально будет ставить большинство национальной команде.

И это действительно отличная новость, потому что Шафранов – лучший специалист КХЛ по реализации численного преимущества.

Откуда он взялся и почему он лучший?

Шафранов – воспитанник Усть-Каменогорска, выступал за местное «Торпедо» и сборную Казахстана. Провел 5 матчей в НХЛ за «Сент-Луис», здорово играл в североамериканских фарм-лигах, а потом играл в чемпионской «Магнитке»-99.

Его тренерская карьера началась с низов – он работал ассистентом в ECHL (третий уровень американских лиг), а в Россию вернулся в сезоне-2017/18, когда его пригласил в «Амур» Андрей Мартемьянов. Возвращение получилось триумфальным – за четыре года Шафранов из команды-аутсайдера дотянулся до Кубка Гагарина. И при этом его зона ответственности оставалась убийственно эффективной, несмотря на совершенно разный подбор игроков.

Два раза на первом месте, дважды в четверке лучших – к Шафранову нет вопросов в рамках его зоны ответственности. Попасть в четверку по реализации большинства с братьями Ушениными в качестве основной опции в спецбригадах – это сильно. Не потерять свои наработки и найти подход к звездным игрокам из топ-команд – элитный уровень. В общем, вопросов к его появлению в сборной нет – это действительно качественный специалист с работающими идеями.

А что, сборной России не хватает идей?

В точку.

На каждом крупном турнире в комментариях обсуждают большинство, которое:

• Не работает в топ-матчах;

• Не позволяет раскрыть Овечкина/Панарина/любое имя топ-игрока сборной;

• Не имеет системности;

• Не дает игрокам зайти в зону или быстро расставиться.

Если совсем упростить – когда в решающий момент матча на большинство выходят канадцы, инстинктивно мы понимаем, что и как они будут делать, и ждем гол или опасный момент.

Когда на большинство выходим мы, в голове стучит одна мысль: «Братцы, забейте». Братцы иногда придумывают такие ходы, что соперник протирает глаза – так было в Квебеке, когда Федоров катанием и контролем сделал в итоге бросок Ковальчука, или на ЧМ-2017, когда бригада с Гусевым рисовала роскошный гол в атаке сходу канадцам.

Вот статистика реализации большинства сборной России, начиная с ЧМ-2008, который вполне можно считать точкой отсчета новой эпохи – мы забыли про отказников и почти каждый год собирали хорошие составы с элитными игроками в атаке.

Быков и Захаркин умели раскрывать своих звезд, но к концу работы в национальной команде их ходы и схемы уже не работали. Это влияло как на результат (остались без золота два раза подряд), так и на компоненты – в трех матчах из четырех вообще не реализовали большинство.

При этом каких-то новаторских идей тандем не предлагал – расстановка 3-2 с бросающим игроком на синей линии.

И в двух финалах назвать розыгрыш системным было очень сложно: Семин в 2008-м положил в большинстве после дикого отскока от лицевого борта, показав в отдельном моменте супермастерство, Ковальчук и Федоров также решили на скиллах, а Сапрыкин в 2009-м подправил совсем уж авантюрный выстрел от синей. Дальше эти схемы уже не работали – в плей-офф ЧМ-10 и ЧМ-11 в решающих моментах сборная билась головой в стену, а тренерский штаб не имел запасных вариантов.

И падение началось еще с Олимпиады-2010.

В топ-составах мы нацедили целый гол канадцам в четвертьфинале, и в целом имели кучу проблем в Ванкувере, хотя набор нападающих на пике карьеры поражал воображение. 

Показательная история получилась и с Билялетдиновым. На ЧМ-12 у него был едва ли не лучший Малкин в истории, и все ляпы и недочеты в организации игры маскировались пламенем суперзвезды, которая сжигала всех вокруг. На ЧМ-13 Малкина не было, пришлось что-то придумывать и в результате получили 3:8 с довольно средними американцами. Да, главные вопросы к игре находились в равных составах, но и большинство не впечатляло.

На этом фоне Билялетдинову в Сочи отправили помогать Валерия Белоусова, который захватил с собой челябинский конверт – довольно сложную расстановку, предъявляющую очень высокие требования к нападающим, которые должны обладать навыками диспетчера.

В Сочи конверт играли Ковальчук-Радулов-Дацюк, с Марковым и Овечкиным на синей линии – примечательно, что с финнами гол забили в момент перестроения на классический зонт, и это была единственная шайба нашей команды.  

Конверт эволюционировал и далее – постарались Быков и Захаркин, подарившие нашему хоккею звено ПШД. В СКА слева играл Панарин, справа – Шипачев, в слоте – Дадонов, а на синей помогали Антон Белов и Ковальчук. Эта схема в итоге стала главным механизмом СКА и сборной – наработки Быкова использовал Олег Знарок, а так как питерский клуб в итоге стал базовым клубом сборной, то в национальную команду пихали все прогрессивные идеи. Которые, тем не менее, не слишком работали против топ-соперников.

Например, Канаде-2015 мы не забили ничего, правда и попытка была лишь одна, которую через 32 секунды своим удалением убрал Егор Яковлев. Но жаловаться на малое число попыток в топ-матче – довольно смешно, если учитывать уровень притязаний сборной России. Канадцы убили наши надежды на розыгрыш своей активностью, заставили удалиться и в итоге вчистую забрали матч.

Нехватка микроменеджмента и тренерских решений продолжилась и на ЧМ-2016 – мы ничего не забили финнам в полуфинале, имея уже пять шансов на реализацию.

У Знарка сначала выходила бригада ПШД и постоянно упиралась в финскую стенку, а когда надо было спасать матч и забивать в концовке, тренеры отправили под ворота в 1-3-1 Мозякина и Дацюка. И если Волшебник в качестве убийцы из слота выглядел хорошим решением – он классно бросает и умеет подправлять шайбу, то Мозякин в качестве скрина для вратаря – самоубийство.

Фатальным финалом для Знарка и сборной стал ЧМ-2017 и полуфинал с Канадой – в видеоформате его подробно разобрал Никита Петухов, обязательно посмотрите.

Этот матч вполне мог стать нашим триумфом, но жестко и одним ударом показал разницу в мелочах, которая, казалось бы, лежала на поверхности.

Только два пункта:

• Первая бригада сборной России была полностью леворукой, а в слоте играл защитник Антипин. Шайба ходила очень плохо, а комбинации читались – не помогало даже наличие таких мозговых центров, как Кучеров и Кузнецов.

• Во второй спецбригаде объединили Гусева и Панарина, которые играют на одной позиции – в конверте СКА оба выходили слева, но в 2017-м Панарина засунули на синюю линию, фактически выключив из игры одного из лучших нападающих того состава.

В итоге сборная все же забила в большинстве, но в атаке сходу – весь розыгрыш съедала канадская защита.

Про последний ЧМ рассказывать особо нечего – сборная показывала качественный хоккей в формате 5-на-5, разобралась с отличными шведами и американцами, но по какой-то непостижимой причине боялась разводить Кузнецова и Овечкина, и в решающий момент выпустила пять нападающих на лед, чтобы братцы наконец-то забили. Братцы не смогли.

Поэтому приглашение Шафранова – это идеи и варианты. Многое зависит от главного тренера, но если в сборной появится вариативность – это уже будет огромный шаг вперед.

Какие фишки у Шафранова?

Первая – он эффективно сочетает классический зонт и более требовательный к исполнителям конверт.

В «Автомобилисте», имея Да Косту, Голышева, Доуса и Секстона, он ставил «челябинскую схему», со зрелищными переводами от штанги к штанге.

Вторая спецбригада играла классический зонт – и тоже получалось неплохо.

В «Амуре» одной из фишек зонта была вертушка братьев Ушениных – они менялись позициями, создавая пространство для себя или третьего партнера.

В «Авангарде» Шафранов тоже ставил бронебойные 1-3-1, и впервые в карьере оказался в команде с отличным балансом в линии атаки.

Мы подробно рассказывали про большинство «Авангарда» еще осенью, но проговорим основные моменты еще раз.

Во-первых, даже при наличии финского пулемета Оливера Каски, броски от синей линии были отодвинуты в аптечку экстренной помощи – «Авангард» основной опцией выбрал или подставления, или убойные броски из слота/кругов вбрасывания.

Во-вторых, Шафранов нашел позицию для Толчинского – в ЦСКА Сергей играл под воротами, в «Авангарде» его двинули на левый фланг, откуда он рулит розыгрышем, меняется позициями с Найтом или смещается в центр и хитро бросает.

В-третьих, особая роль для центрального Корбана Найта – он забирает кучу нужных вбрасываний и невероятно играет под воротами. Плюс правый хват – дополнительные варианты розыгрыша и хитрые скидки на дальнюю штангу (так «Авангард» добивал ЦСКА в одном из матчей финала).

Вторая фишка Шафранова – при внешней нелюдимости, он очень легко находит общий язык с игроками и превращает сухие схемы и теорию в упражнения для мозгов. Игроки обсуждают с ним розыгрыши, разбирают плюсы и минусы различных вариантов и делятся ходами, которые подсмотрели в НХЛ – работа мозга развивает игровое мышление, а правильно подобранные роли раскрывают потенциал игроков. Кажется, это как раз то, чего остро не хватало сборной.

При всех плюсах не стоит воспринимать Шафранова, как лекарство от всех проблем. Игра в равных составах, выходы из зоны и работа защитников важны не меньше – а с этим проблемы у сборной России тоже случались. Опасения вызывает и то, что сборная – не клуб, и выстраивать взаимодействие нужно не в течение сезона, а буквально за считанные дни.

Так что в любом случае турнир будет сложным, и очень хочется верить, что у нас не будет проблем хотя бы с большинством.  

СКА использует уникальную схему в большинстве. Даже в НХЛ так никто не играет

«Авангард» отказался от дальних бросков в большинстве и забивает почти в каждом матче. Идею принес новый помощник Хартли

У Латвии – проблема с катками к ЧМ: тренировочный центр еще не сдан, а вторая арена – вообще не хоккейная

Думаете, хоккей – просто тупая беготня? Нет, это сложные схемы на дикой скорости

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Григорий Сысоев, Алексей Куденко, Павел Бедняков